Лучший педагог года

Проект программы «Знаю и оберегаю свой край»

Мария Мединская
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».

Составила: Мединская М. И.

с. Горки 2014

Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».

Пояснительная записка

Публикация «Проект программы „Знаю и оберегаю свой край“» размещена в разделах

Предлагаемый проект программы «Знаю и оберегаю свой край» направлен на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Проект программы ориентирован на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.

Один из методов обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.

Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы писателей Севера.

Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, с целью формирования нравственных, патриотических, коммуникативных качеств личности.

Задачи программы :

1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;

2. Формирование положительной этнической идентичности по средствам использования краеведческого материала;

3. Коррекция эмоционально-волевых качеств, поведенческих реакций личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья;

4. Развитие интеллектуальных умений, навыков в ходе изучения местного материала.

5. Формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края.

Формы занятий

Занятия по краеведению являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

беседы;

сценки;

праздники;

экологические сказки;

народные, подвижные игры;

работа с наглядными пособиями;

работа с объектами живой и неживой природы;

экскурсии;

тестирование;

литературно-музыкальные композиции;

КТД;

музыкотерапия;

Формы организации деятельности по проекту программы

воспитательский час

экскурсия

посещение музей

поход

Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек.

На занятиях применяются демонстрационные таблицы, фотографии, видеофильмы, мультимедийные презентации, разнообразный раздаточный материал.

Режим занятий

1-й год реализации проекта программы (3-й класс) рассчитан на 33 учебных часа: из них теоретические занятия – 20 - час; практические занятия - 13 часов.

2-й год реализации проекта программы (4-й класс)рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия - 16 часов, практические занятия - 16 часов.

3-й год реализации проекта программы (5класс)рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия - 23 часов, практические занятия - 9 часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

Участники программы : учащиеся 3-5 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, музея.

Связи, устанавливаемые для реализации проекта программы.

Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь, группа сопровождения, детская организация соуправления «Радуга»

Внешние: библиотека, музей.

Направления реализации проекта программы.

1. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности

2. Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся

3. Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ.

4. Эстетическое творчество.

5. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.

6. Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Условия реализации проекта программы

Проект программы будет успешно реализован, если:

будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

будут учитываться возрастные, личностные и психофизиологические особенности обучающихся;

будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Возможные критерии результативности

1. Активность учащихся во внеурочное время.

2. Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.

3. Положительная тенденция роста участников школьных выставок, викторин.

4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

Показатели результативности

1. Активное участие во внеклассной работе.

2. Активное участие школьников в играх и конкурсах.

3. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

4. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.

5. Оптимальный уровень воспитанности.

Проект программы построен на принципах:

• коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;

• дифференцированного и индивидуального обучения;

• действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;

• свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.

Представленный проект программы «Знаю и оберегаю свой край» рассчитан на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 3-5 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 30 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.

Программа рассчитана для педагогов коррекционных классов. Срок действия программы 3 года.

Благодаря реализации данного проекта программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.

Широко используются местные ресурсы: музей, памятные места, библиотека.

Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Публикации по теме:

«Цветик-семицветик». Конспект урока во втором классе коррекционной школы VIII вида Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо»Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» "Осенний букет", "Морское чудо" выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель - воспитатель продленного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край»
Опубликовано: 20 марта 2014 в 21:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД