Лучший педагог года

Проект «ППРС как одно из условий формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников»

Наталья Соколова
Проект «ППРС как одно из условий формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Разделы Содержание Сроки, индикаторы

Название проекта «Предметно – пространственная среда как одно из условий формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников». 2015-2020

Актуальность В современных условиях быстроменяющегося социального, мира, накопленных огромных знаний в разных областях науки, человеку необходимо уметь самостоятельно добывать нужные знания, уметь успешно взаимодействовать в социуме, при этом быть духовно богатой личностью. Потребность родителей в общественном воспитании остаётся высоко востребованной. Поэтому детский сад должен создавать условия для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства и подготовки воспитанников к следующей ступени обучения. Одним из направлений, которое способствует развитию требуемых качеств личности, является инициатива и самостоятельность. В формировании инициативы и самостоятельности большое место занимает организация развивающей предметно-пространственной среды.

Публикация «Проект „ППРС как одно из условий формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников“» размещена в разделах

Проблема, на решение которой направлен проект На сегодняшний день, в детских садах приоритет воспитания отклонён в сторону обучения, т. е. усилия педагогов направлены на усвоение детьми определённых знаний, методика проведения занятий строится по «школьному типу», ППРС не всегда организована по принципам доступности и функциональности, что противоречит основным требованиям ФГОС ДО. Данная ситуация не способствует развитию инициативы и самостоятельности как значимых целевых ориентиров дошкольного уровня образования, и ключевых, если рассматривать с точки зрения готовности ребенка к обучению в школе.

Такие важные качества как инициатива и самостоятельность, способы их формирования не достаточно понимаемы воспитателями детского сада. В практике ДОУ система образования направлена на формирование и передачу детям знаний, умений и навыков, а не на создание условий для развития. Сложившаяся ситуация обусловлена многими причинами, но суть её заключается в преимущественной позиции воспитателя ДОУ как «транслятора знаний». В следствии этого ППРС организована в большей части для педагога «транслятора знаний», что не способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности.

Причины затруднений

1. Запрос родителей на формирование у детей знаний и недопонимание ведущей роли качеств, способствующих дальнейшему успешному развитию и обучению в школе (например, произвольность, самостоятельность и др.).

2. Отсутствие логики преемственности дошкольного и начального школьного обучения. В настоящее время есть сложности единого понимания родителями, воспитателями и учителями готовности к школьному обучению.

3. «Школьный принцип построения» воспитательно-образовательного процесса в детских садах, не соответствующего возрасту детей. 86% педагогов, работающих в ДОУ имеют образование по должности «учитель».

4. Подходы к формированию предметно-пространственной развивающей среды и её пополнению в сознании педагогов и родителей осуществляются по принципу достаточности и избыточности и основаны на стационарности. Часто нарушается принцип доступности, полифункциональности, вариативности и трансформируемости ППРС.

5. Технологии и формы работы с детьми, заявленные во ФГОС как приоритетные, (экспериментирование, исследовательская и проектная деятельность, социо-игровые подходы, коллекционирование и др., способствующие развитию инициативы и самостоятельности) не используются в массовой практике (чаще декларируются) или используются точечно.

Цель проекта : Преобразование предметно-пространственной среды, способствующее развивающему взаимодействию в системе «взрослые – дети»

Задачи:

1. Включение в активную деятельность педагогического коллектива ДОУ по изменению учебно-методической и нормативно-правовой документации ДОУ в соответствии с ФГОС.

- Образовательная программа ДОУ

- Учебный план

- Годовой план деятельности учреждения

- Локальные акты учреждения

2. Изменение ориентиров профессиональной деятельности педагогов с результатов (ЗУНы) на процесс (взаимоотношения).

- Изучение педагогическим коллективом ДОУ профессионального стандарта педагога

- Самообследование

- Анализ выявленных затруднений и проблемных зон

- Мотивация педагогов к предстоящим изменениям

- Выбор траектории изменений

- Повышение квалификации педагогов

- Работа в творческих группах

- Работа педагогов в режиме проектной деятельности

- Осуществление взаимодействия в системе «Взрослые -Дети» на основе образовательных технологий и подходов

3. Организация предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

- Изучение требований ФГОС к организации ППРС

- Понимание педагогами требований ФГОС к среде и возможностей РППС в развитии инициативы и самостоятельности детей

- Анализ имеющегося материального обеспечения УВП

- Выявление дефицитов

- Утверждение перечня оборудования и материалов для предметно-пространственной среды

- Разработка модели построения образовательного процесса по развитию инициативы и самостоятельности в развивающей среде (организация центров активности, разработка технологических карт деятельности в центрах активности)

- Разработка форм работы по организации детской деятельности в ППРС

4. Системное использование технологий и форм работы с детьми, способствующее развитию инициативы и самостоятельности (экспериментирование, исследовательская и проектная деятельность, социо-игровые взаимодействия и др.).

5. Создание в рамках социального партнерства с родителями открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно-субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.

- Анализ запросов родителей

- Информированность родителей об образовательном процессе в ДОУ в целом и о предстоящих переменах

- Включенность родителей в предстоящие перемены (участие в образовательном процессе, участие в преобразовании развивающего пространства, в мониторинговых мероприятиях).

6. Обеспечение преемственности со следующей ступенью образования.

- Достичь взаимопонимания с начальным звеном школы в вопросах деятельностного подхода к способам получения детьми знаний (готовим к школе не «читающего ребенка», а ребенка, умеющего добывать знания).

Адресаты Воспитатели, родители, воспитанники, учителя начального звена школы.

Этапы проекта

Проект реализуется в четыре этапа:

• организационный,

• этап апробации,

• этап рефлексии,

• распространение опыта 1. Организационный

1.1. Создание творческих групп по:

- подготовке изменений в нормативно-правовую базу учреждения

- по изменению учебно-методической документации ДОУ в соответствии с ФГОС

- по разработке принципов организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

- по мониторингу качества образования в ДОУ

1.2. Формирование банка заявок педагогов на курсы ПК.

1.3. Информированность родителей о предстоящих переменах и преобразованиях в организации жизнедеятельности ДОУ.

1.4. Внесение изменений в содержание договора взаимоотношений со школой в соответствии с ФГОС.

Март-август 2015г.

2. Этап апробации

2.1. Разработка учебно-методического обеспечения (организация НОД, гибкий режим, комплексно-тематическое планирование, реализация приоритетного направления ДОУ).

2.2. Разработка нормативно-правовой документации.

2.3. Разработка модели развивающего пространства в соответствии с ФГОС.

2.4. Апробация обновленной в соответствии с ФГОС развивающей предметно-пространственной среды в двух группах ДОУ («Сударики», «Капелька»).

2.5. Организация семинаров, практикумов для педагогов ДОУ по внедрению новых подходов к образовательной деятельности детей в обновленной ППРС.

2.6. Организация проблемных семинаров по использованию технологий в образовательном процессе.

2.7. Использование современных коммуникационных технологий для включенности родителей в преобразования ДОУ (диспут, клубный час, интернет-ресурсы и др.).

2.8. Организация гостевого обмена опытом между педагогами начального звена школы и воспитателями ДОУ.

2.9. Внедрение в практику работы всех групп ДОУ эффективного опыта по созданию ППРС на основе групп «Сударики» и «Капелька».

2.10. Разработка индикаторов качества образования в ДОУ.

2.11. Использование ресурсов пространства ДОУ для реализации гибкого режима в образовательной деятельности. Сентябрь 2015 – май 2016г.

Разработанное учебно-методическое и нормативно-правовое обеспечение организации жизнедеятельности в соответствии с ФГОС. Сформированная потребность в переменах у педагогов (перемены во взаимоотношениях, в организации воспитательно-образовательного процесса, в организации ППРС в ДОУ). Оценивание деятельности групп в соответствии с разработанными индикаторами.

3. Этап рефлексии

3.1. Анализ преобразований на основе разработанного мониторинга качества образования в ДОУ.

3.2. Анализ соответствия личности педагога профессиональному стандарту.

3.3. Анализ созданной в двух группах ДОУ ППРС (эффективность, функциональность, доступность, безопасность).

3.4. Анализ работы по «гибкому режиму». Опыт и проблемы.

3.5. Внесение возможных корректировок в проект.

Май - август 2016г.

4. Этап распространения опыта

4.1. Проведение методических мероприятий, направленных на устранение профессиональных затруднений педагогов на данном этапе реализации проекта.

4.2. Организация деятельности педагогических мастерских (обмен передовым опытом внутри детского сада) по:

- системному применению технологий

- эффективному использованию ППРС

- организации взаимодействия с родителями

4.3. Обучение педагогов ДОУ на курсах ПК

4.4. Использование ГМО в качестве площадок для обмена опытом среди коллег города.

Сентябрь 2016 – 2020г.

Предполагаемый результат реализации проекта

В ДОУ созданы условия для развития инициативы и самостоятельности, через создание ППРС, обеспечивающей взаимодействие в системе «взрослые – дети».

Созданные в ДОУ условия (ППРС, взаимоотношения «взрослые-дети») соответствуют разработанным муниципальным критериям оценки условий и успешности выпускника ДОУ, его инициативы и самостоятельности.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников» В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в.

Обогащение развивающей среды — одно из условий формирования личности ребёнка Что такое развивающая среда? Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей Дошкольное детство- уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье; осуществляется развитие личности. В начале пути каждого.

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников» (на экране висит 1 слайд с названием.

Информационно-пространственная среда в ДОУ как условие поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников (Слайд 1) В федеральном государственном стандарте дошкольного образования как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке.

Сюжетно-ролевая игра как одно из условий здоровьесбережения дошкольников 1 слайд Сюжетно – ролевая игра как одно из средств здоровьесбереженья. 2 слайд «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От.

Приобщение к истокам народной культуры как одно из условий патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида» Сообщение из опыта работы ДОУ на тему «Приобщение.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Свободное экспериментирование — одно из условий развития навыков сотрудничества у дошкольниковСвободное экспериментирование — одно из условий развития навыков сотрудничества у дошкольников Дошкольное детство – время познания всего нового и жутко интересного! Уже с трехлетнего возраста малыш карабкается в самые труднодоступные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «ППРС как одно из условий формирования инициативы и самостоятельности у дошкольников»
Опубликовано: 17 января 2017 в 11:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД