Проект «Путешествие в страну математики» (вторая младшая группа)

Наталья Кузнецова
Проект «Путешествие в страну математики» (вторая младшая группа)

Вид проекта: познавательный, информационно - исследовательский

Тип проекта: долгосрочный, групповой

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность: ноябрь - май

Проблема возникновения проекта:

Дети младшего дошкольного возраста испытывают затруднения в формировании математических представлений, что обусловлено возрастными особенностями. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому для формирования математических представлений я использовала занимательные игровые ситуации, математические игры, дидактические игры. Все это помогает решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Актуальность темы:

ФГОС предусматривает развитие у дошкольников таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия с окружающими, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.). Формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. И в конечном итоге поможет детям в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

Цель проекта:

Создать условия для формирования элементарных математических представлений у дошкольников через совместную игровую деятельность.

Задачи проекта

Обучающие:

• формировать первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира; а также форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени;

• обучать умению слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, т. е. вести диалог;

• формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

• совершенствовать умение сравнивать два и более предметов по величине (длине, ширине, высоте).

Развивающие:

• развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя;

• развивать представления детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике;

• развивать наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

• воспитывать эмоционально положительное отношение к продуктивной деятельности;

• воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемый результат:

- проявление большого интереса к занятиям по математике;

- увеличить интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр, игровых упражнений, чтения художественной литературы;

- развивать чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию;

- стремиться преодолевать трудности;

- воспитывать стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.

План реализации проекта:

Этапы и сроки реализации проекта Содержание деятельности Результат

Организационно – подготовительный (ноябрь-декабрь) 1. Обоснование актуальности темы;

2. Определение цели и задач проекта;

3. Подбор литературы, пособий;

4. Изготовление дидактических и развивающих игр;

5. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

6. Составление тематического планирования мероприятий Наличие у участников проекта четких представлений о необходимости развития элементарных математических представлений у детей младшего возраста

Основной (январь – апрель)

Организационная деятельность в соответствии с тематическим планированием Наличие тематического плана мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений.

Повышение интереса у детей к образовательной деятельности ФЭМП.

Улучшение показателей диагностики уровня развития математических способностей у детей.

Заключительный (май) 1. Обобщение результатов

2. Анализ деятельности Наблюдение за развитием математических способностей детей и планирование дальнейшего их усовершенствования

Реализация этапов проекта:

№ мероприятия цели срок

1 этап - подготовительный

1. Подобрать наглядно – дидактические пособия и игры, демонстрационный материал, подвижные игры, художественную и методическую литературу - создать необходимые условия для реализации проекта ноябрь

2.

3.

4. «Круглый стол» с участием родителей и детей

Анкетирование родителей

Выставка дидактических игр - обсудить цели и задачи проекта;

-способствовать формированию у родителей представления об элементарной математике во 2 младшей группе;

-сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

-выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников

- познакомить родителей с играми по математике, развивающими игровую деятельность детей; декабрь

5. Изготовление дидактических пособий по ФЭМП - пополнить развивающую среду новыми дидактическими играми ноябрь - декабрь

6. Подбор и разработка конспектов НОД по разным видам деятельности детей - решение задач по ФЭМП ноябрь - декабрь

2 этап - основной

1.

ОД -формирование математических представлений у дошкольников через организованную деятельность в соответствии с тематическим планированием Январь-апрель

2. Дидактические игры:

«Наряди матрешку»

«Сплетем коврик»

Игры с песком:

«Выложи орнамент»

«Найди домик»

«Выбери мозаику определенного цвета»

Игры с дидактическим зонтом: «Что вверху, что внизу»

«Спрячемся от дождика»

«Паровоз с цифрами»

«Подбери по цвету»

«Кому какая форма»

«Три квадрата»

«Составь целое из частей»

«Времена года и суток»

«Справа – слева, сверху – снизу»

«Раз, два, три, четыре…»

Игры с логическими блоками Дьёнеша:

«Чудесный мешочек»

«Чего не стало?»

«Что изменилось?»

«Что лишнее?»

«Продолжи дорожку»

«Найди пару»

«Цифры» -расширять знания детей по ФЭМП через дидактическую игру.

- учить выбирать геометрические фигуры соответственно форме;

- развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, воображение и творческие способности;

- развивать сенсорное восприятие, тактильные ощущения при игре с песком, развивать образное мышление;

- развивать сенсорное восприятие, пространственные отношения;

- развивать сенсорное восприятие, умение соотносить цвет с формой;

- знакомить детей с числительными в пределах 5;

- развивать структуры логического и ассоциативного мышления;

- учить формировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины;

- учить соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: большой, средний, маленький;

- развивать умение составлять круг (квадрат, треугольник) из двух (трех, четырех) частей;

- учить составлять логическую цепочку;

- формировать пространственные представления, учить определять положение предметов относительно чего-либо;

- закрепить умения считать до 5

- формировать умение группировать по одному признаку (форме, по двум признакам (цвету и форме, развивать умения ориентировки в пространстве;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать внимание;

- развивать логическое мышление;

- развивать внимание;

- развивать логическое мышление;

- учить подбирать пару к предмету, опираясь на цвет, форму, размер

-упражнять в устном счете; учить соотносить количество предметов к цифре;

Январь-апрель

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

«Детский сад»

«День рождение куклы Кати»

«Семья»

«Парикмахерская»

«Больница»

«Автобус» - развивать математические представления детей в сюжетных играх

Январь-апрель

4. Продуктивная деятельность:

-аппликация «Украсим тарелочку»

-«Веселые снеговики»

«Флажки такие разные»

«Оденем кукол на прогулку»

- лепка «Башенка»

«Миски для трех медведей» -использовать полученные знания и умения в продуктивной деятельности

- закрепить геометрическую форму – круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге;

- учить конструировать образ снеговика из трех разных по размеру кругов;

- учить составлять линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету или форме;

- учить составлять узор в определенной последовательности, правильно чередуя фигуры по величине: большие и маленькие

- учить составлять башенку из нескольких частей, накладывая одну на другую;

- учить лепить миски разного размера (большую, среднюю и маленькую) Январь-апрель

5. Подвижные игры:

«Найди свой домик»

«Мы идем по кругу»

Мой веселый звонкий мяч»

«Карусель»

«Кот и мыши»

«Бабочки и цветы»

«Мы шагаем»

«Цветные фонарики»

«Достань ленточку»

«Догони мяч»

«Ноги и ножки»

«Выбери мяч» Закреплять полученные математические представления через подвижную игру:

- закреплять умение различать цвета;

- закреплять умение находить в пространстве предложенные предметы;

- закреплять понятие большой и маленький;

- учить самостоятельно выбирать и изменять направление движения;

- учить становиться в круг (большой и маленький);

- учить выполнять игровые действия по словесной инструкции взрослого.

Январь-апрель

6. Художественное творчество:

Выкладывание геометрических фигур из бус, палочек, другого бросового материала

- закреплять математические представления с использованием нетрадиционных технологий Январь-апрель

7. Художественное слово закреплять математические представления с помощью литературных произведений Январь-апрель

3 этап - заключительный

Обработка и оформление проекта

Анализ результативности

Подведение итогов диагностики

- завершение проектной деятельности по развитию математических представлений во второй младшей группе;

- обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности Май

Роль родителей в реализации проекта:

Через анкетирование родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, было выявлено, что у родителей создалось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-либо математических понятий. Также стало понятно, что у детей дома достаточно игрушек, но покупаются они без учета возраста и перспективы на развитие. В основном это дорогие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Чтобы познакомить родителей, как сделать математику интересной для детей, я организовала выставку дидактических игр и пособий.

Совместно с родителями обсудила, чем полезна игра, сделанная своими руками. Используя Интернет-ресурсы подобрали такие игры, которые помогут развить у ребенка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь. И с помощью родителей изготовила новые дидактические игры, используя самые простые и доступные материалы.

Продукт проектной деятельности:

Итоговая образовательная деятельность по познавательному развитию детей второй младшей группы «Под грибом» по мотивам одноименной сказки В. Сутеева

Перспективы дальнейшего развития:

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, которое необходимо для успешного обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. И достигнуть этой цели поможет решение ряда задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, развивается и детский интеллект. Поэтому главную основу всей работы должно составлять развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознание ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Вывод:

В ходе реализации проекта у детей развился интерес к познавательной деятельности не только во время образовательной организованной деятельности, но и в различных режимных моментах. Появился больший интерес к занятиям по ФЭМП. Возросло желание и стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу.

Используемая литература:

1. Младший дошкольник в детском саду. Учебно – методическое пособие/Т. М. Бабаева и др. - СПб.: Детство – пресс,2008г.

2. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015г.

3. Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. – М.:СФЕРА, 2014.

4. Белошистая А. В. Занятия по ФЭМП для дете1 3-4 лет. - М. ,2005.

5. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет/под ред. Парамоновой Л. А. -М., 2014.

6. Сборник подвижных игр. Для занятий сдетьми 2-7 лет/ авт. Степаненкова Э. Я. -М., 2014

7. Конструирование. Конспекты совместной деятельности с детьми 3-4 лет. - СПб., 2015.

8. Хрестоматия для маленьких/ сост. Елисеева Л. Н. - М., 1987.

9. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992

10. Комарова Т. С. Занятия по ИЗО во второй младшей группе. – М., 2007.

Проект «Путешествие в страну математики» (вторая младшая группа)
Публикации по теме:

Сценарий праздника «Путешествие в страну Здоровья с котом Путяшей» (вторая младшая группа) Под звуки марша дети входят в зал и занимают свои места. Ведущий: Мы со спортом крепко дружим, Никогда, друзья, не тужим, В страну спорта.

Игра «Путешествие в страну Математики». Подготовительная группа.Игра «Путешествие в страну Математики». Подготовительная группа. Разработал воспитатель: Печенкина Т. И. Игра-путешествие в страну Математики ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Цель: Формирование приемов умственной.

Итоговое занятие по ФЭМП «Путешествие в страну математики» (старшая группа) Итоговое занятие ФЭМП (старшая группа) «Путешествие в страну математики» Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в страну математики» подготовительная группа. Тема: «Путешествие в страну Математики» Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших. Задачи: - Способствовать развитию.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Проект «Путешествие в страну математики» (вторая младшая группа)
Опубликовано: 18 октября 2017 в 16:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Секреты волшебного узелка»
Детский мастер-класс «СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО УЗЕЛКА» Цель: формирование навыков изобразительной деятельности у дошкольников посредством использования...
Оформление помещения.
Детский сад — это второй дом для ребенка, в котором он должен и чувствовать себя, как дома. В полной мере этому способствует окружающая обстановка. Так,...
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок»
Новогодний утренник в подготовительной группе по сказке «Золотой петушок» Дети входят в зал под музыку, обходят ёлку и останавливаются у стульев. Вед....
Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»
В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки, словарный запас...
Акция посвященная Всемирному Дню памяти погибших в ДТП (19 ноября).
17 ноября 2017 года воспитанники творческого объединения "Журавлик"под моим руководством совместно с классным руководителем 3 "В" класса "Красноярская СОШ...