Проект «Экономика и дошкольник»

Валентина Коськаева
Проект «Экономика и дошкольник»

Проект

«Экономика и дошкольник»

подготовила

воспитатель МБДОУ №21 «Сказка»

Коськаева Валентина Ивановна

Белово 2012

Составитель Коськаева, В. И., воспитатель

Рецензент_Заведующая кафедрой дошкольного образования КРИПиПРО, канд. пед. нак Е. Г. Вотинова

Содержание

Паспорт проекта….

Актуальность ….

Новизна материала….

Цели и задачи проекта…

Партнеры проекта…

Целевые группы проекта…

Механизм реализации проекта….

Материально- техническое обеспечение…

Программно- методическое обеспечение….

Календарный план по реализации проекта….

Ожидаемые результаты…

Оценка результатов….

Дальнейшие результаты проекта….

Форма представления результатов проекта….

Список литературы…

Приложения ….

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Дошкольник и экономика»

Основные разработчики проекта Воспитатель логопедической группы Коськаева, В. И.

Цели и задачи проекта Цель:способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги,товар, зароботная плата);

- знакомить детей с профессиями связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Сроки и этапы реализации проекта - Информационно- аналитический - сентябрь- ноябрь 2009 год;

- Основной – декабрь 2009 год;

- Заключительный – январь 2009- август 2010год.

Перечень основных мероприятий 1. Изучение научно- методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика, «Что мы знаем об экономике, «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

5. Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Исполнители проекта • воспитатели группы;

• заведующий детским садом;

• старший воспитатель;

• музыкальный руководитель;

• воспитатель ИЗО;

• зам. зав. по хоз. Части.

Ожидаемый результат реализации проекта - дети, понимающие и ценящие окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважающие людей, умеющие хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видящие красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведущие себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролирующие свои потребности в соответствии с возрастом.

Целевая группа проекта Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.

Актуальность

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна неразработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей (А. В. Запорожец, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.

Новизна материала

Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

При составлении проекта опиралась на известные работы Г. Н. Годиной, Л. А. Голуб, Т. В. Дробышевой, Е. А. Курака, А. Н. Орешиной, И. А. Сасовой, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой и других авторов по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Экономика и дошкольник», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация проекта“ Экономика и дошкольник” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Цель и задачи проекта

Цель:способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата).

2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.

3. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

4. Формировать экономическое мышление.

5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.

6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Партнеры проекта

Ключевые партнеры Содержание деятельности

Воспитатель Осуществляет:

- разработку и реализацию проекта;

- программное обеспечение проектной деятельности;

- выполнение комплекса мер по реализации проекта:

- подбор игр;

- использует дидактические игры на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях и в свободной деятельности;

- подбирает советы и консультации для педагогов и родителей;

- составляет сборники словесно- дидактических игр и упражнений;

- изготавливает и приобретает атрибуты для сюжетно- ролевых игр;

- подбирает материал для проведения занятий.

Основные партнеры:

- старший воспитатель

- музыкальный руководитель

- воспитатель по изо. деятельности

- зам. зав. по хоз. части

Осуществляют реализацию мероприятий проекта:

- координирует работу по составлению проекта;

- обеспечивает необходимой документацией участников проекта;

- подбирает методические разработки.

- проводит консультации с педагогами по проектной деятельности в детском саду.

- подбирает сценарии мероприятий;

- участвует в проведении мероприятий с детьми и родителями;

- подготавливает и проводит детские праздники;

- организует и участвует в проведении развлечений для детей.

- оказывает помощь в оформлении музыкального зала;

- оказывает помощь в изготовлении атрибутов для сюжетно- ролевых игр;

- на занятиях изготавливает с детьми необходимые атрибуты для игр.

- обеспечивает материально-техническое обеспечение;

- приобретает необходимые игрушки и материалы для реализации проекта.

Целевые группы проекта

Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.

Основная проблема проекта : приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Целевые группы Их интересы

Дети 5-7 лет - наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители - повышение уровня знаний по теме проекта.

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

Педагоги - приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников экономических знаний;

- накопление практического материала;

- проявление интереса к проектной деятельности.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта Сроки

этапов

проекта Задачи этапов проекта

I этап

(подготови-тельный) сентябрь

2008- октябрь 2008 г - составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

- проведен теоретический анализ экономической и психологопедагогической литературы.

- разработаны критерии, показатели и уровни оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

- спрогнозировать ожидаемые результаты и риски проекта.

- оптимизировать программно- методическое обеспечение УВП в группе.

II этап

(основной) ноябрь

2008 г 1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мониторинг эффективности проекта.

3. Проведение занятий для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

4. Спланированы и проведены экскурсии в банк, магазины.

5. Организованы и проведены сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

6. Изготовлены и проведены игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.

7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через:

- составление плана совместной работы;

- выступлений на педагогическом совете;

- консультации;

9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через:

-консультации;

-родительское собрание;

- совместное с детьми изготовление товара для ярмарки;

- оформление «папки – передвижки».

10. Систематизировать накопленный материал.

III этап

(заключи-тельный)

Август 2010 г 1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Аукцион детских работ».

5. Показательное занятие для воспитателей детского сада «Банк».

Материально- техническое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

- сюжетно –ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин»;

- магнитофон ;

- аудиокассеты с музыкой;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно- печатные игры;

-пополнение игротеки настольно-печатными играми;

-сюжетно- ролевые игры «Банк», «Кафе»;

- видеокамеру для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности;

- видеомагнитофон.

Программно- методическое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

- программа «Радуга» Т. Н. Дороновой;

-программа «Дошкольник и. экономика» А. Д. Шатова

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр.

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

- библиотека методической литературы; - сборники игр и упражнений;

-обогатить библиотеку новинками методической литературы;

- комплекты по развернутому перспективному планированию по программе «Радуга»;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

Календарный план по реализации проекта

№ Мероприятия Описание Дата Ответствен-ный

1 Диагностика знаний детей по экономике

Диагностика знаний детей по экономике. сентябрь

2008

январь 2009

май 2009

Воспитатели группы, старший воспитатель.

2 Анализ ресурсного обеспечения проекта Анализ кадрового потенциала, подбор программ, методик

октябрь 2008г. Старший воспитатель, воспитатель группы

3 Проектирование Создание рабочей группы по реализации проекта в количестве 7 человек.

Распределение членов группы (сетевой координатор, заместитель, члены рабочей группы)

Сентябрь 2008г. Старший воспитатель, воспитатели группы

4 Повышение квалификации воспитателя Самообразование, курсы повышения квалификации. в течении года, октябрь – декабрь

2009г. Старший воспитатель, воспитатель

5 Мониторинг уровня развития Обработка данных диагностики за два года Май 2010г.

Старший воспитатель, воспитатель

6 Приобретение Дидактические, настольно- печатные игры; аудиокассеты; сюжетно- ролевые игры «Кафе», «Банк», «Овощной магазин». Ноябрь 2008г.

Январь 2009г.

Воспитатель

7 Изготовление -дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки- передвижки для родителей Февраль 2009г.

Март 2009г.

Ноябрь 2008г.

В течении всего срока.

Ожидаемые результаты

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Экономическое воспитание дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Оценка результатов

В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг знаний детей по экономическому образованию.

Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.

Критерии оценивания Показатели Индикаторы

Инструмент измерения

Уровень развития знаний детей по экономическо-

му образованию. Количество детей с высоким уровнем развития – 87%

Средний уровень -13% Повышение знаний по экономическому образованию детей- дошкольников

Диагностические методики

Навыки педагогической культуры родителей Активность родителей в процессе обучения детей экономическим знаниям Повышение активности родителей в воспитании и развитии детей Отзывы, публикации, опросники

Кадровые потенциалы Компетентность педагогов Прохождение курсов повышения квалификации Свидетельство о повышении квалификации

Дальнейшие результаты проекта

1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

2. Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний.

3. Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников.

4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Форма представления результатов проекта

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.

Список литературы

Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163

Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127

Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29

Сорокина,А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение,1998 – с. 113

Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95

Успенский,Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М.: Владос, 2000. – с. 125

Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.

Публикации по теме:

«Школа гнома Эконома»«Школа гнома Эконома» В своей группе я веду работу по экономическому воспитанию. Мной был разработан проект на экономическую тему " Школа гнома Эконома". Хотелось.

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Автор публикации:
Проект «Экономика и дошкольник»
Опубликовано: 9 февраля 2013 в 14:15
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...