Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Татьяна Костюнина
Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей человека, поэтому в последние годы уделяется большое внимание изучению детского творчества в разных видах деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Актуальность:

Необходимость создания данного проекта бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.

Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Работа с бумагой является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.

Реализуя образовательную программу, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания.

Я считаю, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе искусство оригами. В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

умение слушать воспитателя

принимать умственную задачу и находить способ ее решения

переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

развитие самоконтроля и самооценки

осознание собственных познавательных процессов.

Цель проекта: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.

Для реализации данной цели в своей работе предусматриваю решение следующих задач:

1. Анализ имеющегося опыта педагогов исследователей по изучаемой проблеме.

2. Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в работе с бумагой.

4. Обучение детей базовым формам оригами.

5. Закрепление знаний детей о растительном и животном мире.

6. Выявление эффективности форм, методов развития творческих способностей на основе анализа проделанной работы.

Методы и приёмы обучения:

1) наглядные (показ педагога, пример, помощь);

2) словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование сказок, скороговорок, пословиц и поговорок);

3) практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки);

4) диагностические;

5) информационные.

Необходимые условия:

1) место в группе для работы с бумагой;

2) материал для работы (цветная бумага, ножницы, клей);

3) схемы, пооперационные карты;

4) рамки для коллективных панно;

5) возможность демонстрации детских работ;

6) литература, иллюстрации.

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Принцип индивидуального подхода.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Время реализации проекта – долгосрочный, июнь2011 г. - июнь 2013 г.

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое: методические пособия

Кадры: воспитатели, специалисты

Информационное: дидактический материал, демонстрационный материал, литература

периодическая печать, интернет

Финансовые: средства родителей

В процессе выполнения проекта возникли следующие проблемы:

- сбор коллекции бумаги

- финансовая сторона

- подборка специальной литературы

Финансовое обеспечение проекта: личные средства и средства родителей.

Новизна: Работа с бумагой в технике оригами положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.

Реализация проекта:

1 этап - подготовительный

Мероприятия: Анкетирование родителей. Проведение мониторинга. Организация и обработка результатов исследования. Подборка дидактических, информационных и

методических пособий, а также разных видов бумаги.

2 этап – организационный

Мероприятия: Консультации по потребностям родителей. Экспериментирование с бумагой.

3 этап – практический

Мероприятия: Организация и проведение НОД и режимных моментов с детьми по плану.

4 этап – итоговый

Мероприятия: Проведение итоговой диагностики. Организация творческих выставок детских работ. Круглый стол с родителями.

Временные риски: недостаточное количество денежных средств, низкая активность родителей на начальном этапе проекта, недостаточное развитие мелкой моторики рук на начальном этапе проекта.

Промежуточные результаты в процессе реализации проекта:

В процессе реализации достигла таких результатов:

- создана развивающая среда – коллекция бумаги для самостоятельной деятельности, пооперационные карты, библиотека книг, стихов, рассказов о природе

- методические разработки – планы, карты, тематическое планирование, конспекты НОД

- диагностика: выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

Участие педагога: взаимопросмотры, районное методическое объединение: мастер-класс и обобщение опыта, районная площадка по экологическому воспитанию – НОД, мастер-классы для родителей, воспитателей.

Проект находится на этапе реализации, и перспективы я вижу в следующем:

1. Увеличение конструктивных, познавательных и творческих способностей.

2. Развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму.

3. Умение анализировать поделку.

4. Разовьется поисковая свои работы.

5. Формирование положительного отношения к труду.

6. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы и информационных ресурсов

7. Способствование более активному включению родителей в совместную творческую деятельность;

Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям. Я предполагаю продолжить работу в этом направлении со следующей группой детей. Планирую использование различных техник, таких как квиллинг и модульное оригами.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками.Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Автор публикации:
Проект «Работа с бумагой как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 апреля 2013 в 22:36
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рассказ «Яблоко»
Был обычный день. По городу гуляла осень, разбрасывая пожухлую листву, пронизывая людей холодным ветром и окропляя их моросившим дождем. По узкой...
Мини мастер-класс «Олимпийский факел»
Доброго времени суток всем! Вот и прошли Олимпийские игры в Бразилии, Олимпиада, которую с таким нетерпением ждали многие российские спортсмены, и...
Фото отчёт музейно-образовательная встреча «Люди труда — гордость шахтёрского края»
Приближается профессиональный праздник «День Шахтёра». В нашем шахтёрском городке этот праздник отмечают всем миром. И для того чтобы наши воспитанники, наши...
Фотоотчет. Игровой центр «Русская изба»
Фотоотчет. Игровой центр «Русская изба» Русская изба просторна да хороша, в гости нас приглашает она. Цель: приобщение детей...
Математика. НОД по сказке «Репка»
Математика. НОД по сказке «Репка» Цель. Закрепить знания о величине, продолжать учить порядковому и количественному счету в пределах восьми, ориентировке в...