Папки-передвижки

Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления «Растения нашего края» (4 фото)

Оксана Морозова
Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления «Растения нашего края»

Проект "Растения нашего края"

[/b]

Старший воспитатель Морозова Оксана Владимировна

Воспитатель Телегина Анна Владимировна

Педагог-психолог Репницына Екатерина Викторовна,

Учитель-логопед Болдарева Александра Валерьевна.

Нами был разработан и реализован проект «Растения нашего края».

Публикация «Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления „Растения нашего края“» размещена в разделах

Цель проекта : Разработать систему коррекционной работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико – синтетической деятельности с использованием проекта.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность воспитанников, аналитико – синтетическое мышление.

2. Расширить знания детей о растительном мире севера, развивать природоохранное поведение.

3. Учить налаживать взаимоотношения между членами группы, между взрослыми и детьми. Развивать в детях организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходила несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно – воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Формирующий эксперимент проходил в три этапа.

В проект вошли организованные формы обучения и совместная деятельность педагога и детей :

Содержание работы над проектом :

1 этап: Постановка проблемы: «Что мы знаем о растениях включила в себя написание письма детям в Африку с рассказом о своём северном крае. Цель: Определив проблемную ситуацию, побудить детей к решению углубить и расширить свои знания о природе родного края.

2 этап: Ознакомление дошкольников с растительным миром и развитие у них аналитико – синтетического мышления. Работа на этом этапе включила в себя:

• НОД в форме занятий, викторин на темы:«Царство деревьев», «Царство ягод»;«Растения, которые нас лечат», «Надо беречь и охранять природу»; занятий по обучению детей уходу за растениями; по ознакомлению с труд взрослых в природе: «Кто живёт в группе?», «Как ухаживать за комнатными растениями, «Кто главный в лесу?», «Наши зелёные друзья».

Цель: активизировать познавательную деятельность старших дошкольников; в играх и беседах развивать аналитико – синтетическое мышление и ВПФ. Расширить знания детей о растительном мире севера, природоохранное поведение.

• Рассказ воспитателя, чтение художественной природоведческой литературы. Беседы и разговоры с детьми на экологические темы: «Лесная аптека», «Как нужно вести себя в лесу», «Чтобы лес стал другом» «О весне…», «Сравним признаки ранней и поздней весны», «Лес – не мусорная свалка», «Чем нас радует лес?», «Человек природе друг или хозяин?», «Чем прекрасна тишина».

Цель: учить дошкольников думать, рассуждать, строить умозаключения и делать выводы, уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит педагог, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом.

•Экскурсии, туристические прогулки на природу со следующими тематиками: «Экологическая тропа», «Узелки на память», «Первые вестники весны» «Ранняя весна в лесу», «Хвойные деревья», «Деревья в лесу», «В лес за тишиной».

Цель: в природных условиях учить воспитанников отгадывать загадки, решать проблемные ситуации, логические задачи, головоломки, проходить лабиринты на бумаге, закреплять полученные знания в играх, совершенствующих логическое мышление. В экспериментальных действиях учить детей устанавливать причинно – следственные связи: «Почему у дерева с тёмным стволом быстрее тает снег?», «На какую сторону света растёт больше веток, «Что живёт под снегом?». Побуждать воспитанников придумывать и инсценировать сказки «Спор деревьев» (ели и сосны, «Как берёзка друзей нашла», собирали природный материал, из которого в свободной деятельности изготавливали поделки.

Наблюдения в уголке природы и в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формировать у детей знания о природе, учить их наблюдать, размышлять, развивали наблюдательность, воспитывали эмоционально и эстетически. В зависимости от познавательных задач мы использовали различные виды наблюдения.

• Словесные, дидактические, подвижные, сюжетные игры. При ознакомлении детей с растениями мы использовали дидактические игры с природным материалом. Такие игры развивали у воспитанников мелкую моторику, что очень важно для подготовки дошкольников к учёбе в школе.

1) Цель: в играх учить обобщать понятия, классифицировать, соотносить по смыслу: «Назови группу», «Найди лишнее», «Найди деревья, кустарники, цветы, ягоды», «Лиственные и хвойные деревья», «Что общего?», «Разделительная линия», «Кто живёт в лесу?», «Чего даёт лес?», «С какого дерева», «Чего больше?»,

2) Цель: в играх учить сравнивать, предварительно анализируя увиденное : «Найди такой же», «Назови сходства и различия», «Найди пару», «Пара к паре», «Назови ласково», «Назови листочек»,

3) Цель: в играх учить систематизировать: «Пронумеруй ёлочки по размеру», «Пронумеруй грибы по высоте», «Пронумеруй деревья по толщине», «Продолжи ряд», «Без чего не бывает леса?», «Назови, какой сок», «Соедини стрелками в нужном порядке», «Ошибки художника», «Как растёт дерево», «Пустое место», «Закончи предложение», «Нарисуй таблицу»,

4) Цель: в играх учить ограничивать, классифицировать: «Покажи сначала деревья, потом кусты (потом ягоды, потом цветы)», «Найди предметы зелёного цвета (красного)», «Что колючее?»;

5) Цель: в играх учить отрицать: «Скажи наоборот», «Схема и рисунок», «Расшифруй схему», «Найди ни ель и ни берёзу», «Обведи не кусты (не цветы, не ягоды)», «Бывает или нет?»;

6) Цель: в играх учить анализировать и синтезировать, тренировать воображения «Найди фрагменты на картинке», «На что похоже?», «Что мы видим?». «Что такое?», «Что не так?»;

7) Цель: в играх учить словообразованию, развивать речь, активизировать словарь: «Измени слово», «Кто быстрее?», «Назови – какой?», «Любопытный», «Слова - приятели», «Импровизация», «Сочиним историю», «Новая история».;

8) Цель: в подвижных играх закреплять полученные ранее знания, развивать психофизические качества: «К названному дереву беги», «Что там далеко?», «Запахи леса», «Метелица, вьюга, пурга, буран» и другие (Приложение №10).

* Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дают возможность подробно рассмотреть природу, длительно сосредоточить на них внимание, подводит ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий/

* Опыты, поисковую деятельность мы использовали как способ решения познавательной задачи.

В процессе дети преобразовали объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы, формировали умение устанавливать причинно – следственные связи. В проект вошли такие эксперименты, как:

-«Может ли растение дышать ( Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений);

- «Есть ли у растений органы дыхания ( Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании);

-«Как развивается растение ( Цель: выделить циклы развития растения : семя – росток – растение – цветок – плод – семя);

-«Нужен ли зимой растениям снег ( Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе);

-«С водой и без воды», «На свету и в темноте», «В тепле и в холоде» ( Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло);

-«Где лучше расти ( Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу);

-«Нужен корешкам воздух?» ( Цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями);

-«Куда тянутся корни» ( Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды);

-«Много - мало» ( Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев);

-«Запасливые стебли» ( Цель: доказать, что в жарких странах стебли некоторых растений могут накапливать влагу);

-«Бережливые растения» ( Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне).

* Труд детей в природе создавал благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Мы учили ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

• Работа с моделями, с календарём природы, с дневником наблюдений. Разнообразие используемых этапов развития навыков наглядного моделирования помогли нам решить следующие дидактические задачи:

*Знакомство с графическим способом представления информации.

*Формирование навыка дешифровки модели.

*Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Воспитанники составляли рассказы по опорным схемам: «Как размножаются деревья (растения, «Сравни дерево (растение, ягоду, «Что происходит с листочками», «Почему желтеют листья?», «Как дышат листья», «Как дерево питается», «Строение дерева», «Что необходимо для роста дерева»; Составление рассказа по логическим цепочкам: «Расскажи о дереве (ягоде)»; Сбор моделей: «Собери деревце (ягоду, растение, цветок)».

Нами были изготовлены модели знакомых детям объектов живой природы и использовали для этого поделочный и природный материал – бумагу, фотографии, ткани, пластилин.

Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему: «Мать – и мачеха», «Одуванчик», «Лесные ягоды» (голубика, черника, брусника, морошка) «Зимний лес», «Первые вестники весны» «Ветка вербы» - с натуры, «Моё любимое дерево», «Хвойные деревья», коллективный коллаж «Лесное царство».

Итогом работы над проектом стало изготовление альбома с детскими рисунками в подарок маленьким жителям Африки.

Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления «Растения нашего края»
Фото «Растения нашего края»
Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления - фото
Фото №1 Нами был разработан и реализован проект Растения нашего края
Публикации по теме:

Проект «Растения Приморского края» Паспорт проектной работы: Название проекта «Растения Приморского края» Тип проекта: Информационно – творческий. Образовательная область:.

Конспект занятия-экскурсии для детей старших и подготовительных групп «Реки нашего края» Цель: обобщить и систематизировать знания детей о реках и их значении для человека; познакомить с водным бассейном Иркутской области, уточнить.

Образовательный проект По экологическому воспитанию детей «Дикие животные нашего края» Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности. - Эдвард Фелпс 1. Название проекта: «Правду.

Проект «Птицы Нашего края» Вид проекта: групповой, исследовательско -творческий, долгосрочный. Участники :воспитатель,родители и дети старшей группы. Цель : Обучение.

Проект «Целебные растения нашего города» Экологическое воспитание занимает важное место в системе образования. Дети испытывают потребность в общении с природой: они учатся любить.

Проект «Животные нашего края» (2 младшая группа) Проект «Животные нашего края» 2 младшая группа Проблема: Дикие животные лесотундры: их внешний вид, образ жизни и питания, приспособляемость.

Социальный проект «Народные подвижные игры нашего края» Информационная карта. Наименование проекта «Народные подвижные игры как средство социализации личности» Автор проекта Рыбакова Вера Николаевна,.

«Птицы нашего края». Занятие по развитию зрительного восприятия посредством ознакомления с окружающим миром Тема занятия: «Птицы нашего края» Цель: расширение представлений о птицах. Задачи: 1. Совершенствовать знания об общих признаках птиц. Особенностях.

Краткосрочный экологический проект «Чудеса природы нашей — птицы нашего края» с семьями детей средней группыКраткосрочный экологический проект «Чудеса природы нашей — птицы нашего края» с семьями детей средней группы Экологический проект «Чудеса природы нашего края — птицы» Тип проекта: информационно-практический. Продолжительность проекта: январь2015–.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию у детей старшего дошкольного возраста аналитико-синтетического мышления «Растения нашего края»
Опубликовано: 29 июня 2015 в 16:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД