Проект «Разбуди в ребенке волшебника»

Алсу Вагапова
Проект «Разбуди в ребенке волшебника»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ориентация педагогического процесса на развитие творческих способностей становится в современных условиях, в период гуманизации дошкольного образования, особенно значимой.

Трудно переоценить значение лепки для развития творческой личности дошкольника. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразней материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.

ГИПОТЕЗА

1. Проблемно-ориентированный анализ умений и способностей детей выявил следующие проблемы:

- дети используют в изобразительной деятельности определенные штампы

и стереотипы;

- ограничивается возможность самовыражения детей в цвете;

- не предоставляется возможность работать с разнообразным материалом;

- пассивность, отсутствие самостоятельности в выборе содержания и

способов деятельности;

2. Успешная реализация проекта становится возможной при выполнении следующих условий:

- интеграция игровой и продуктивной деятельности (лепки) детей;

- использование новых нетрадиционных художественных техник лепки и экспериментирования с лепным материалом;

- сотворчество и сотрудничество детей и взрослых;

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развитие у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в процессе лепки.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

для детей:

1. Знакомить детей с произведениями разных видов и жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура и др., с их содержанием, средствами выразительности для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

2. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу формирования творческой личности.

3. Формировать умение варьировать накопленный опыт, решать задачи различными способами лепки, новыми выразительными средствами для создания художественного образа.

для педагогов:

1. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами (тесто, пластилин, глина, бумага, инструментами (стеки, печатки, формы, бросовый и природный материал, техниками.

2. Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

3. Преобразовать образовательный процесс через интеграцию игровой и продуктивной деятельности детей, использование нетрадиционных художественных техник лепки и экспериментирование с лепным материалом.

для родителей:

1. Расширять знания родителей об особенностях развития творческих способностей детей в процессе лепки.

2. Способствовать установлению партнерских, доверительных отношений педагогов и родителей в вопросах художественного воспитания детей.

3. Привлечь родителей к образовательному процессу и совместному с детьми творчеству.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

для детей:

1. Освоение выразительных возможностей разнообразных художественных материалов, умение ими пользоваться в свободной творческой деятельности.

2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.

3. Умение находить новые, нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие детей в самостоятельной деятельности.

для педагога:

1. Повышение уровня педагогической компетентности, личностный и профессиональный рост.

2. Повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Повышение профессионализма в вопросах работы с семьями воспитанников.

для родителей:

1. Повышение уровня знаний и практических умений родителей в вопросах развития художественного творчества детей.

2. Установление партнерских отношений с педагогами и детьми.

3. Совместный поиск оптимальных форм организации творческой деятельности детей и взрослых, обмен опытом семейного художественного воспитания.

ТИП ПРОЕКТА

Творческий, долгосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети 4 - 7 лет, педагоги, родители

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2010 – 2012 гг.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

1. Изостудия «Радуга»

2. Художественно-творческие центры в группах

3. Изделия народного декоративно-прикладного искусства, керамики, скульптуры малых форм; репродукции картин.

4. Художественный материал для лепки (пластилин, глина, соленое и заварное тесто, природный и бросовый материал, инструменты для оформления лепных изделий).

5. Дидактические игры по темам (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический и сказочно-былинный жанры, архитектура, цвет, форма, воображение, познавательные.)

6. Наглядно-методические пособия для детей, родителей, педагогов по видам и жанрам искусства (художественное слово, загадки, игры, методические рекомендации для педагогов и родителей, конспекты занятий, иллюстрированные детскими рисунками.

7. Алгоритмы создания лепных образов.

8. Методическая литература:

- Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. М. ,2000.

- Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. М., 2006.

- Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников со скульптурой. М., 2004.

- Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2006.

- Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. М., 1986.

- О'Рейли С. Лепка. СПб., 1997.

- Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.

- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М. ,1998.

- Алексахин Н. Н. Волшебная глина. М., 1998.

- Брыкина Е. К., Зайцева В. В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. М., 2010.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1. Самообразование 3. Работа с детьми

2. Методическое сопровождение 4. Сотрудничество с родителями

№ мероприятия цель результат

1 Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста. Выявление уровня развития творческих способностей детей. 40% - низкий уровень;

54%- средний уровень;

6% - высокий уровень.

2 Изучение анализ психолого-педагогической литературы, сбор информации по данной теме. Повышение компетентности педагога по данной проблеме. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта.

3 Перспективное планирование по лепке в средней, старшей, подготовительной группах. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса по развитию творческих способностей детей. Разделение системы занятий на тематические блоки позволило последовательно и углубленно работать над лепными образами. Темы занятий, близкие детям, повысили интерес детей к изобразительной деятельности.

4 Создание картотеки игр и игровых упражнений по лепке. Создать интерес к творческой деятельности, способствовать использованию игры на всех этапах занятия и в самостоятельной деятельности детей. - повышение интереса, увлеченности деятельностью;

- самостоятель

ность при выборе художественного материала, композиции и средств художественно-образной выразительности, способа лепного изображения;

- преодоление трудностей с увлечением.

5 Изготовление наглядно-методических пособий по темам: «Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж», «Архитектура», «Анималистика», «Сказочно-былинный жанр». Знакомить детей в игровой форме с жанрами и видами искусства. Приобретение детьми и взрослыми навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства.

Работа с детьми

6 Цикл занятий по теме: «Тестопластика» Развитие эмоциональной выразительности художественного образа, творческого воображения, умения использовать объем, движение, пластику, цвет для передачи своего отношения к образу. Развитие общей умелости, применение известных способов лепки в новых условиях, экспериментирование с материалом, улучшение качественных характеристик образов.

7 Цикл занятий по теме: «Пластилинография». Дать возможность поиска своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения при лепке рельефных картин. Развитие мелкой моторики пальцев, нахождение оригинальных способов и приемов лепки, новых для ребенка. Развитие композиционных умений.

Сотрудничество с родителями

8 - консультации и практикумы;

- семинар-практикум на тему: «Лепим, фантазируем, играем» Расширить знания родителей об особенностях развития творческих способностей детей в лепке. Оказать практическую помощь по реализации творческих задач в совместной с детьми художественной деятельности. Установление доброжелательных отношений с родителями, учет их мнения и рекомендаций, активное участие в совместной творческой деятельности, повышение родительской компетентности.

9 Выставки, вернисажи, презентации. Вызвать у детей и родителей эмоциональный отклик на детские работы, способствовать высказыванию суждений. Укрепление доверительных отношений с родителями и детьми. Учет их мнений и рекомендаций.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА И

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1. Уровень развития творческих способностей детей.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности используется система показателей художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т. Г., Лыкова И. А.)

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

1. Разработаны перспективные и календарные планы по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.

2. Разработано методическое обеспечение реализации проекта (игротека, система дидактических игр, циклы занятий по тестопластике и пластилинографии, конспекты родительских собраний, тексты консультаций и практикумов для родителей, план проведения семинара практикума по проблеме).

3. Проведена диагностика уровня художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Отмечена положительная динамика.

Уровень художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (в %)

год уровни

низкий средний высокий

2009 - 2010 40 54 6

2010 - 2011 25 59 16

2011 - 2012 18 44 38

Количество детей с высоким уровнем художественно-творческого развития увеличилось на 32%, а с низким уменьшилось на 22%.

4. Проведена диагностика уровня компетентности родителей по этой проблеме. Отмечена положительная динамика.

Уровень компетентности родителей в вопросах художественно- творческого развития детей (в %)

год уровни

низкий средний высокий

2010 - 2011 30 49 24

2011 - 2012 8 33 59

В результате проводимой работы по данной проблеме установились доверительные доброжелательные отношения с родителями воспитанников. Количество родителей с высоким уровнем компетентности выросло на 35%, а с низким – снизилось на 22%. Показателем творческой работы коллектива является то, что в течение 2 последних лет наблюдается 85% посещаемость родителями всех мероприятий, проводимых в детском саду.

5. Активное участие детей в творческих конкурсах разного уровня.

Прикреплённые файлы:

prezentacija2003_cdpik.ppt | 5062 Кб | Скачан: 234
 
Публикации по теме:

Использование дидактических игр в процессе обучения и воспитания дошкольников Актуальность выбранной темы по самообразованию Работая воспитателем дошкольного учреждения, я заинтересовалась вопросами дидактической игры.

Работа педагога-психолога Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, отвечающий за ту сторону педагогического процесса,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Проект «Разбуди в ребенке волшебника»
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 19:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...