Папки-передвижки

Проект «Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Ольга Семаева
Проект «Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Актуальность проблемы. В современных требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) развитию речи детей уделяется большое внимание, особенно в свете подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Публикация «Проект „Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах

Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть такой лексикой, которая позволила бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Активный процесс становления речи начинается с развития бытовой лексики, составляющей весьма обширную и важную часть словарного состава языка, отмечается в исследованиях Р. Лалаевой [15], Н. Нечаевой [17], Е. Тихеевой [23], В. Харченко [26]. Она связана с выражением наиболее необходимых жизненно важных понятий. Семантические пласты бытовой лексики охватывают многочисленные стороны человеческого быта в повседневной жизни. Овладение дошкольником бытовой лексикой как важнейшей частью языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой.

В настоящее время актуальным остается вопрос поиска новых методов развития словаря дошкольников, а, вместе с тем, исследователи Т. Зыкова [9], М. Леонова [16] отмечают роль игр и их нерастраченный потенциал в изучении наиболее трудных для понимания дошкольниками тем, к которым и относится речевой материал.

Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи.

Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы.

Педагоги широко используют различные игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Исходя из актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования «Овладение бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в овладении бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста?

Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможности иг-ровой деятельности в овладении бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс овладения бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности игровой деятельности в овладении бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сфор-мулированы следующие задачи:

1. На основе изучения психолого – педагогической и методической литературы по теме проанализировать актуальность проблемы овладения бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2. Изучить особенности развития словаря детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать виды игр дошкольников и их возможности в овладении бытовой лексикой.

4. Экспериментальным путем изучить бытовой словарь дошкольников.

5. Разработать и апробировать комплекс игр на овладение бытовой лексикой детей среднего дошкольного возраста

Гипотеза исследования: овладению бытовой лексикой детьми среднего дошкольного возраста будет способствовать игровая деятельность, организуемая воспитателем в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности.

Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение теоретического материала; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный, наблюдение, беседа.

Опытно – экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад №1 «Дюймовочка» г. Медногорска Оренбургской области.

Теоретическая новизна исследования. Обоснована необходимость проведения систематической работы воспитателя по овладению бытовой лексикой детей среднего дошкольного возраста на основе игровой деятельности.

Практическая значимость исследования. Разработан и апробирован комплекс игр для овладения детьми среднего дошкольного возраста бытовой лексикой, который может воспитателями дошкольных образовательных учреждений в практике работы.

Публикации по теме:

Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста». Счет –.

Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Уважаемые коллеги! Я бы вам хотела представить консультацию на тему Формирование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе осуществления экологических проектов 1 слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности 1. Название проекта Формирование представлений о правах ребенка у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность 2. Автор.

Игровой проект по формированию основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста «Простые правила». Часть 3Игровой проект по формированию основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста «Простые правила». Часть 3 Часть 1 Часть 2 Блок работы с родителями № Срок проведения Содержание работы с родителями 1 Сентябрь 1. Анкетирование родителей. Цель.

Игровой проект по формированию основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста «Простые правила». Часть 2 Часть 1 Часть 3 Ожидаемые результаты проекта Дети должны ориентироваться в понятиях: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные.

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности» Перспективный план Проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность» тема цель Методы, приемы.

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности Фетищева Е. В., воспитатель, МКДОУ №.

Проект «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности». Пояснительная записка Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно.

Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе лепки из солёного теста Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие бытовой лексики детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 17:20
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД