Поговорил бы кто со мной… Проект «Развитие речевых и коммуникативных способностей детей 5–7 лет»

Ольга Чапорова
Поговорил бы кто со мной… Проект «Развитие речевых и коммуникативных способностей детей 5–7 лет»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

ФГТ включают принцип интеграции 10 образовательных областей, среди которых есть и «Коммуникация» - не столько и не только традиционное «Развитие речи», сколько развитие общения, в том числе и речевого. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

В последние годы наблюдается стойкая тенденция увеличения числа детей испытывающих трудности в развитии навыков общения. Скудный словарный запас отрицательно влияет на коммуникативные процессы, обедняет коммуникативные связи. Слабо развитая связная речь, сопровождающаяся аграмматизмами, делает речь ребенка малопонятной для окружающих. Это ведет к серьезным проблемам в усвоении программ сначала дошкольного, а затем и школьного обучения.

Именно поэтому обучение детей 5-7 лет лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из важнейших составляющих в моей работе с детьми.

Поговорил бы кто со мной… Проект «Развитие речевых и коммуникативных способностей детей 5–7 лет»

ЦЕЛЬ:

Улучшить качество детских рассказов, повысить их речевую активность, сделать процесс обучения привлекательным.

ЗАДАЧИ:

1. Пересмотреть программно-методическое обеспечение образовательного процесса по развитию речевых и коммуникативных способностей.

2. Найти эффективные методы и приёмы обучения связной речи.

3. Обогатить предметно - развивающую среду группы.

4. Включить родителей в совместную деятельность.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

Проект учитывает новые подходы в дошкольном образовании и достигает цели путем взаимодействия и взаимопроникновения практически всех образовательных областей.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

1 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Прежде всего, я провела анализ методического оснащения по развитию связной речи. Исследование показало, что методы и приемы таких авторов, как Е. А. Смирновой, О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой, более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, чем на интеллектуальные процессы, в большей мере значимые для построения текста.

Также необходимым было учесть и тот факт, что у большинства детей имеющих трудности в развитии речи при сохранной зрительной памяти, наблюдается сниженная слуховая память и продуктивность запоминания. Поэтому при выборе методов и приемов я посчитала обоснованным опереться на принцип обходного пути, который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Наиболее эффективным средством, где ведущая роль отводилась бы зрительному анализатору, на мой взгляд, явилось модельное представление. Правильность выбора подтвердили и рекомендации В. К. Воробьёвой, Т. А. Ткаченко, Л. Е. Ефименковой, Л. М. Клариной, статей Л. А. Венгер о применении символов, наблюдений К. И. Чуковского о связи между детскими стихами и рисунками.

2 ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ

Формирование речевых умений, значимых для построения текста, осуществляла через поэтапное ознакомление с моделями:

1 этап: предметная модель

2 этап: предметно-схематичная

3 этап: схематичная модель.

В ходе эксперимента сначала использовала опорные картинки, затем заменила их условными схемами, на более поздних этапах учила детей самостоятельному составлению рисунков-схем к стихотворениям и к бытовым ситуациям.

Являясь одним из разработчиков проекта Программы развития творческих способностей детей в МДОУ «Ёлочка», представила модель речевых и коммуникативных способностей в каждой возрастной группе.

МОДЕЛЬ РЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1 младшая группа: Развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь.

2 младшая группа: Дальнейшее развитие речи: пересказ сказок, рассказывание по наглядному материалу, рассказы из личного опыта и др.

Средняя группа: развитие речевой инициативы и самостоятельности в процессе общения и в монологической речи.

Старший возраст: Выявление индивидуальных способностей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге.

Прогнозируемый результат:

- умение детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;

- развитие понимания текста на основе построения наглядной модели;

- умение использовать схемы при пересказе;

- развитие мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти.

Как видно из модели, в старшем дошкольном возрасте дети активно переходят к монологической форме речи. Она более сложна, чем диалогическая и отличается большей развернутостью, требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В связи с чем, при обучении монологу дошкольников я включила приемы мнемотехники – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для них, т. к. наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких/лесных животных я использую елку, а для обозначения домашних – дом.

Дидактическим материалом служат мнемокарточки – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с такими схемами решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- преобразование абстрактных символов в образы.

Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования применяю мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, эмпатию. Например: мне бы хотелось быть кареглазым, тёмноволосым, чернобровым, широкоплечим…. Дети отгадывают.

Считаю эффективным в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения. По мнемотаблицам ребёнок рекламирует свой товар, например: мебель из ангарской сосны, из экологически чистого района, особо прочную. Указывается о скидках, бесплатной доставке…. Эта работа активизирует словарь по лексическим темам.

В общем, при использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность, они привыкают к самоконтролю.

При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе я использую сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный и вкусовой) и сами признаки. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. На начальных этапах обучения пересказу условные схемы составляю я, на более поздних этапах дети сами составляют простые схемы-рисунки.

При заучивании стихотворений применяю следующие методы запоминания: опорные картинки, рисование (кодирование) стихотворения. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен, т. к. в дошкольном возрасте, как уже было отмечено ранее, преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.

Для обогащения словарного запаса применяю следующие игры: «Копилка слов», в которую можно собирать слова, рисовать образы, «Фокусники» - цель: развитие логических связей между предметами; «Что ещё?» - цель: развитие ассоциативного мышления; «Заколдуем слова» - цель: расширение ассоциативного словаря, логического мышления, памяти, развитие связной речи.

Для развития познавательных процессов применяю сказкотерапию. Успешно использую картины с проблемным сюжетом Т. А. Ткаченко. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по памяти, по символам, по прослушанному тексту и картине, по натуральным предметам, по предметным картинкам, по заданным словам. Это способствует активному развитию монологической речи.

Эффективной и творческой оказалась работа с детьми над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Для этого я предлагала детям алгоритм, по которому они создавали свои устные сочинения. Темами «сочинений» служили лексические темы и были посвящены человеку (его качествам, явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.

Пять причин, по которым рекомендую коллегам внедрять синквейн в работе с дошкольниками:

1 – это простой инструмент для синтеза и обобщения сложной информации;

2 – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит

формулировать идею;

3 – прием технологии критического мышления;

4 – средство творческого самовыражения;

5 – получается у всех!

Наряду с этим, в качестве дополнительного средства, использую информационные и компьютерные технологии: беру не только готовые электронные игры, но и сама создаю занимательные речевые упражнения в программе Power Point.

Целесообразность их внедрения очевидна: яркость, доступность мультимедиа ускоряет запоминание учебного материала, делает его осмысленным и долговременным. У детей с низкими образовательными навыками и слабой мотивацией позволяет значительно повысить познавательный интерес. Компьютер – это возможность скучное превратить в увлекательное!

Совместно с родителями создали речеразвивающую среду в группе, зонировав «речевые пространства» групповой комнаты, музыкального зала, раздевалки, коридора.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ

«Речевое пространство»/ Содержание:

Фильмотека: Диафильмы, диапозитивы, слайды с иллюстрациями сказок и рассказов, фильмоскоп.

Игротека «Учусь говорить»: Дидактические игры:

- на описание: «Что за предмет?», «Скажи какой?» и др.

- на формирование представлений о последовательности действий персонажей: «Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово» и т. п.

- на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот» и т. д.

- Театр «Рукавичка», пальчиковые куклы, плоскостной театр, атрибуты для игр- драматизаций «Три поросёнка», Три медведя», «Красная шапочка» и др.

Мини-музей книги: Набор подвижных картинок-сказок, альбомы со скороговорками, стихотворениями, пословицами, загадками, алгоритмы составления описательных рассказов, литературные произведения…

Подробней хочу остановиться на проекте «в проекте» по созданию в группе мини-музея книги, актуальность которого на сегодняшний день очевидна. Я вижу ценность данного проекта не только в новом подходе к решению задач по развитию речи и воспитанию стойкого читательского интереса, но и во вступлении взрослого и ребенка в определенный творческий контакт, укреплении детско-родительских отношений.

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети, детская библиотека (ДБ, краеведческий музей

Шаги проекта по созданию мини-музея книги

1. Анкетирование родителей и детей, изучение особенностей детско-родительских отношений.

2. Вводное занятие. Совместное определение основных шагов по достижению намеченной цели.

3. Цикл бесед «Для чего нужны книги».

4. Подготовительное к экскурсиям занятие «Правила поведения в библиотеке и музее».

• Конкретное выполнение детьми дидактических и практических задач в ходе проекта.

5. Экскурсии в детскую библиотеку и музей.

6. Занятия по подведению итогов экскурсий

«Как создаются книги», «От гусиного пера до

современной ручки».

7. Мастер-класс «Книжка-малышка».

8. Практические занятия по ремонту книг «Книжный доктор».

9. Цикл занятий «Такие разные книги».

10. Цикл занятий «Чтение – вот лучшее учение».

11. Практические занятия «Мы - исследователи».

• Конечный результат

12. Презентация книг, созданных родителями и их

детьми.

13. Конкурс чтецов.

Описание результата

Так, в тесном сотрудничестве детей, нас, педагогов, а также родителей в группе «Непоседы» появились такие разные, но одинаково интересные книги: с картинками и без, старинные и современные и даже сделанные собственными руками! Родилась и новая традиция – отмечать день рождения книги. Удивительно, что в этом музее есть место для «заболевших» книг, требующих починки, оно отмечено символом медицинского креста. Яркие и радостные эмоции испытали дети, побывав в краеведческом музее. Хранитель музея показал ребятам глиняные и восковые таблички, камни, бересту, папирус, поведал историю превращения гусиного пера в современную ручку. Посещение библиотеки ознаменовалось заполнением формуляра на каждого ребенка, и теперь многие наши дошкольники приносят книги, взятые в библиотеке.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование выше перечисленных методов и приемов в системе работы над развитием речевых и коммуникативных способностей, их комплиментарность значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи у детей, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи.

Мониторинговые исследования развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

До эксперимента:

Высокий уровень: 0% Средний уровень: 53% Низкий уровень: 47%

После эксперимента:

Высокий уровень: 7% Средний уровень: 72% Низкий уровень: 21%

Мониторинговые исследования сформированности лексико-грамматических компонентов языковой системы детей старшего дошкольного возраста

До эксперимента:

Высокий уровень: 0% Средний уровень: 58% Низкий уровень: 42%

После эксперимента:

Высокий уровень: 27% Средний уровень: 55% Низкий уровень: 18%

К моменту выпуска детей в школу большинство дошкольников пересказывают литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста, а также сочиняют сюжетные рассказы как из личного опыта, так и творческие.

Результаты диагностики детей, поступающих в первый класс

Уровень готовности

До эксперимента:

Высокий уровень: 19% Средний уровень: 43,3% Низкий уровень: 26,7% Условно готов: 5 %

После эксперимента:

Высокий уровень: 31% Средний уровень: 49,2% Низкий уровень: 19,8%

Условно готов: 0%

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988.

4. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982 г.

6. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

7. Ефеменкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985 г.

8. Использование мнемотехники в развитии связной речи «Логопед» № 4 2008 с. 102

9. Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника / Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду/ М., 1979

10. Смирнова А. А, Леонтьева А. Н., Рубинштейн С. Л. Психология. Москва, 1962г.

11. Развитие связной речи. «Дошкльная педагогика» № 4 2005 г. с. 21

12. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М. : изд. РАО, 1994

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Поговорил бы кто со мной… Проект «Развитие речевых и коммуникативных способностей детей 5–7 лет»
Опубликовано: 23 марта 2013 в 11:53
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...