Лучший педагог года

Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»

татьяна курило
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Китайская мудрость

Характеристика проекта

Проект рассчитан для использования воспитателями в дошкольных учреждениях в рамках занятий, работы математического кружка, индивидуальной работе с детьми по формированию ФЭМП.

Публикация «Проект „Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. С помощью игр – экспериментов ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания, умения и навыки. Проект предполагает использование игр-экспериментов способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника.

Проект разработан на основе материалов методического пособия «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» под редакцией Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. Издательство «Детство-пресс» Санкт-Петербург.

Актуальность: Работая в дошкольном учреждение мы всегда стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Научно-технического прогресс диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, и именно в этом возрасте ведущим видом деятельности является метод экспериментирование. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения опыта. Необходимость рассказать об увиденном, сформулировать обнаруженные результаты, сделать выводы, стимулирует всестороннее развитие, обогащение речи детей. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

2. Дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили

Цели, задачи:

Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

• Поддержание у детей сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, умения делать выводы.

Структура проведения игр-экспериментов :

• Постановка познавательной задачи;

• Поиск путей решения проблемы

• Проведение наблюдения;

• Обсуждение увиденных результатов;

Формулировка выводов:

Практическая часть:

1. Занятия по формированию элементарных математических представлений в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы Т. С Комаровой, М. А Васильевой.

2. Связь с другими видами деятельности :

• Игровая

• Продуктивная

• Познавательно — исследовательская (опыты)

• Социально-коммуникативное (беседы)

• Речевое развитие

• Конструктивно-модельная деятельность

3. Организация кружка «В гостях у дедушки Зная».

Условия реализации: Группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год.

Участники:

• Дети

• Родители

• Воспитатели

Формы работы с родителями:

Консультации;

Буклеты.

Формы работы с педагогами:

Открытые занятия;

Консультации.

Предполагаемый результат: • Развитие интереса к познанию («Хочу все знать!»)

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

• Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

Основные принципы организации детского экспериментирования :

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманнизация образования.

Социализация:

Создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность,

формировать доброжелательного отношения друг к другу

Планирование работы.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, нужно помнить о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков грамотного поведения, освоение новых понятий, приобретение знаний (в данном проекте развитие математических понятий). Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к математическим понятиям, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать. Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира, математическим понятиям.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Месяц Тема Интеграция образовательных областей

Сентябрь «КАЖДОМУ КАМЕШКУ СВОЙ ДОМИК» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие шероховатые); показать детям возможность использовать эксперимента в игровых целях.

Сентябрь «МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ФОРМУ КАМНЯ И ГЛИНЫ» Художественное творчество: моделирование изделий из глины. Выявить свойства глины (можно изменять форму, делить на части, лепить и камня (твёрдый, нельзя лепить, разделить на части). Развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь «ОТЛИЧИЕ ПАР ПРЕДМЕТОВ ПО ФОРМЕ И РАЗМЕРУ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ» Коммуникация: развитие речи : «Что произойдёт, если…» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. Развивать наблюдательность.

Октябрь «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Ноябрь «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?»

Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ноябрь ПЕСОЧНЫЕ ВЕСЫ

Познание (математика) : измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

Декабрь «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Январь «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Январь «ИМЕЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?»

Делаем самодельные весы. Взвешиваем 2 не надутых шарика. Вес одинаковый. Один из шариков надуваем. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. Проткнём надутый шар. Что произошло?

Февраль «РАБОТА ПО СХЕМАМ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

Февраль «ЗНАКОМСТВО С ПЕСОЧНЫМИ ЧАСАМИ

Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до.» Тема: «Часы».

Март «ЧЕМ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ ДЛИНУ И ШИРИНУ» Расширять представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения. Познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой. Развивать познавательную активность детей за счёт знакомства с мерами длины в древности (локоть, ладонь, палец)

Март «ФИГУРЫ ИЗ ПЕСКА»

Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка». Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Апрель «ПОПЛЫВЁТ-НЕ ПОПЛЫВЁТ» Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Развивать представление детей о весе.

Апрель «ВОЛШЕБНАЯ ПИРАМИДКА»

Собираем пирамидку от большого колечка к маленькому. Делаем вывод: стоит. Собираем пирамидку наоборот от маленького колечка к большому. Устоит ли?Почему?

Май «УГАДАЙКА» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Май «РАЗВЛЕЧЕНИЕ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «Познавательная игра- соревнование». Итоги работы по экспериментированию.

В конце учебного года подведён итог работы проекта по развитию математического мышления детей. Диагностика показывает динамику развития детей с использованием экспериментирования.

Данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу т. к не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Литература

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей среднего и старшего дошкольного возраста», разработано в соответствии с ФГОС 2014год.

2. Интернет ресурсы

Занятие 1.

Чем можно измерить длину?

Задачи: расширить представления детей о мерах длины : условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины и в древности (локоть, фут, ладонь, ярд, палец)

Материалы : сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши, бумага, отрезки тканей, тесьма или шнур длиной 1 метр, рабочие листы.

Описание: на столе лежат рабочие листы «Измерение высоты стула»

Воспитатель: читает письмо Дедушки Зная.

Какое задание оставил нам Дедушка Зная? (измерить стул). Чем он нам предлагает его измерить (тапком, носовым платком, карандашом). Измеряем. Воспитатель измеряет и дети измеряют. Сравнивают результаты.

Дети: отвечают.

Воспитатель подводит итоги: ваши измерения получились разными, почему? У всех разная длина ноги, разные платки и длина карандашей.

В древности измеряли длину пальцем, ладонью, локтем. Измеряем стул по меркам древности (воспитатель и дети).

Воспитатель: Почему получились разные результаты? (у всех разная длина руки, размер ладоней, пальцев).

Древние римляне измеряли ярдами (длина руки от плеча до кончиков пальцев) и футами (длиной ступни). Давайте измерим ткань по-древнеримски.

Сколько ярдов в куске ткани? Сколько футов? Почему разные результаты? Как же быть, если результаты получаются разные? Представьте, вы решили сшить платье или костюм. Измерили себя и определили, что вам необходимо купить три ярда ткани. Пришли в магазин, продавец отмерил три ярда. Во время шитья вам вдруг не хватило ткани. Вы расстроены. Что же сделать, чтобы избежать таких неприятностей? А что же нам посоветует Дедушка Знай?

Дедушка Знай: люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры. Первая в мире единица измерения названа метром. Вот такой длины один метр. С помощью метра измеряют длину всех предметов. И если вы купите ткань по этой мере длины, то вам ткани обязательно хватит на наряд.

Метр был создан двести лет назад во Франции. Метр разделен на сантиметры. В одном метре 100 сантиметров (показывает). Какие приборы для измерения длины вы знаете? (линейка, сантиметровая лента).

Дедушка Знай предлагает детям измерить отрезки тканей, тесьму, шнур, листочки бумаги.

Дедушка Знай: почему теперь получились измерения одинаковые? Измерьте все, что вам хочется.

Вывод: Сегодня мы убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнять измерения.

Занятие 2

Каждому камешку свой домик.

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Материалы : различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, схема обследования предметов, картинки, образцы, дорожка из камешков.

Дети рассматривают камешки: чем похожи эти камни? Действуют в соответствии со схемой (надавливают, стучат). Чем камни отличаются друг от друга? Предложить ощупать их. Обращается внимание на цвет, форму.

Предложить разложить камни по коробочкам:

В первую – гладкие и округлые;

Во вторую – маленькие и шероховатые;

В третью – большие и не круглые;

В четвертую – цветные.

Дети работают парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камней.

Игра с камешками. Получили посылку от Дедушки Зная с набором картинок.

Задание: выложи картинку по предложенным схемам – образцам на подносах, наполненных песком.

Занятие 3

Все обо всем.

Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схемам с опорой на полученные ранее представления из собственных предположений, развивать аккуратность, взаимопомощь.

Материалы : стаканы, песок, вода, ложки (чайные, столовые, кукольные, деревянные, карандаши, схема выполнения опытов.

Описание: Дедушка Знай приглашает детей заглянуть в его «волшебный сундучок». Дети достают оттуда материалы для экспериментов. Представьте, что сегодня вы пришли в научную лабораторию. Вы все – ученые. Будем проводить сегодня исследования и эксперименты. Будем записывать и зарисовывать свои результаты в схемах. Помогайте друг другу. Желаю вам новых открытий.

Дети сами работают. Дедушка Знай, по необходимости оказывает помощь, советует, интересуется результатами.

Дедушка Знай: уважаемые коллеги! Прошу вас собраться на ученый совет. Расскажите, чем вы занимались? Что узнали нового?

Рабочие листы предоставляются детям на выбор по их желанию к опытам:

1. Сколько ложек песка в стакане?

2. Измерение времени делами.

3. Рекордный вес. Что такое масса?

Задание 4

Угадайка

Задача: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Материалы : предметы одинаковой формы и размера из разных материалов : дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

Описание: перед детьми находятся различные пары предметов. Дети рассматривают их и определяют, чем они похожи и чем отличаются (похожи по размеру, отличаются по весу).

Берут предметы в руки, проверяют разницу в весе.

Игра «Угадайка» - из сенсорного ящика дети выбирают предметы на ощупь, объясняя, как догадались, тяжелый он или легкий. От чего зависит легкость или тяжесть предмета? (от того, из какого материала он сделан).

Детям предлагается с закрытыми глазами по звуку упавшего на пол предмета определить, легкий он или тяжелый 9 у тяжелого предмета звук от удара громче).

Также они определяют, легкий предмет или тяжелый, по звуку упавшего в воду предмета (от тяжелого предмета всплеск сильнее). Затем бросают предметы в таз с песком и определяют вес предмета по оставшемуся после падения углублению в песке (от тяжелого предмета углубление в песке больше).

Публикации по теме:

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего.

Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игрыРазвитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики». «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии и творчества». В. А. Сухомлинский. Вступительная часть. Дошкольное детство.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность» Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике" на тему:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 "Золотая.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ФЭМП Городские педагогические чтения «Воспитательная компонента как одно из важнейших направлений ФГОС» Доклад «Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством наглядно-дидактического материала Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Основы логического мышления.

Семинар-практикум «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие математического мышления через экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 21:32
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД