МААМ-картинки

Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»

Алеся Самохина
Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»

Паспорт проекта

1. Общие сведения:

1.1. Тема проекта : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»

1.2 Тип проекта :Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.

1. 4 Авторы: Самохина А. Н.

1.5 Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования“» размещена в разделах

1.6 База реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

Актуальность проекта :

Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Анализ данных обследования детей дошкольного возраста показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, что является одной из главных причин незрелости моторных функций, проявляющихся в недостаточной координации формирование двигательных умений и навыков, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова и др.)

У детей с интеллектуальной недостаточностью часто возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, змейки, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку; они неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.)

Известный физиолог И. П. Павлов утверждал, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».

Теоретическая основа проекта :

1. Исследованием особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались такие учёные как В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой, И. А. Юрковой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской, М. Г Рейдибойма, И. Ф. Марковской, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, Е. А. Слепович.

2. Исследованием мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития занимались такие учё ные как: Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова.

3. Практическую базу для развития мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития разработали такие авторы как: М. Монтессори, Эдуард Сеген, Т. А. Ткаченко, Блинова Л. В, Касицына М. А, О. А. Зажигина,О. Б. Сапожникова и Е. В. Гарнова.

Цель проекта : создание условий для развития и коррекции мелкомоторных функций детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

Задачи проекта :

1. Проведение диагностического обследования мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2. Выявление и систематизация данных об уровни мелкой моторики в образовательном учреждении.

3. Выбор оптимальных средств коррекции мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4. Выявление эфективности коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Новизна проекта :

Представлен мониторинг определения уровня развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.

1. Тесты мотометрической шкалы. (Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н. А)

2. Обследование мелкой моторики рук (Гризик Т. И.)

Подобран и систематизирован нестандартный материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики :

1. Пальчиковая гимнастика:

-массаж рук;

- упражнения с использованием Су-Джок;

- игры с пальчиками.

2. Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков

-нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;

- игры с использованием нестандартного оборудования

Содержание проекта

Для реализации формирующими этапа нами была разработана система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития, состоящая из двух частей:

Пальчиковая гимнастика:

массаж рук;

упражнения с использованием Су-Джок;

игры с пальчиками.

Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков

нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;

игры с использованием нестандартного оборудования

Мы разработали перспективный план реализации системы занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития. В основу нашего планирования была положена разработка О. А. Зажигиной. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Принципы реализации проекта

1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.

3. Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

4. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.

6. Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.

Ожидаемые результаты

1. Получение качественных и количественных характеристик уровня сформированности мелко-моторных функций.

2. Апробация технологий по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.

3. Повышение уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.

4. Повышение качества коррекционно-педагогического воздействия.

Перспективные направления

1. Консультация для родителей: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

2. Мастер-класс для родителей: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».

3. Издание детского творческого альбома по технологии «Бусоград».

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время в образовательных учреждениях страны увеличивается количество школьников, не осваивающих учебную программу. За последнее.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики». Цель : создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. В. А. Сухомлинский  «Ум ребенка находится.

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной.

Речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук в соответствии с ФГОС В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают.

Проект «Влияние развития мелкой моторики на развитие речи младших дошкольников» .

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольниковВлияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи дошкольников» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 18:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД