МААМ-картинки

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Александра Бочарова
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Актуальность проекта :

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Публикация «Проект „Развитие речи детей средствами устного народного творчества“» размещена в разделах

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта :

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

• Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

Задачи проекта :

• Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

• Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.

Содержание практической деятельности

Этапы реализация краткосрочного проекта :

1 этап - составление плана работы:

- развитие речи детей средствами народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного народного творчества :

-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

3 этап – работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

- создание тематических папок с приобщением родителей;

- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

Методы и приёмы, используемые на проекте :

Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.

Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми старшего и среднего возраста, сочинение сказок.

Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

1-й этап

Направление и содержание работы

- Изучение литературы

Цель: пополнить знания о влиянии средств устного народного творчества на развитие речи детей; составление плана самообразования на проекте.

- Работа с родителями.

Цель: донести до сведения родителей важность использования малых форм фольклора в развитии речи детей (в течении учебного года).

2-й этап

Работа с родителями

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

- Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

- Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей.

- Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

- Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»

3-й этап

Содержание практической деятельности с детьми

- Показ кукольного театра по сказке «Колобок»

- Знакомство и обыгрывание потешек «Водичка, водичка умой моё личико», «Травка-муравка со сна поднялась…»

- Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись - потянулись, воробышки машут крыльями; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

- Показ кукольного театра по сказке «Заюшкина избушка» .

- Знакомство и обыгрывание потешек «Птичий двор», «Заинька походи, серенький походи» .

- Игра – имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ сказки «Колобок» (куклы - марионетки) .

- Знакомство и обыгрывание потешек «Как у нашего кота», «Солнышко - колоколнышко» .

- Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок», «Теремок» : чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как «говорят» животные.

Публикации по теме:

«Пословицы и поговорки — педагогический гений народа» Гений, дух, характер народа проявляется в его пословицах. Фрэнсис Бэкон Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим.

Опыт работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»
Опубликовано: 15 января 2015 в 17:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД