Проект «Речь ребёнка на кончиках пальцев» для детей раннего возраста

галина козынцева
Проект «Речь ребёнка на кончиках пальцев» для детей раннего возраста

«Истоки способностей и дарований детей

находится на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский.

Тип проекта: ролево – игровой.

Автор проекта: Козынцева Галина Александровна, воспитатель группы раннего возраста.

Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2013г – май 2015г).

Участники: Козынцева Галина Александровна (воспитатель, родители, дети группы раннего возраста.

Целевая группа: 17 детей.

Общие сведения о детях: возраст от 1,5 лет – до 3 лет, ясельная и I младшая группа.

Мальчиков: 9 человек.

Девочек: 8 человек.

Особенности здоровья детей:

группа здоровья: I –

II –

III –

хронические заболевания:

Обоснование

Для чего нужны пальчиковые игры?

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

Влияние ручных действий на мозг человека было известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук с давних пор применяются специальные упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии широко распространены упражнения с грецкими орехами. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которым обучали всех малышей.

Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если у ребёнка отстаёт тонких развитие движений пальцев рук, то задерживается и речевое развитие.

Учёными доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения, сохраняется на протяжении всего детства.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Чем больше двигательного и практического опыта имеет ребёнок, тем выше уровень развития его мышления; больше развивается зрительный контроль, зрительномоторная координация,

Богатый опыт кожно – мышечных ощущений вследствие возрастания подвижности рук ребёнка способствует сенсомоторному развитию.

Временной ритм конкретного движения является основой будущего ритма речи и письма.

Во время выполнения упражнений укрепляются мелкие мышцы кисти, развиваются гибкость и подвижность пальчиков.

Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 1,5 годовалых и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Совершаемые по словесной инструкции двигательные действия, игры с правилами влияют на развитие произвольности психических процессов, на становление функции планирования, контроля, управления поведением.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию короткие стишки легко запоминаются и могут широко использоваться как игры. Они забавляют ребёнка и вместе с тем, обучают навыкам мелкой моторики и речи. Ласковый говорок этих произведений вызывает удовольствие у детей. Они чувствуют и слышат заботу, нежность и любовь.

Я считаю, что в дошкольном учреждении, в семье, необходимо осуществлять работу по развитию у детей раннего возраста мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр с речевым сопровождением.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук с речевым сопровождением у детей раннего возраста, через пальчиковые игры; развитие интереса к выполняемым упражнениям.

Задачи:

- обучить детей точно выполнять упражнения по развитию пальчиковой моторики, переключаться с одного движения на другое;

- развивать внимание, воображение, память, глазомер (запоминать тексты пальчиковых гимнастик);

- расширять и уточнять пассивный и активный словарь детей, пополнять речь новыми понятиями;

- воспитывать внимательность во время игры.

Стратегии реализации проекта:

Первый этап:

- изучение и подбор методической литературы;

- создание картотеки пальчиковых игр;

- составление календарного плана.

Второй этап:

- родительское собрание;

- папка – передвижка «Пальчиковые игры»;

- привлечение участников к реализации проекта.

Третий этап:

- подведение итогов;

- защита проекта на педсовете.

Необходимые условия для реализации проекта:

Организационные:

- большая светлая комната;

- лампы дневного освещения.

Методические:

- Интернет – ресурс.

- Нищева Н. В.

Н71 Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2010. – 80 с. (Кабинет логопеда).

- Савельева Е. А.

С12 Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2010. – 64 с. (Кабинет логопеда).

- Смирнова Е. А.

С506 Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс»», 2013. – 144 с.

- Чернова Т. А.

Ч49 500 оригинальных пальчиковых игр/ Т. А. Чернова; худож. Е. Кравцова. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2012 – 256 с.: ил.

Предполагаемый результат:

Развит интерес к пальчиковым играм, развита мелкая моторика рук.

Дальнейшее развитие проекта:

- рекомендовать коллегам заинтересованной этой проблемой.

Публикации по теме:

«Веселые пальчики». Кружковая работа с детьми раннего возраста.«Веселые пальчики». Кружковая работа с детьми раннего возраста. В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие.

Детские поделки в технике «Изонить»Детские поделки в технике «Изонить» Просматривая на сайте материалы коллег об использовании нетрадиционной техники в художественном творчестве детей дошкольного возраста, меня.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Проект «Речь ребёнка на кончиках пальцев» для детей раннего возраста
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 11:40
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...