Получи документы

Проект «Региональные компоненты северного края»

Оксана Паныч
Проект «Региональные компоненты северного края»

Слайд 1 Северный край – благодатный регион для развития представлений о социокультурных ценностях посредством познания саамских традиций и культуры.

Цель: особенность жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов как неотъемлемой части духовной культуры России.

Задачи:

• Повысить интерес к саамам, как к коренным жителям Кольской земли через знакомство с историей культуры, традициями, обычаями, этнографическим прошлым;

• Сформировать представление о саамах, как о первых жителях Кольской земли, их основных видах деятельности, быте,

Публикация «Проект „Региональные компоненты северного края“» размещена в разделах

• Познакомить с природой заполярного края, животным и растительным миром Кольской земли;

• Воспитывать положительное отношение к своей культуре.

Актуальность

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Леса и тундра, льды и горы,

Озёра, реки и моря,

Раскинулась в своих просторах

Родная Кольская земля!

Слайд 2 Спецификой культуры Кольского края является то, что в сравнительно небольшом географическом пространстве сосуществуют несколько культур.

Знакомство с особенностями быта саамов.

- На Кольском полуострове проживают разные народы. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции.

Слайд 3 Национальные символы

Слайд 4 Территория проживания

Слайд …. Природа Кольского края :

Невероятно красива природа Кольского полуострова - самой северо-западной территории России. Вследствие географических условий природа этого региона очень специфична. Кольский полуостров омывается Белым и Баренцевым морями, из которых в одном, Баренцевом море, проходит теплая ветвь Северо-Атлантического течения. Это оказывает значительное влияние на флору и фауну Мурманской области, в пределах которой заканчивается зона лесов, а вдоль побережья тянутся тундры.

Осень взоры восхищает.

Море ягод, как сапфиры,

Голубикою сверкает.

Летом – всюду изумруды.

А весною разноцветы –

Восхитительное чудо! –

Мир коврами застилают.

Слайд … Жилища саамов---Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.

---Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.

Слайд 13.-15. Хозяйство «Каким трудом занимались?»

--- Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов.

-это--Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

- Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют.

Слайд 16. «В какую одежду одевались зимой?»

- Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь,

Слайд 17-18 Еда народов саами

Еда у саамов, как и у обычных людей, является источником жизненных сил и энергии. Однако у народа, живущего в лесу и в горах, потребление пищи во многом зависит от их образа жизни, поэтому немного отличается у тех и других жителей. Следует рассмотреть, как питаются саамы и какие соблюдают при этом традиции. Безусловно, саамы, живущие в горах, питаются в основном олениной.

Слайд 19-22 Фольклор, саамские писатели сказки Фольклор саамов уникален, как и фольклор любого народа, не имеющего письменности. Уникальность его в том, что в преданиях, легендах можно найти отражение всей истории саамов, бытовой уклад, мир народных идеалов, мыслей, чувств, поэтической фантазии и менталитета народа.

Фольклор саамов представлен мифами, сказками. Народное творчество лопарей имеет по преимуществу эпический характер; весьма распространён эпос животный (сказки) и мифологический (сказания о солнцевых сыновьях, о дочери солнца, о подземном царстве и т. д.).

Слайд 23 У каждого коренного малочисленного народа есть свой собственный национальный праздник и даже не один. У саамов Кольского полуострова таких праздников несколько. Один из них – саамские игры. Он проходит напоминает день рождения

По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район, центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников

Слайд 23-25 Загадки, пословицы.

Слайд 26-28 Работы саамских саамы Русской Лапландии очень талантливы, причем, как правило, в нескольких областях. Практически все саамы замечательные мастера. Изделия из меха оленя, резьба по дереву, вышивка бисером прославила саамов далеко за пределами России.

Декоративно-прикладное искусство саамов - этого необычного народа нашего Севера мало изучено. А ведь оригинальность творчества этого народа, его актуальность, восхищает всех, кто с ним соприкоснулся.

Слайд 29 Прекрасная наша Кольская Земля, …Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, его природе и истории.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста Игры и игровые упражнения с куклой по речевому развитию детей раннего возраста на месяц Воспитатель Гусарова Н. А., МБДОУ д/с №16 Кукла.

Ширмы-трансформеры и карманы-органайзеры как компоненты развивающей среды с учетом требований ФГОС Цель: использование нестандартного оборудования в процессе совершенствования развития детей дошкольного возраста. Задачи:.

Детская научно-практическая конференция «Знатоки северного оленя» Детская научно - практическая конференция «Знатоки северного оленя» (участники дети старшего дошкольного возраста) Автор: Поротова Людмила.

Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Доклад к педсовету «Компоненты образовательных.

Консультация «Компоненты здорового образа жизни» Здоровый образ жизни в основном направлен на устранение или снижение негативного влияния факторов риска заболеваний. Так, в случае с гипертонической.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 6–7 лет. Основные компоненты психологической готовности к школе» Консультация для родителей Возрастные особенности детей 6-7 лет Анатомо-физиологические особенности Седьмой год жизни — продолжение очень.

Рабочая программа. Региональный компонент. Региональные особенности Южного Урала С целью приобщения дошкольников к региональным особенностям родного края, формированием мотивационно - ценностной сферы необходимо решать.

Родительское собрание в старшей группе «Компоненты речи»Родительское собрание в старшей группе «Компоненты речи» Выступление логопеда на родительское собрание, тема «Компоненты речи» (старшая группа) 1. Звуки. В речи должны быть все звуки к пяти годам.

Изготовление народного северного костюма из подручных материаловИзготовление народного северного костюма из подручных материалов Композиция народного северного костюмаЦели: *Помочь в организации занятий по приобщению учащихся к богатству древнерусской художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Региональные компоненты северного края»
Опубликовано: 10 мая 2019 в 18:41
+197Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД