Проект «Родительские университеты»  — это интересная и продуктивная форма работы с родителями

Наталья Иваненко
Проект «Родительские университеты»  — это интересная и продуктивная форма работы с родителями

Проект "Родительские университеты -Иваненко Наталья Сергеевна

Пояснительная записка

Детство – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Основой социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: он любим, о нем заботятся, уважают его права и интересы, в результате, - уверенность в себе в своих возможностях.

Если качество личности будут сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут в золотой фонд зрелой личности. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности, поэтому необходимо формировать у родителей позиции активного воспитания: защита своего ребенка, его физического, психического, эмоционального здоровья от всего негативного. Родитель должен ясно себе представлять каким он хочет видеть через 10-15 лет.

Актуальность проекта обусловлена:

- направленностью на эффективное взаимодействие с родителями;

- решением задач по объединению усилий семьи и детского сада в вопросе воспитания и развития каждого ребенка.

Цель проекта.

Развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Повышение педагогической и правовой культуры родителей в вопросах воспитания и образования детей в рамках открытого диалога.

Гипотеза

Процесс формирования общения с родителями по вопросу воспитания и образования детей в рамках открытого диалога позволит повысить уровень педагогической и правовой культуры родителей и сформировать коммуникативную компетентность педагогов.

Аннотация проекта.

Высокий уровень педагогической подготовленности родителей несет в себе совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно. Важно научить родителей самокритично оценивать свою воспитательную деятельность, стать на место ребенка.

Задачи.

- формирование педагогической рефлексии:

• анализ ситуаций собственной деятельности;

• находить причины ошибок;

• развитие самоанализа, самооценки

- осознание собственных достижений

- развитие коммуникативной способности адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать участников педагогического процесса

- выявление уровня педагогического просвещения родителей

- формирование умения моделировать стратегию общения с позиции диалога

- расширение, углубление знаний и умений родителей.

Предполагаемые результаты:

- установление неформального контакта с родителями;

- расширение кругозора родителей;

- возможность открытого диалога;

- формирование авторитета, доверия и понимания;

- развитие сотрудничества;

- детские проблемы решаются в короткий срок;

- радость от общения;

- удовлетворение запросов родителей;

- сближение семейного и общественного воспитания;

- повышение профессионализма;

- преемственность;

- привлечение других социальных инструментов;

- работа в творческом поисковом режиме.

Проблемные вопросы.

- Помощь родителям в воспитании детей.

- Повышение педагогической культуры.

- Повышение правовой культуры.

- Учет психолого-возрастных особенностей детей.

Систематическая работа с родителями воизбежании ошибок в воспитании:

- планирование задержания общения;

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни детей;

- повышение осознанности и психологической культуры общения;

- работа над формированием стиля общения.

Реализация проекта.

1этап. Информационно-аналитический

Цель: сбор, обработка данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношение к семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального личностно-ориентированного подхода к ребенку, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

Традиционное знакомство с семьей (рекомендуется выяснить следующие факторы): жилищные условия; возраст, образование родителей; супружеский опыт, состав семьи и структура родственных связей с указанием является ли воспитанник младшим, старшим, единственным в семье и т. д. ; полные семьи, с нарушенным кровным родством; поколенный состав семьи (бабушки, дедушки проживающие вместе с ребенком).

2 этап. Основной: предполагает планирование, определение форм, целей, методов работы. Форма Цель

Групповое родительское собрание Ознакомление с задачами, содержанием, методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи

Беседа (групповые, подгрупповые, индивидуальные, ситуативные) Обмен мнением, двусторонняя активность беседующих (ясная цель, определены основные вопросы)

Консультация (групповые, подгрупповые, индивидуальные, ситуативные) Ответ на интересующий вопрос родителей

КВН («Поле чудес» и т. д.) Установление неформальных контактов с родителями, привлечение внимания, т. к. они участвуют в играх, конкурсах

Устный журнал, всеобуч Получение знаний по определенным вопросам, пропаганда среди родителей (ОБЖ, ОЗОЖ и т. д.)

День открытых дверей Вовлечь родителей в единое образовательное пространство, реклама ДОУ (адаптация, просвещение, наблюдение за деятельностью детей и т. д.)

Круглый стол Принцип партнерства: участники вынуждены думать, искать собственный выход в сложившийся ситуации

Дневник Отражаются важные стороны семейной жизни: наблюдение, непроизвольность высказывания

Сочинение (домашнее задание)

Досуговые Устанавливают теплые отношения, более доверительные между родителями и детьми, создают эмоциональный комфорт, сближают участников педагогического процесса

Клуб Установление доверительных отношений, осознание того, что педагог имеет возможность оказать помощь

Тренинг Развитие коммуникативных умений, формирование компетентности педагогов

3 этап. Итоговый

Обучение взрослых эффективно при соблюдении ряда условий: если оно отвечает их текущим нуждам; если оно зависит от их прошлого и настоящего опыта; если участники активно вовлечены в процесс обучения и управляют им сами; если создана атмосфера взаимного уважения; если имеется возможность сразу принимать полученные знания на практике и испытывать при этом чувство успеха.

Анкетирование, интервьюирование родителей Презентация работы Проектная деятельность дошкольников, выпуск семейных газет и т. д.

Полученные данные учитываются в дальнейшем планировании работы с семьей.

Традиционные формы работы с родителями

Родительские собрания

«Круглые столы»

• конференции

• Дискуссии

• Беседы • Педагогические беседы

• Консультации (устные, письменные, плановые, стихийные, по инициативе одной стороны

• Практическая помощь

Блок 1: Повышение педагогической культуры родителей включает:

- знание психологических и возрастных особенностей детей;

- знакомство с новыми системами воспитания;

- изучение закономерностей развития ребенка;

- безболезненная адаптация;

- предупреждение насилия;

- пропаганда здорового образа жизни;

Блок 2: Вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад- семья»:

- родительские собрания гостиные

- информационные корзины

- клуб счастливой семьи

-устные журналы для родителей

- полезная книга для родителей (шпаргалки)

- дни открытых дверей

Блок 3: Повышение правовой культуры родителей

- Декларация прав ребенка (1959)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

- Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей

- Гражданский кодекс РФ

- Семейный кодекс РФ

- Закон РФ «Об образовании»

Блок 4: Пропаганда здорового образа жизни:

- организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта

- практикум по физической культуре и организации режима двигательной активности

- анкетирование

- родительские практикумы по закаливанию

- семинары по ОБЖ ребенка в условиях ДОУ и семьи

- организация режима дня и сбалансированного питания детей в ДОУ и семье

- клуб любителей семейных путешествий

- обмен опытом

- день открытых дверей

Блок: 5 Кодекс общения

Цель: формировать умение моделировать стратегию общения с родителями с позиций партнера

1. Преемственность, согласованность действий

- совместный поиск путей помощи ребенку;

- единство уважения и требований к ребенку;

- распределение обязанностей и ответственность.

2. Гуманность взаимоотношений:

- признание достоинства;

- признание свободы личности;

- терпимость к мнению других;

- доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия, каждый чувствует себя нужным и значимым

3. Открытость по отношению к семье воспитанника.

4. Индивидуальный подход к каждой семье:

- стремление к сотрудничеству;

- такт, внимание, осторожность;

- учет: традиции семьи, социальное положение, внутрисемейные взаимоотношения, педагогическая образованность, образовательный уровень, родительская культура, состав семьи, жилищные условия, здоровье.

5. Учет мнения родителей:

- предложения;

- замечания

Методы активации родителей

Цель: формирование интереса к обсуждаемому материалу, желание родителей активно участвовать в обсуждении:

-Блок 6. Модель сотрудничества с родителями

Форма Цель Метод

Приглашение Знакомство в непринужденной обстановке Посещение на дому, первое общение

Знакомство Сбор информации для планирования, обозначение роли родителя Беседа, наблюдение, анкетирование

Адаптация Безболезненная адаптация, минимализм разногласий Щадящий режим, встречи со специалистами

Индивидуальный подход Формирование чувства самоуважения, осознание собственных возможностей детей Изучение семейного опыта, консультации и беседы

Анкетирование, интервью, почта «Вы нам писали»

Обратная связь Изучение и учет мнения родителей Замечания, предложения

Вывод

Таким образом, в результате проведения комплексной работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов в общении с родителями, стоит отметить, что участники педагогического процесса познают собственную мотивацию, учатся прогнозировать, проектировать, анализировать, моделировать свою деятельность и ее результаты.

Публикации по теме:

Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи «Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи» "Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется.

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Проект «Родительские университеты»  — это интересная и продуктивная форма работы с родителями
Опубликовано: 26 января 2014 в 21:12
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...