МААМ-картинки

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» (41 фото)

Оксана Халеева
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

Часть7. «Варвара зимняя»

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои народные праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность в народном календаре напоминает человеческую жизнь, где весна – молодость, лето-расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать, зима – время мудрости и покоя.

Публикация «Проект „Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством“» размещена в разделах

В народном календаре месяцеслове одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. В связи с этим сформировался народный календарь, в котором практически не было дней безымянных, не отмеченных. Каждый день народного календаря был особый, имел своё предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.

С глубины исторических времён на Руси крестьяне – пахари и охотники составляли особые календари – месяцесловы. В них входили наблюдения за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений, устанавливались связи между ними. На их основе вырабатывались хозяйственные советы, формировались трудовые обычаи и обряды. Это была своеобразная энциклопедия народных примет, в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений.

Декабрь – последний, двенадцатый месяц года – месяц весёлых и радостных праздников, но также и суровых, лютых морозов и обманчивых вьюг. На Руси в простонародье имеет название «студень», «грудень», «годопровидец» - год кончает, зиму начинает. У поляков – «грузднем», а у сербов «волчьим месяцем».

17 декабря – Варвара зимняя.

Трещит Варюха - береги нос и ухо. На Варвару великомученицу ожидали особенно сильных морозов, которые продолжались и в следующие несколько дней. Считалось, что это один из самых холодных дней, а холода на Варвару уступают только крещенским.

18 декабря – день Саввы – сальника

. По приданиям, Савва продолжает Варварино дело – морозит реки и озёра. Именно с этим днём была связана поговорка «Варвара мостит, Савва гвозди вострит, Никола прибивает». Наши предки верили,что по земле в это время расхаживает сам Дедушка Мороз. Вдохнёт он поглубже, всё вокруг замрёт в оцепенении ледяном, топнет ногой – и затрещат деревья, скованные стужей, скажет слово – и опадёт оно облаком снежным. Самое время доброму человеку греться на тёплой печке.

Пусть метёт метелица,

Белым снегом стелется.

А мы валенки надели,

Не боимся мы метели…

Дети вспоминали, что они видели раньше – улицы были занесены снегом, очень много было снега, всё было запорошено - деревья, кустарники, дома… На участке детского сада стоят большие сугробы снега. Дворник большой лопатой разгребает снег. На прогулке слепили трёх снеговичков. Дети посмотрели в окно, а за окном продолжает крупными хлопьями падать снег:

Снег пушистый, серебристый,

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело, кругом…

У детей появилось желание то, что они видели, отразить в общей композиции. Воспитатель предложила: «А давайте наших снеговичков пригласим на хоровод вокруг ёлки!». Ребята с радостью согласились. Но картина будет у нас необычная, потому что в работе мы будем использовать нетрадиционные техники рисования, такие как: рисование зубной щёткой, штампонирование (оттиск) губкой, пластилинография, использование спичек, хвойных иголок, аппликация. И работа «закипела».

Начали работу с рисования сугробов зубной щеткой.

Фото «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»

Объяснила детям, что нужно посильнее нажимать.

Проект - фото
Фото №1 Варвара зимняя

Еловых веточек

Фото №2 На Руси народный Фото №3 Календарь погоды и природы календарь называется месяцесловом

Две Настюши и Камилла раскрасили шапочки снеговикам.

Фото №4 Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни описывая по дням месяц за месяцем где каждому дню соответствовали свои Фото №5 Народная культура фольклор народные праздники или будни обычаи и суеверия традиции и обряды природные приметы и явления Фото №6 Публикация Проект Русский народный календарь в ознакомлении детей лет жизни с природой и изобразительно прикладным искусством размещена в разделах Декоративно прикладное творчество

Серёжа водрузил звезду

Фото №7 Проекты проектная деятельность Календарь погоды и природы Народная культура фольклор Народные промыслы игрушки прикладное творчество Проекты

Посыпали ёлочки «снегом».

Фото №8 В связи с этим сформировался народный календарь в котором практически не было дней безымянных не отмеченных Фото №9 Каждый день народного календаря был особый имел своё предназначение

Вырезали разноцветные шары, приклеили на еловые «лапки».

Фото №10 Все это обуславливалось условиями климата астрологическими явлениями

Из спичек смастерили домик. Кропотливая работа!

Фото №11 С глубины исторических времён на Руси крестьяне пахари и охотники составляли особые календари месяцесловы Фото №12 В них входили наблюдения за погодой сезонными явлениями повадками животных и состоянием растений устанавливались связи между ними Фото №13 На их основе вырабатывались хозяйственные советы формировались трудовые обычаи и обряды

Посыпали ёлочку иголками.

Это была своеобразная энциклопедия народных примет в которой сосредотачивался и сохранялся трудовой опыт многих поколений Декабрь последний двенадцатый месяц года месяц весёлых и радостных праздников но также и суровых лютых морозов и обманчивых вьюг На Руси в простонародье имеет название студень грудень годопровидец год кончает зиму начинает У поляков грузднем а у сербов волчьим месяцем

Ой, а они ещё и колются!

Фото №14 декабря Варвара зимняя

Вырезали огоньки для гирлянды.

Трещит Варюха береги нос и ухо На Варвару великомученицу ожидали особенно сильных морозов которые продолжались и в следующие несколько дней Считалось что это один из самых холодных дней а холода на Варвару уступают только крещенским декабря день Саввы сальника По приданиям Савва продолжает Варварино дело морозит реки и озёра

Вика губкой сделала бантики

Фото №15 Именно с этим днём была связана поговорка Варвара мостит Савва гвозди вострит Никола прибивает Фото №16 Наши предки верили что по земле в это время расхаживает сам Дедушка Мороз

Тяжело давались снеговички… Пластилин предварительно нагревали на батарее, чтобы был мягче.

Фото №17 Вдохнёт он поглубже всё вокруг замрёт в оцепенении ледяном топнет ногой и затрещат деревья скованные стужей скажет слово и опадёт оно облаком снежным Фото №18 Самое время доброму человеку греться на тёплой печке

Заблестели снежинки на ёлочке.

Фото №19 Пусть метёт метелица Белым снегом стелется

«Оживили» лица снеговичкам.

Фото №20 Дворник большой лопатой разгребает снег Фото №21 На прогулке слепили трёх снеговичков Фото №22 Воспитатель предложила А давайте наших снеговичков пригласим на хоровод вокруг ёлки

Нарисовали снежинки

Фото №23 Ребята с радостью согласились Фото №24 И работа закипела Фото №25 Начали работу с рисования сугробов зубной щеткой Фото №26 Объяснила детям что нужно посильнее нажимать

Зима без снегопада – не зима!

Фото №27 Еловых веточек

А вот и наш шедевр!

Фото №28 Две Настюши и Камилла раскрасили шапочки снеговикам Фото №29 Серёжа водрузил звезду
Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой»Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 2 «Садовые цветы». Программные задачи: подвести детей к понятию «садовые цветы» (их выращивает человек около дома, на улице, в.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительной деятельностью» Часть 5 Харитинин день18 октября. Харитина - вечная ткачиха начинала прядение. Программные задачи: расширять знания детей о Харитинином.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Кружок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кружковая работа-методическая разработка. «Организация работы по декоративно-прикладному искусству» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА – кружковая.

Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России»Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством «Народные промыслы России» Лэпбук по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством «Народные промыслы России» Возрастная адресность: старший дошкольный.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 6. 10 ноября. Ненила –льняница, льняные смотрины. Программные задачи: познакомить детей со льном (семена, растение лён, цветение.

Проект «Русский народный танец в детском саду» ПРОЕКТ для подготовительной (смешанной) группы «Русский народный танец в детском саду» Вид проекта: -Творческо-познавательный. -Интегрированный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 11:49
+428Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 133.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД