Получи документы

Проект с детьми старшего-подготовительного возраста «Огонь-наш друг, огонь-наш враг!»

Ольга Демидова
Проект с детьми старшего-подготовительного возраста «Огонь-наш друг, огонь-наш враг!»

Тема: «Огонь – наш друг, огонь наш враг!».

Цель: Углублять представление о роли огня в жизни человека.

Образовательная задача: рассказать, что огонь издавна был другом человека.

Воспитательная задача: учить осторожному обращению с огнем, с огнем в природе.

Речевая задача: обучение творческому рассказыванию.

Тема проекта

«Огонь - наш друг, огонь - наш враг!»

Размышляем вместе с взрослыми.

Публикация «Проект с детьми старшего-подготовительного возраста „Огонь-наш друг, огонь-наш враг!“» размещена в разделах

В современном мире никто не застрахован ни от социальных проблем, ни от стихийных бедствий. Но предотвращение пожаров, нередко возникающих из–за шалостей детей, часто в наших руках. Разрешение этой проблемы требует скоординированных действий педагогов и родителей. Дети очень любят играть с огнем, игра со спичками очень известна, хотя многие ребята знают об опасности таких игр и умеют различать «добрый» и «злой» огонь. Необходимо прочитать книгу С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассмотреть иллюстрации, побеседовать о прочитанном. Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров, важно познакомить детей с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно, обращаться с огнем.

О чем рассказать ребенку.

- Давно человек научился добывать огонь и использовать силу огня, чтобы греться, готовить пищу, заставлять работать машины. Сегодня мы поговорим с вами об огне. Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев? (ответы детей) Расскажите, как выглядит огонь (рассказы детей). Верно, огонь ярко- красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, колеблются, дрожат. Вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говориться: «Огонь без дыма не живет».

Загадки.

Красный бык на земле лежит,

Гол убой бык к небу тянется. /Огонь/

Верно! Красный бык – это огонь,

А голубой бык – дым.

Накормишь - живет,

Напоишь - умрет. /Огонь/

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше,

Вот дорос он до небес-

И исчез. /Дым/

Отец горяч и красен,

Бывает он опасен.

А сын взовьется птицей,

К отцу не возвратится. /Огонь и дым /

Шипит и злится,

Воды боится. /Огонь/

Родился я в печке,

Завился в колечки,

Сплясал трепака

И ушел в облака. / Дым /

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня. / Дым /

Он красив и ярко- красен

Но он жгуч, горяч, опасен!

Он дает тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет! /Огонь /

Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие- … / Пожар/

В древние времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать»? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Жарить мясо и печь лепешки они не могли. Хищных животных не могли отгонять горящими ветками. Первобытные люди видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла.

Постепенно люди привыкли к огню и научились

использовать его. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов! Древние люди научились использовать тот огонь, который возникал во время гроз. Они разводили костер у входа в пещеру, чтобы дикие звери не проникали в нее. В каждом племени были воины, охранявшие огонь. По ночам они следили, чтобы огонь не потух, подбрасывая в него сухие ветки, траву и мох. Проходили столетия люди научились высекать огонь с помощью кремня. КРЕМЕНЬ – ЭТО ОЧЕНЬ ТВЕРДЫЙ КАМЕНЬ. Ударяя одним куском кремня по другому, можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек. Его можно раздуть посильнее и развести костер.

Считалка.

У тебя - кремень,

У меня – кремень,

Кремень по кремню –

Значит быть огню!

Человек обожествлял огонь, слагал о нем мифы, легенды, сказания, песни. По одной из древних греческих легенд титан Прометей подарил людям огонь с небес.

Мы читали с вами книгу Редьярда Киплинга «Маугли». В ней рассказывается о том, как беспомощный человеческий детеныш оказался в волчьей стае, воспитывавшей его. Маугли вырос среди диких зверей, знал их повадки, понимал язык и пантеры Багиры,и тигра Шерхана, и удава Каа. Когда Маугли потребовалось защитить себя, умная Багира посоветовала ему раздобыть «красный цветок»? «Красным цветком» Багира называла огонь, потому что ни один зверь в джунглях не назовет огонь его настоящим именем. Все звери смертельно бояться огня.

Стихотворение.

Красный цветок, Красный цветок!

Вьется, трепещет его лепесток.

Если не хочешь обжечь ты ладонь,

Этот цветок раскаленный не тронь!

Знай, что цветок – это жгучий огонь.

- Красный цветок! – сказал Маугли.

- Он цветет перед хижинами в сумерки в маленьких горшках. Я достану его! С древнейших времен огонь стал другом человека. Он согревал, освещал, отгонял диких зверей. В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и крытые соломой деревянные избы, и городские дома, и разные княжеские терема, и крепостные стены, защищающие города от врагов.

Россия, особенно в древности, была страной дремучих лесов. Дерево – самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей державе. Все хорошо в дереве как в строительном материале: и то, что оно «дышит», и то, что легко поддается обработке топором, пилой. Но одно плохо! Как вы думаете что? Верно! Дерево легко горит.

Когда – то наша древняя столица была деревянной и много раз страдала от пожаров. В городах строили высокие – превысокие башни – пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели, не видно ли в городе дыма или огня. Если в городе возникал пожар, пожарные звонили в огромный колокол – били в набат, созывая жителей на подмогу.

Если огонь вырывается из-под власти человека, он взвивается, раздуваемый порывами ветра. Словно огненный Змей Горыныч летит над селом или городом, а из его раскрытых огненных пастей сыплются раскаленные искры. Они поджимают все на своем пути – леса, жилища, людей, скот.

Прошли века, и дома на Руси стали строить не деревянные с соломенными крышами, а каменные. Но и в наши дни пожары представляют собой страшную опасность! Каждый день в нашей стране вспыхивают более 800 больших пожаров. Каждый день сгорает 200 разных строений – жилых домов, дач, гаражей, заводских цехов. Каждый день – и это самое страшное – от огня и дыма погибают более 30 человек! А еще 40 человек получают на пожарах ожоги, травмы, отравления!

Давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара (ответы детей).

Верно! Неисправные электроприборы и электрические провода, детские шалости со спичками, зажигалками, свечками, горящей бумагой. Причиной пожара может стать и невнимательность, например утюг который забыли выключить из розетки, и небрежность в работе, например искры при электросварке. Вызвать пожар могут и игры возле новогодней елки с петардами, бенгальскими огнями, хлопушками. В жизни человека электроприборы являются помощниками, и в каждой квартире их очень много. Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все электроприборы. Электрический ток – наш помощник. Если его не будет, мы не сможем смотреть телевизор, слушать музыку, сушить волосы феном. Но электрический ток может быть опасен и даже вызвать пожар. Вы, наверное, знаете, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это легковоспламеняющиеся жидкости: БЕНЗИН, КЕРОСИН, НЕФТЬ. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть.

Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно – эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Как вы думаете, чем их можно потушить? Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы – ОГНЕТУШИТЕЛИ, которые есть в каждом учреждении, в транспорте.

Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить в кухне и на балконе.

Как вы думаете, ПОЧЕМУ? (Ответы детей). Правильно, на кухне горит газ на плите, здесь часто зажигают спички. А на балкон может залететь не потушенный окурок с другого балкона, кусочек неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар или даже взрыв. Такие пожароопасные жидкости хранят в специальных бутылках.

Вопросы и задания детям.

1. Видели ли вы открытый огонь свечи, костра?

2. Расскажите об открытом огне.

3. Расскажите, как помогал огонь людям в древнейшие времена.

4. Как добывали огонь первобытные люди?

5. Почему на Руси дома строили из дерева?

6. Чем опасно дерево?

7. Почему дом из камня менее пожароопасный?

8. Какие вы знаете причины пожаров?

9. Как можно предотвратить пожар?

10. Когда огонь можно назвать «Огонь – наш друг»?

11. Когда мы говорим «Огонь – наш враг»?

12. Перечисли, что может стать причиной пожара.

13. Какие горючие жидкости ты знаешь?

14. Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?

15. Что тушат водой?

16. Почему горючие вещества нельзя хранить на кухне?

17. Почему горючие вещества нельзя хранить на балконе?

Т. А. Шорыгина.

Как в селе пожарную каланчу построили

Жила-была в одном селе болтливая баба. Болтливей ее на всем белом свете не было! Только бы ей с утра до вечера язык чесать и соседкам косточки перемывать. Замесит баба тесто да спохватится, что сметаны нет. Пойдет к соседке за сметаной и застрянет у той на полдня. Муж бабы с поля вернется голодный, усталый, а в избе печь не топлена, щи не сварены, каша не упрела, хлеб не выпечен. Что ты будешь делать! Поругается он, поворчит да голодный спать ляжет.

Вот как-то раз затопила баба печь, а сама взяла ведра и пошла к колодцу за водой. Встретила там соседок и стала болтать с ними. А дверцу печи забыла плотно прикрыть. Выпал из печи раскаленный уголек, сжег солому, которой баба печь растапливала, потом половик прожег. Загорелась лавка, за лавкой – стол, а там и занавески заполыхали. Разыгралось пламя, дым повалил. Скоро вся изба запылала.

Баба с ведрами бежит, хочет водой пламя залить. Да не тут-то было! Куда ей с таким большим огнем справиться!

Скоро все село сбежалось на подмогу. Кто песком огонь засыпает, кто водой заливает. А тому все нипочем! Налете ветер, раздул огонь еще сильнее, подхватил алые огненные искры и понес их над селом. Где искра упадет, там соломенная крыша и вспыхивает. Разнес ветер огонь по всему селу, вот все избы и сгорели!

Поплакались крестьяне, погоревали, да делать нечего. Запрягли лошадей, поехали в лес, нарубили деревьев и построили новые избы. Стало село краше прежнего! Все избы резьбой украшены, на окнах ставенки, на крышах петушки. Собрались селяне на сход, стали думать-гадать, как новые избы от пожара защитить. Один старик и говорит:

- Давайте мы построим посреди села высокую-превысокую башню – каланчу пожарную. На самый верх посадим Иванушку. У него ножки быстрые, молодые, глаза зоркие – далеко видят. Пусть он на каланче сидит и по сторонам смотрит. Повесим на башне колокол. Если где Иванушка дым или огонь заметит, пусть в колокол бьет, народ на борьбу с огнем созывает. Всем миром мы с огнем справимся.

Так и сделали. Построили посреди села высокую башню и на самый верх Иванушку посадили.

- А ты, Кузьма (так мужа болтливой бабы звали, свою бабу на улицу не пускай, дома запирай. Пусть ребятишек нянчит да обед варит!

С той поры и стали в селах и городах высокие каланчи строить. День и ночь дежурили на каланчах пожарные и внимательно по сторонам смотрели, нет ли где дыма или огня.

Вопросы к сказке:

1. Можно ли оставлять затопленную печь без присмотра?

2. Почему начался пожар?

3. Почему сгорело все село?

4. Что сделали крестьяне?

5. Что они решили построить посреди села, чтобы защититься от пожара?

6. Кто сидел на самом верху пожарной каланчи?

7. Зачем на каланчу подняли колокол?

Беседы с детьми:

«Отчего бывает пожар»,

«Чем можно потушить огонь»,

«Чем опасен пожар»,

«Огонь- опасная игра»,

«Правила поведения при пожаре».

Дидактические игры:

-Четвертый лишний.

-Собери картинку.

- Что изменилось?

- Продолжи пословицу.

- Что сначала, что потом?

-Загадайка.

- Викторина.

- Подбери слово.

-Запомни движение- для развития моторно – слуховой памяти.

Художественно эстетическое развитие.

Рисование.

Нарисуй пожар в лесу (как люди борются с пожаром).

Профессия пожарный.

Спички это не игрушка.

Огонь добрый, огонь- злой.

Я б в пожарные пошел, пусть меня научат.

Смелый и отважный спасатель.

Аппликация.

Пожарная машина.

Если б я был бы пожарным.

Мы тушим пожар.

Конструирование.

Постройка из мелкого конструктора «Пожарная часть».

Конструирование из бумаги пожарной машины.

Сюжетно ролевые игры.

Мы пожарные.

Пожарные на пожаре.

Служба спасения.

Вызов пожарных.

Потуши пожар.

Больница.

Чтение художественной литературы.

Редьярд Киплинг «Маугли».

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». Х/я стр. 63- 65.

С. Маршак «Пожар». Х/я стр. 212- 214.

Т. А. Шорыгина «Как в селе пожарную каланчу построили».

Т. А. Шорыгина «Бумажный самолетик».

М. Лазарев «Тревога».

Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар».

Л. Н. Толстой «Пожарные собаки».

С. Я. Маршак «Кошкин дом» (драматизация сказки).

И. Холин. Как непослушная хрюша едва не сгорела.

С. Маршак. Дядя Степа.

Пословицы об огне.

- От искры сыр – бор загорается.

- От искры Москва загорелась.

- Берегись огня – не ожгись!

- Не подкладывай к огню соломы, не поджигай – так и не сгорит.

- Не шути с огнем – обожжешься.

- Огонь не вода – охватит, не выплывешь.

- Огонь не вода – пожитки не всплываю.

Вопросы по теме.

1. Объясните выражение: «Детские шалости- малые малости, да к большой беде могут привести».

2. Как вы понимаете выражение «С огнем не играй, пожар не затевай»?

3. Какие перечисленные действия могут привести к пожару:

- рисование;

-чтение; - поджигание бумаги;

-пение; - лепка из пластилина;

-Игра с зажигалкой;

-зажигание свечи;

-прыгание через скакалку;

-поджигание сухой травы и листьев.

4. Расскажи, почему в древности люди поклонялись огню как божеству?

5. Чем помогал огонь древним людям?

6. Почему огонь может быть опасен для людей?

Утренняя гимнастика.

Пожарные на учении.

Речевка – Мы все скоро подрастем

И в пожарные пойдем.

Воспитатель. В мирное время нашу жизнь охраняют не только военные, но и работники МЧС, полицейские, пожарные. Все они должны быть сильными, смелыми, ловкими, умными, находчивыми, быстрыми, чтобы помочь людям в трудных ситуациях. Для этого спасатели много тренируются, занимаются спортом, закаляются, проводят специальные учения. Сегодня мы попадем на пожарные учения и будем бороться с хитрым и коварным огнем.

1. Ходьба строевым шагом по периметру зала – 20 секунд.

2. Бег по кругу – 20 с.

3. Дети в шеренге берутся за руки и «сворачиваются» в «улитку» в сторону направляющего. Затем быстро разворачиваются в шеренгу. Повторить2раза.

4. Дети поворачиваются друг за другом, кладут руки на впередистоящего, близко подходят к нему со спины («лестница» сложена). Затем отходим на расстояние вытянутых рук( «разложена»). Первый ребенок садится на пол, второй – в полном приседе, третий – в полуприседе и т. д.

5. Бег с заданиями по сигналу взрослого -20 с.

6. Бег между предметами – 20 с.

7. Ходьба на носках с дыхательными упражнениями – 10 с.

8. Перестроение в колонну по трое.

1. И. п. – о. с. руки вперед, хват палки сверху на ширину плеч. 1 – хват скрестно, левая рука сверху; 2 – и. п. 3 – скрестно, правая рука сверху; 4 – и. п. Повторить 3 -4 раза.

2. И. п. о. с. Палка внизу, хват сверху за ее концы. 1 – 2 – поднимая палку вверх, выкрут назад, руки прямые – вдох; 3 – 4 и. п., выдох с произнесением «у – у – у!». Повтор 6 раз.

3. И. п. – то же 1 – поворот вправо (влево) – выдох с произнесением «тр – р –р»; 2 – и. п., вдох. Повторить 4 раза.

4. И. п. – о. с. Палка вертикально одним концом упирается в пол, руки на верхнем конце палке. 1. – быстро присесть, разводя руки в стороны; 2 – быстро встать, не давая палке упасть. 8 -10 раз.

5. И. п. – ноги на ширине плеч, палка впереди.

1 – наклон вперед, левым концом палки коснуться правой (левой) ноги- выдох «ух!»; 2 – и. п., вдох. Повторить 4 – 5 раз

6. И. п. – сидя, ноги согнуть, ступни на полу, руки в упоре сзади. 1 -4 ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления конечностей, затем совершить обратное движение. Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.

7. И. п. –о. с., палка на полу. Прыжки через палку вперед- назад. Повторить 4 раза по 10 прыжков.

8. Вдох – выдох (упражнение на восстановление дыхания).

Дело сделано. Отбой. И опять по мостовой

Понеслись автомобили, Затрубили, зазвонили.

Поработали недаром, Славно справились с пожаром.

(По С. Маршаку.)

Публикации по теме:

Беседа с детьми на тему: «Огонь — друг, огонь — враг» В далекую историческую эпоху человек покорил огонь, научился управлять им, подобно тому, как он, в отличие от животных, овладел орудиями.

Беседа с детьми подготовительной группы «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!» Беседа в подготовительной группе «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» Цель: Обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности.

Фотоотчёт «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»Фотоотчёт «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам фотоотчёт по пожарной безопасности " Огонь- наш друг, огонь - наш враг!".

Конспект НОД по пожарной безопасности для детей 5–6 лет «Огонь — наш друг, огонь — наш враг» ЦЕЛЬ: формирование знаний у детей о пожарной безопасности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: - познакомить детей с огнем и его свойствами. - развивать.

Конспект занятия с детьми старшей группы «Огонь-друг, огонь-враг» Цели: 1. Сформировать у детей чувство опасности огня; 2. Прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами; 3. Прививать навыки.

НОД по изучению правил пожарной безопасности «Огонь — наш друг, Огонь — наш враг!» Программное содержание: Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. Рассказать о вреде и пользе.

НОД по пожарной безопасности для детей средней группы «Огонь-наш друг и враг»НОД по пожарной безопасности для детей средней группы «Огонь-наш друг и враг» Цель: Формирование знаний об огне, создание радостного настроения. Задачи: Познание: Знакомить детей с огнем и его свойствами; Развивать.

Проект «Огонь наш друг, огонь наш враг!»Проект «Огонь наш друг, огонь наш враг!» Проект «Огонь- наш друг, огонь - наш враг» (старшая группа) Вид проекта: творческий, познавательный Участники проекта: Воспитатель, дети.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Огонь — друг, огонь — враг!» Сценарий развлечения по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. «Огонь – друг, огонь- враг!» Миронова Мария Васильевна,.

Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе. Тема: «Огонь наш друг и враг!» Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе. Тема:«Огонь наш друг и враг!» Цель совместной деятельности воспитателя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект с детьми старшего-подготовительного возраста «Огонь-наш друг, огонь-наш враг!»
Опубликовано: 18 августа 2017 в 20:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД