Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»

Лидия Жиленкова
Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Название проекта: «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»

Тема проекта: подготовка к школьному обучению как средство развития у детей трудовых навыков

Автор проекта : Л. П. Ширунова, воспитатель

Т. С. Кузнецова, педагог-психолог

Участники проекта:

- дети

-родители

- воспитатели

- педагог-психолог

-музыкальный руководитель

Вид проекта- инновационный

База проекта – МБДОУ д/с № 29 «Маячок»

Срок реализации 2011-2012 учебный год

ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Противоречия

1. Психологическая готовность к школе это фундамент, на котором основывается дальнейшее обучение, развитие ребенка в школе. Однако, зачастую при подготовке детей к обучению в школе основное внимание, как педагогов, так и родителей, уделяется развитию познавательной сферы без достаточного учета огромного потенциала значимых для ребенка дошкольных видов деятельности (игра, элементарный труд, рисование, восприятие сказки и др.).

2. Ориентировка работников образования в подготовке ребенка к школе за счет внедрения новых форм обучения, различных технологий формирования навыков чтения, письма, счета, «иногда заслоняет в сознании работников дошкольного дела важную, но более отдаленную цель воспитание человека как субъекта труда».

3. Обучение в школе потребует от ребенка больших волевых и физических усилий, умения добросовестно и ответственно выполнять задания, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат.

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009года № 655» Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Проблема

Анкетирование родителей показало, что 80% опрошенных понимают под школьной готовностью, только лишь навыки детей в чтении и письме, исключая психологическую составляющую, в частности умение работать в коллективе под началом взрослого, планировать свою деятельность, доводить ее до логического конца, адекватно воспринимать свои результаты.

Диагностика воспитанников на начало учебного года показала:

- изучение отношения к трудовым поручениям:

Высокий уровень ответственности ребенка при выполнении трудовых поручений (наличие заранее намеченного плана, проявление инициативы, чувство долга, выполнение задание с желанием, положительная реакция на успех, отрицательная на неудачу) – 10%

Средний уровень – 60%

Низкий уровень – 30%

- изучение влияния коллективной организации труда на его результат:

Успешность выполнения задания в группе – 40%

Успешность выполнения задания индивидуально – 60%

Отмечено, что дети не способны самостоятельно разделяться на группы и ждут распределения на звенья взрослыми.

- изучение трудолюбия детей:

60% детей – трудятся без контроля, но только во время дежурства, делают то, что входит в их обязанности и не более, не зачастую доводят дело до конца.

20% детей – доводят дело до конца, планируют деятельность, помогает товарищам, трудится вне дежурства.

20% - требуют внешнего контроля, понимают значение труда, но не доводят дело до конца.

- изучение умения планировать трудовую деятельность:

80% детей не умеют составлять план трудовой деятельности и придерживаться его по ходу выполнения.

- изучение представлений о труде взрослых:

Умеют выделять содержание различных «профессий», орудие труда, процесс труда и его значимость – 40%.

Актуальность

С точки зрения различных авторов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и Л. И. Цеханская) предпосылками психологической готовности ребенка к школе является умение ориентироваться, подчинять свои действия заданным правилам, выполнять инструкции взрослого, а также умение слушать. Так же, согласно Л. С. Выготскому, обучение в школе расценивается взрослыми как труд, который ценится, его нельзя пропустить или отменить как, например, поход в детский сад. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что трудовая деятельность не является следствием календарного возраста, а возникает и развивается как некое системное качество человека под влиянием определенной среды (Климов Е. А. Тютюнник В. И.).

Трудовые навыки начинают формироваться еще в раннем возрасте на основе усваиваемых навыков самообслуживания, и развиваются в течение дошкольного онтогенеза через игру под влиянием взрослого, максимально ярко проявляется в ходе становления учебной деятельности, отделяясь от нее в последствие в самостоятельную ветвь. Выполняя различные трудовые поручения, дошкольники обучаются различным трудовым операциям, приобретают трудовые навыки и умения, например, обращаться с трудовыми орудиями (ножницы и т. д.) и материалами, а так же приобретают навык5и работы в группе, межличностному взаимодействию – как со сверстниками, так и со взрослыми, что является хорошей предпосылкой для формирования коммуникативной (социально-психологической) школьной готовности. Дети не только начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, но и его значение для других людей, зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включен в общее дело.

Своевременное (еще в дошкольном детстве) развитие у ребенка трудовых навыков и умений способствует более быстрому и легкому включению ребенка-подростка в сферу трудовой деятельности. Подросток легче адаптируется в мире трудовых отношений, готов сделать свой профессиональный выбор, приспособлен к процессу обучения, более усидчив, настойчив, целеустремлен, умеет планировать свою работу и разделять ее на составные части, успешен в своей трудовой деятельности.

ЦЕЛЬ проекта : Формирование трудовых навыков и умений, положительного отношения к труду.

Задачи проекта:

1. Изучить практический опыт педагогов и психологов по проблеме трудового воспитания (Е. А. Климов, И. А. Лыкова, Тютюнник В. И.)

2. Выделить структуру и основные свойства трудовой деятельности в дошкольном возрасте, а так же этапы ее развития.

3. Выявить уровень развития трудовых навыков у детей подготовительной группы и провести сравнительный анализ по итогам реализации проекта.

4. Создать систему взаимодействия дети-родители-педагоги направленную на формирование трудовых навыков и умений в процессе подготовки к школьному обучению.

5. Развитие у детей подготовительной группы качество человека труда- трудолюбие, ответственность, коммуникативность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

- повышение профессиональной компетентности по образовательным областям «Труд» «Социализация»

- создание системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, направленную на формирование трудовых навыков и умений в процессе подготовки к школьному обучению.

- повышение уровня у детей подготовительной группы качеств человека труда - трудолюбия, ответственности, коммуникативности в результате разработанной системы взаимодействия дети-родители-педагоги.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

-Разработка системы занятий по развитию трудовых навыков в процессе подготовки детей к школе;

- Разработка подпроектов:

«Ярмарка»

«Мой зеленый детский сад»

- Проведение творческих мастерских;

- Создание картотеки игр по подготовки детей к школе

Инновационность: развитие предпосылок качеств субъекта труда через развитие школьной готовности (социально-психологический акпект)

Содержание проекта

I этап – подготовительно-аналитический

Сроки реализации (сентябрь - октябрь)

Цель: анализ образовательной деятельности дошкольного учреждения по развитию трудовых навыков и умений старших дошкольников и определение актуальности данной проблемы среди будущих первоклассников.

№ Содержание деятельности Предполагаемый результат

1 - Изучение нормативно-правовых документов, методических пособий по проблеме трудового воспитания детей:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009года № 655» Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

- Закон РФ «Об образовании»

- Изучение передового педагогического опыта:

- исследования Климова В. А.

- учебно-методическкая разработка И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду»

- программа «Дом радости» Н. М. Крыловой;

Знание нормативных документов

Готовность к применению

2 Выявление уровня сформированности трудовых навыков и представления о труде дошкольников подготовительной группы (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Результаты диагностики

3 Разработка подпроектов «Ярмарка»

«Мой зеленый детский сад»

4 Разработка плана работы творческих мастерских по гендерному признаку «Умелые ручки»

5 Разработка системы психолого-педагогических занятий по развитию трудовых навыков у дошкольников при подготовке к школе. Система занятий, конспекты занятий

6 Изменение предметно-развивающей среды Проведение тематической недели «Профессии человека»

7 Составление картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр по подготовки детей к школе Составление перспективного плана по сюжетно-ролевым и дидактическим играм для подготовки детей к школе

II этап – практический

Сроки реализации: ноябрь-март

Цель: реализация деятельностного и компетентностного подходов, предполагающих включение в проект всех субъектов образовательной деятельности.

№ Содержание деятельности Предполагаемый результат

1 Реализация системы по развитию коммуникативных и трудовых навыков у дошкольников -Создание коллективных работ для украшения территории детского сада

-разработка информации для родителей на информационные стенды по трудовому воспитанию и различных аспектах школьной готовности;

- Выставки «Моя мама мастерица», «Папа может все что угодно»

2 Реализация подпоекта «Русская ярмарка» - Создание поделок совместно дети+ педагоги+родители с использованием различных видов художественного творчества;

- Проведение мастер класс для родителей «Мастерство моей бабушки»

- Проведение массового гуляния «Ярмарка»

3 Реализация подпроекта «Мой зеленый детский сад» - Создание коллективной работы

«Любимый детский сад»

-Конкурс рисунков «Площадка детского сада»

- Совместно с родителями озеленение территории детского сада

4 Проведение творческих мастерских - Разработанный план мастер –классов по креативному рукоделию

(бисероплетение, войлоковаляние, макраме, ковровая техника, столярная мастерская, изготовление моделей воздушного транспорта)

- Выставка «Папа, мама я – умелая семья»

- изготовление жаворонков к празднику «Сороки»

5 Обновление предметно-развивающей среды по теме «Профессии человека» - приобретение дидактического материала «Новые профессии»

- Конкурс рисунков «Вырасту большой, стану…»

6 Проведение игр по составленному перспективному плану - Усвоение детьми правил школьной жизни

III этап – заключительный

Срок реализации: апрель-май

Цель: обобщение опыта и определение результата практической деятельности по развитию трудовых навыков и умений дошкольников через готовность к школьному обучению

№ Содержание деятельности Предполагаемый результат

1 Выявление уровня сформированности трудовых навыков и представления о труде дошкольников подготовительной группы (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина) Положительная динамика

2 Анализ созданной модели взаимодействия дети-родители-педагоги Эффективность внедренной системы занятий доказано повышением уровня развития трудовых навыков у детей на 10%

3 Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта Презентация

4 Оформить материалы проектной деятельности с целью дальнейшей трансляции Представление проекта на сайте ДОУ, педагогическом совете

Публикации по теме:

Презентация проекта «Мое имя» Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта: индивидуальный мини проект. Участники проекта: Даниил Курысь и Данила Колесников. Возраст.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проект «С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся»
Опубликовано: 10 апреля 2013 в 18:17
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...