Получи документы

Проект «Секрет матрёшки» в средней группе

Ирина Иванова
Проект «Секрет матрёшки» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад «Ромашка»

Проект «Секрет матрешки»

Для детей второй младшей группы №2

Воспитатель: Иванова И. Б.

Г. Урень

«Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Проект „Секрет матрёшки“ в средней группе» размещена в разделах

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые способствуют созданию необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Изучив наследие педагогов-классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Вид проекта : групповой, семейный.

Тип проекта : творческий, информационно- исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный

Срок проведения: январь 2016.

Участники проекта : воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема:

Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрешка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Проблемные вопросы, на решение которых направлен проект :

• Почему русская матрешка является символом России?

• Почему деревянную куклу - игрушку назвали матрешкой?

• Благодаря чему матрешка остается любимой и популярной во всем мире?

• Как появилась матрешка?

• Из чего можно изготовить матрешку?

• Для чего человек создает матрешку?

Актуальность реализации проекта :

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра : какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и её использования.

Цель:

• Формирование навыков планирования и проведения исследовательской деятельности;

• Знакомство с историей появления Матрёшки;

• Знакомство с различными видами Матрёшки (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская);

• Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной Матрёшки.

Задачи:

Познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла.

Дать знания о различных видах Матрёшки.

Развивать сенсорные навыки, творческую фантазию.

Дать представления о цветовой гармонии.

Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Учить получать радость от узнавания нового.

Освоить некоторые классические художественные элементы.

содействовать развитию творческих способностей детей.

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Этапы работы:

Подготовительный:

- определение объектов изучения;

- подбор литературы,

-иллюстраций- приобретение материалов для изодеятельности.

Исследовательский:

- ознакомление с историей матрешки;

- изучение художественных элементов;

- составление орнаментов.

Заключительный:

-обобщение результатов работы;

- умение различать Семеновскую, Полохов- Майданскую, Сергиево- Посадскую матрешек.

- выставка «Красивый сарафан, платочек матрешки».

- Развлечение «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты:

Приобретение детьми знания о Матрёшке, как о национальной игрушке. Повышение компетентности педагогов по приобщению детей к русской культуре. Приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Форма проведения:

1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой.

2 Дидактическая игра: «Разложи и собери матрешек вместе».

3 Подбор материала родителями «История возникновения и развития матрешечного дела

4 Матрешка – как символ семьи, материнства. Виды матрешек. Сюжетно – ролевая игра «Семья».

5 Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

6 Заучивание пословиц: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнем не дружит», «Враг природы тот, кто леса не бережет».

7 Чтение и заучивание стихотворений о матрешке.

8 Игры с разными видами матрешек, сравнение.

9 Выставка рисунков «Украсим сарафан, платочек матрешке».

10 Разучивание танца «Мы веселые матрешки», песни «Матрешечка»

11 Развлечение «Русская матрешка».

Материал и оборудование: кукла-матрешка раскладная, презентации о происхождении матрешки, иллюстрированный материал с матрешками, книги о матрешках, мультфильм «Секрет матрешки», фильм «История русской матрешки» атрибуты к сюжетно- ролевым играм, записи детских песен, танцев, материал для дидактических игр, подбор демонстрационных картинок к стихам о матрешках.

Этапы:

1. Постановка проблемы.

Мы с ребятами очень любим придумывать различные игры и в них играть, но когда в группу принесла игрушку – матрешку. Показала детям и спросила: «Что они могут рассказать про эту игрушку?»Дети с удовольствием стали рассматривать матрешку и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает. Ответы детей были самые разные, но почти всегда повторялись и тогда мы поняли, что очень мало знаем о матрешках. Мы решили побольше узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления.

2. Ввод в игровую ситуацию.

К нам в группу пришла матрешка, но она была грустна, потому что она была одна, ей было скучно, без подружек. Матрешка рассказала нам : «Все подружки разъехались по своим домам, они живут в разных местах и матрешка не знает их адресов, чтобы написать им письма». Она попросила нас узнать, где живут её подружки. Мы пообещали помочь нашей красавице Матрешке.

Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.

Игровая деятельность.

• Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Цель:

Развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о матрешке как символе семьи.

Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

Цель:

Учить детей играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре, развивать моторику пальцев рук, умение определять предметы на ощупь, закреплять знания о свойствах дерева.

Речевое развитие.

• Беседа «История возникновения и развития матрешечного дела

• Чтение и заучивание стихов о матрешке «Семеновская матрешка», «Полохов – Майданская матрешка», «Сергиево – Посадская матрешка».

• Загадывание загадок о матрешках.

• Чтение книг «Народные промыслы», «Малиновое чудо», «Мастера».

• Чтение пословиц и поговорок о любви к труду, к лесу.

Цель:

Формировать у детей понятие о различии матрешек, воспитывать любовь и уважение к народному промыслу, на примере из литературы и иллюстраций дать понять изготовление матрешек, учить внимательно, слушать, развивать речь и память.

Художественно – эстетическое развитие.

• Рисование «Украсим сарафан, платочек матрешке»

• Разучивание танца «Мы веселые матрешки», песни «Матрешечка»

• Лепка матрешек в красивом платке.

• Аппликация «Авторские матрешки»

Цель:

Развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

Учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки.

3. Обобщающий этап

• Выставка рисунков «Украсим сарафан, платочек матрешке»

• Проведение развлечения «Русская матрешка». Создать праздничную атмосферу, укреплять традиции. Презентовать проект, вынести Благодарность самым активным родителям за участие в организации и реализации проекта.

• Презентация проекта.

Конспект развлечения «Русская матрешка»

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

• Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

• Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

• Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

• Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.

• Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

• Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о матрешках.

• Чтение стихотворений о матрешках.

• Загадывание загадок об игрушках.

• Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.

• Изготовление книжки «Веселые матрешки».

Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

В группу входит Сказительница с сундучком.

Сказительница:

Здравствуйте, ребята.

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла.

Сундучок тот не простой,

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста,

Разнимается она на две половинке,

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: Матрешка.

Сказительница: Правильно, матрешка.

Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети: Из березы, липы.

Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Расписали русские художники матрешку на славу : губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».

-«Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?

Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

В лесу ягоды искали.

Так, так и вот так,

В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

Под кусточком посидели,

Вкусны ягоды поели.

Так, так и вот так,

Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

Как матрешечки устали,

Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку

Так, так и вот так,

Под кусточком задремали.

А потом они плясали,

Свои ножки показали.

Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.

Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

Только слышат вдруг подружки:

Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно

Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху

Чьи – то серенькие ножки. «прислушиваются»

Эй, Матрешка, берегись!

Оказалось, это – мышь!

Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

1 матрешка- девочка :

Я из тихого зеленого

Городка Семенова.

В гости к вам пришла

Букет цветов садовых

Розовых, бордовых

В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришла матрешка.

Ложки деревянные,

Матрешечка румяная.

К нам матрешечка пришла,

Звонкий бубен принесла.

2 матрешка- девочка

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

3 матрешка- девочка :

Я из Сергиева Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница:

Ой, Матрешки, вы Матрешки -

Красные сапожки,

Аленький платочек,

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте,

Пляску начинайте

Танец «Матрешки»

Сказительница: Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить.

Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.

Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.

Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Песенку споем о матрешке.

Песня «Русская матрешка»

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать матрешку.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!

Прикреплённые файлы:

sekret-matryoshki_51fia.pptx | 6294,58 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированной образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Загадка русской матрёшки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Росинка» городского округа Пущино.

Физкультурное развлечение в средней группе «В гостях у матрёшки»Физкультурное развлечение в средней группе «В гостях у матрёшки» Симакова Г. В. – воспитатель, Мухина М. В. – воспитатель по физической культуре Цель: вызывать у детей интерес к занятиям физкультурой,.

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Матрёшки» .

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Матрёшки-подружки» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, чистоговорками. 2. Формировать умение давать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе с использованием ТРИЗ и ИКТ «Секрет очаровательной улыбки» Тема: «Секрет очаровательной улыбки» Цель: продолжать формировать знания детей о части организма - зубах Задачи: Продолжать формировать.

Познавательно — исследовательский проект «Весёлые — матрёшки» с детьми дошкольного возраста. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Познавательно – исследовательский проект «Весёлые матрёшки».

Познавательный проект в средней группе по теме «Морковкин секрет» Познавательный проект в средней группе по теме «Морковкин секрет» Автор: Меркулова Алёна Николаевна, воспитатель Заволжского филиала ГБОУ.

Сценарий праздника в средней группе «Матрёшки-затейницы» Сценарий праздника «Матрёшки – затейницы» Средняя группаЦель:Обобщить первичное представление детей о фольклоре. Доставить детям эмоциональное.

Сценарий развлечения для детей средней группы «У матрёшки — день рождения». Звучит русская народная песня – («Вижу чудное приволье»). Дети входят в зал, гуляют, рассматривая, как он украшен. С окончанием музыки садятся.

Занятие по развитию речи в средней группе «В гостях у Матрёшки» Тема: "В гостях у Матрёшки" Цель: Расширять представление детей о народной игрушке (матрёшка, дымковская игрушка). Продолжать знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Секрет матрёшки» в средней группе
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 15:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД