Проект «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста»

Лина Констанкевич
Проект «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста»

Проект: «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста»

Содержание проекта:

1. Актуальность проблемы.

1.2 Цель создания проекта в МДОУ

1.3 Задачи создания проекта в МДОУ

1.4 Объект исследования

1.5 Предмет исследования

1.6 Гипотеза

1.7 Участники проекта: педагоги, дети, родители.

1.8

1.9 Сроки реализации

Ожидаемый результат

2. Этапы проекта

2.1 Подготовительный этап

2.2 Реализация проекта

2.3

2.4

2.5 Вывод

Используемая литература

Приложение

I Актуальность проблемы

В современном мире, в котором так много неизвестного, порой и мы, взрослые, теряемся в непрерывном потоке информации. А как помочь маленькому человеку с его пытливым умом, у которого каждую минуту возникает множество вопросов? Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живёт в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается всё больше слов финансовой среды. Ребёнок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной действительностью, бытом и у него возникает множество вопросов. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве образовательного проекта.

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

• - учёт возрастных особенностей детей;

• - системность;

• - доступность.

1.2 Цель создания проекта в МДОУ

Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания с помощью ТРИЗ-технологии.

1.3 Задачи создания проекта в МДОУ

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

• Учить решать простейшие экономические задачи;

• Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

• Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;

• Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике, понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

1.4 Объект исследования: система экономического образования дошкольников через ТРИЗ-технологию:

• метод проблемных ситуаций; метод исследовательских ситуаций; ТРИЗовские игры: «Хорошо – плохо», «Чем был – чем стал», «Раньше – позже», «Робинзон Крузо», «Аукцион» и т. д.)

• решение математических задач;

• логические игры и упражнения.

1.5 Предмет исследования: условия эффективности применения методов и приемов ТРИЗ в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

1.6 Гипотеза: использование ТРИЗовских методов и приемов для формирования элементарных экономических знаний у детей 5- 7 лет повысит компетенцию старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.

1.7 Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Работа с педагогами:

• Семинар практикум «Экономика для взрослых и детей»

• Консультация на тему: «Повышение экономической компетентности детей старшего дошкольного возраста»

• Открытый просмотр образовательной деятельности в старшей группе «Семейный бюджет»

Работа с родителями:

• Консультация «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

• Папки – передвижки «Экономические понятия»

• Детско – Родительский проект «Магазин моей мечты»

1.8 Сроки реализации: 3года (1год подготовительный; 2 год

1.9 Ожидаемые результаты:

1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.

2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.

3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.

4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.

5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.

6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.

7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

II Этапы проекта:

2.1 I этап - подготовительный

На данном этапе предполагается:

• изучение методической литературы;

• создание условий для ознакомления с элементарными экономическими понятиями;

• разработка нормативной документации;

• создание программы Приложение №1;

II этап - реализация проекта

• создание материально – технической базы Приложение №2;

• разработка конспектов занятий, презентации, раздаточный материал;

• занятия по плану МДОУ;

• подборка ТРИЗовских игр на экономическую тему.

На данном этапе так же планируется ведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста, во вторую половину дня по расписанию ДОУ, продолжительность занятий: 1раз в неделю, длительность занятий старшей группы (5 – 6 лет) – 25 минут, в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) – 30 минут.

Так же будет публикация на сайте детского сада комплекса тризовских игр по экономическому воспитанию, демонстрация творческих продуктов педагогов (конспекты занятий) и воспитанников (образовательные проекты, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта.

2.3 Вывод: использование ТРИЗовских методов и приёмов повышает компетенцию старших дошкольников в экономическом воспитании. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Используемая литература:

1. Детский экономический словарь, Сост. Г. В. Евменова, О. И. Меньшикова; Науч. ред. Т. Л. Попова. М., 1997.

2. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ. М., 1996.

3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

5. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М. ,1992.

6. Сасова И. А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В. К. Розова. М., 1986.

Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.

7. Сборник материалов по рекламной деятельности. М., 1995.

8. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот-цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М. ,1989.

9. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. Учебно – методическое пособие. –СПБ: «Детство - ПРЕСС», 2002.

10. Раизберг Б. А., Прутченко А. С. Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов). М., 1994.

11. Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества: Пер. с англ. М., 1992.

12. Чернер С. Л., Нагумнова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики. М., 1997.

13. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика // Обруч. 1999. № 1.

14. Шатова А. Д- Дошкольник и. экономика: Программа. М., 1996.

15. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,

Публикации по теме:

Педагогический проект по решению проблемы воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города СОДЕРЖАНИЕ: 1. Краткая аннотация проекта 3 2. Описание учреждения 5 3. Постановка проблемы 12 4. Цель и задачи проекта 14 5. Методы.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • 23 февраля
Автор публикации:
Проект «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 20:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...