МААМ-картинки

Проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Сафия Литвинова
Проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Актуальность. Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребё нка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. От сенсорного развития ребёнка зависит его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, от чего могут быть искажения в написании букв, в построении рисунка, возможны неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда и неточности в воспроизведении образцов движений на занятиях по физической культуре. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте огромно. Именно этот период наиболее благоприятен для освоения сенсорной культуры, созданной человечеством. Мы оцениваем его словами русского писателя Л. Н. Толстого: «Разве не тогда я приобрёл всё то, чем теперь живу, и приобрёл так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребёнка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Публикация «Проект „Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий“» размещена в разделах

Есть мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – игровой, продуктивной, конструктивной, музыкально-художественной и т. д. Ребёнок дошкольного возраста учится различать и называть цвета, их оттенки; усваивает пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуется в жизненных ситуациях; различает форму предметов, их величину, сравнивает предметы между собой. Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.). Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе мы делаем акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Овладению игровыми действиями и правилами способствует правильная оценка, даваемая педагогом участникам игры.

Анализ нормативно-правовых и концептуальных документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей младшего дошкольного возраста позволил выявить ряд существующих в настоящее время противоречий: между необходимостью сенсорного воспитания детей и недостаточным методическим обеспечением.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске и определении путей совершенствования процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.

Цель: создание оптимальных условия для сенсорного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста.

Объект исследования:

Процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Предмет исследования:

Игровые технологии в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

В основу проекта положена гипотеза о том, что реализация игровых технологий может повысить результативность сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с обозначенной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

Основные задачи:

• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;

• обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;

• разработать серию конспектов непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному воспитанию детей и экспериментально проверить их эффективность.

Идея изменений.

Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра - стихия детей. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, сенсорное развитие детей осуществляется через игровую деятельность. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Новизна.

- Разработана серия конспектов по сенсорному воспитанию детей в младшем дошкольном возрасте, позволяющая комплексно использовать их в образовательной деятельности.

- Предлагаемые в нашей работе серия конспектов по сенсорному воспитанию детей в младшем дошкольном возрасте являются частью общей системы сенсорного воспитания, разработанной великими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и другими) на основе современных дидактических принципов

Программное содержание: Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал:

Демонстрационный: листы бумаги 6 цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышь (Мышкин домик, квадраты тех же шести цветов – дверцы, игрушка - Кошка.

Раздаточный: такой же меньшего размера по 3 домика и 6 дверец на каждого ребёнка.

Ход.

Воспитатель : Ребята, обратите внимание друг у друга на одежду. Какие вы все красивые, нарядные.

Какого цвета у Оли платье? У кого красные носки? Есть ли на чьей-нибудь одежде желтый цвет? Кто найдёт фиолетовый цвет на платье у Алёны? Зелёная футболка у Игоря или Максима? Какого цвета шорты у Андрея?

Именно из-за этих ярких цветов одежда у нас выглядит красивее и наряднее.

Сегодня я хочу предложить вам очень интересную игру. Посмотрите, что я разложила на столе? (Разноцветные карточки)

Кто там живёт? (Мышки).

Мышки похожи между собой? (Одинаковые).

А домики у них тоже одинаковые?

Чем они отличаются? (Цветом).

(Воспитатель показывает демонстрационные карточки).

Воспитатель : Оля, выбери домик такого же цвета, как твоё платье. (Красный).

У кого на одежде есть зелёный цвет, как этот дом?

Есть ли здесь фиолетовый домик как Ленины банты?

Выбери, Никита, оранжевый домик, как твои носки.

Чья рубашка подходит к зелёному домику?

На чьей одежде есть цвет как этот синий домик?

К каждому домику есть окошко (дети вместе с воспитателем подбирают окошки по цвету к каждому домику, точно такого же цвета, как и домик. Когда закрываем окошки точно по цвету, то никто и не догадается, что там живут мышки. Удобно они устроились, им и весело от того.

Ой, кто идёт?

«Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки» Кто это?

Да, услышав разговор про мышек, кот тут как тут (воспитатель достаёт игрушку кота, прибежал на охоту за мышками. Как хорошо, что мы все окошки закрыли по цвету, спрятали мышек. (Кот обходит все домики и уходит спать).

Воспитатель : Почему он не нашёл мышек?

А если бы к красному домику выбрали зелёное окошко или синему домику жёлтое окошко? (Кот бы догадался, что там живёт мышка).

Значит, можно ли перепутать окошки к домикам?

Как правильно надо сделать? (По цвету)

Воспитатель подводит детей к другому столу с раздаточным материалом.

Воспитатель : Сейчас проснётся кот, замяучит, и мы постараемся закрыть все окошки строго по цвету, не позволим коту обидеть мышек.

На сигнал «Мяу» дети выбирают окошки, кот обходит, проверяет окошки, проходит мимо правильно выполненного задания, останавливается, где есть ошибки.

Допускается детям исправлять ошибки друг другу. Кот уходит спать, дети выпускают мышек на прогулку. Игра повторяется 3-4 раза. Затем кот усталый уходит совсем. Мышки благодарят детей за заботу и прощаются.

Примечание: Во время повторной игры дети называют домики по цветам.

Публикации по теме:

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Опубликовано: 27 декабря 2013 в 00:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД