Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)

Лариса Можаева
Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)

ПРОЕКТ «Шаги в природу»

(программно-методические материалы

по экологическому образованию дошкольников)

Авторы: воспитатель Карпова Татьяна Николаевна

старший воспитатель МКДОУ детского сада № 7

города Кирово - Чепецка Кировской области

Можаева Лариса Анатольевна

Если каждый человек

на кусочке своей земли

сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов.

Введение:

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и выходе Указа президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Главные аспекты работы педагога с детьми дошкольного возраста - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению в МКДОУ детском саду № 7 используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, ознакомления с художественной литературой, просмотра телепередач, экскурсий, совместную работу детского сада и семьи, а также организацию самостоятельной деятельности детей, т. е., экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Большое значение мы придаём познавательно-исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращаем внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделяем общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводим своих воспитанников на прогулки, экскурсии, ходим в походы.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий является обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и т. д.

Большое значение придаём ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.

Большое значение мы придаём работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое дало нам дополнительную информацию, используемую впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводим экологические праздники, предлагаем папам помочь изготовить кормушки и скворечники, которые размещаем на территории детского сада, вывешиваем листовки с призывами беречь зелёные насаждения, проводим ежегодно акции в преддверии Нового года по защите елей от вырубки, разрабатываем и реализуем совместно с родителями проекты по защите и бережному отношению к лесным богатствам.

Традиционно в канун Нового года детский сад разрабатывает и реализует проекты, направленные на сохранение лесной красавицы – ели. Один из таких проектов «Шаги в природу»

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Этапы:

1. Выявление проблемы

2. Постановка цели и задач

3. Поиск форм реализации проекта

4. Разработка содержания познавательно-воспитательного процесса на основе тематики проекта

5. Коллективная реализация и демонстрация проекта

Проблема:

Как привлечь внимание людей к проблеме сохранения лесных богатств

Игровая мотивация для детей:

Дети встречаются со Стариком – лесовиком. Он озабочен: к Новому году начнётся вырубка елей: погибнут молодые деревца, испугаются шума белки, исчезнут гнёзда и дупла.

ЦЕЛЬ:

Привлечь внимание детей, родителей к последствиям экологических нарушений, их влиянию на окружающую среду и здоровье человека.

ЗАДАЧИ:

1. Учить экологически грамотному поведению в природе.

2. Формировать экологическую культуру дошкольников.

3. Развивать познавательные способности детей в практической деятельности в детском саду и дома

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности.

5. Воспитывать

• задатки осознанного и ответственного отношения к живой природе

• чувство ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира

• способность видеть красоту окружающего мира

Участники проекта:

• Дети среднего, старшего дошкольного возраста

• Родители воспитанников

Воспитатели группы

Сроки реализации проекта:

С 1 декабря по 30 января 2011 года

Этапы реализации проекта:

1 этап – Выявление проблемы. Вхождение в игровую

ситуацию

2 этап – Практическая деятельность по реализации

проекта

3 этап – Презентация продукта деятельности -

Выпуск журнала о природе

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Дети и родители задумаются о важности природы и необходимости бережного отношения к ней

2. Дети получат дополнительные знания по экологическому воспитанию и осознанному отношению к природе

3. Дети и родители увидят красоту окружающего мира и будут стараться беречь эту красоту.

4. В ходе совместной практической деятельности дети приобретут исследовательские и поисковые навыки

5. Полученные знания дети и родители воплотят в рисунки, рассказы, сказки.

Практическая деятельность по проекту

Деятельность педагога:

• Знакомит с результатами мониторинга по экологии и ознакомлению с окружающим миром

• Активизирует деятельность родителей по вхождению в проблему через организацию круглого стола

• Обобщает и систематизирует информацию

• Выпускает детский журнал о природе

Деятельность детей:

• Цикл занятий по ознакомлению с лесом и его обитателями

• Наблюдения и экскурсии в природу

• Дидактические игры по теме проекта

• Опытническая и экспериментальная деятельность с природным материалом

• Воплощение полученных знаний в творческие работы

Деятельность родителей

• Выход в природу с детьми

• Совместные наблюдения, опыты и эксперименты с детьми

• Обмен экологическими знаниями на круглом столе

• Изготовление кормушек, скворечников и др.

• Воплощение полученных знаний в творческие работы

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Этикет
  • Экология
Автор публикации:
Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)
Опубликовано: 9 ноября 2012 в 19:15
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...