Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)

Лариса Можаева
Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)

ПРОЕКТ «Шаги в природу»

(программно-методические материалы

по экологическому образованию дошкольников)

Авторы: воспитатель Карпова Татьяна Николаевна

старший воспитатель МКДОУ детского сада № 7

города Кирово - Чепецка Кировской области

Можаева Лариса Анатольевна

Если каждый человек

на кусочке своей земли

сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов.

Введение:

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Каменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли». К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и выходе Указа президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Главные аспекты работы педагога с детьми дошкольного возраста - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению в МКДОУ детском саду № 7 используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности, ознакомления с художественной литературой, просмотра телепередач, экскурсий, совместную работу детского сада и семьи, а также организацию самостоятельной деятельности детей, т. е., экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Большое значение мы придаём познавательно-исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращаем внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделяем общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводим своих воспитанников на прогулки, экскурсии, ходим в походы.

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий является обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и т. д.

Большое значение придаём ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию.

Большое значение мы придаём работе с родителями. В начале работы было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей», которое дало нам дополнительную информацию, используемую впоследствии в работе с дошкольниками. Совместно с родителями проводим экологические праздники, предлагаем папам помочь изготовить кормушки и скворечники, которые размещаем на территории детского сада, вывешиваем листовки с призывами беречь зелёные насаждения, проводим ежегодно акции в преддверии Нового года по защите елей от вырубки, разрабатываем и реализуем совместно с родителями проекты по защите и бережному отношению к лесным богатствам.

Традиционно в канун Нового года детский сад разрабатывает и реализует проекты, направленные на сохранение лесной красавицы – ели. Один из таких проектов «Шаги в природу»

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

Этапы:

1. Выявление проблемы

2. Постановка цели и задач

3. Поиск форм реализации проекта

4. Разработка содержания познавательно-воспитательного процесса на основе тематики проекта

5. Коллективная реализация и демонстрация проекта

Проблема:

Как привлечь внимание людей к проблеме сохранения лесных богатств

Игровая мотивация для детей:

Дети встречаются со Стариком – лесовиком. Он озабочен: к Новому году начнётся вырубка елей: погибнут молодые деревца, испугаются шума белки, исчезнут гнёзда и дупла.

ЦЕЛЬ:

Привлечь внимание детей, родителей к последствиям экологических нарушений, их влиянию на окружающую среду и здоровье человека.

ЗАДАЧИ:

1. Учить экологически грамотному поведению в природе.

2. Формировать экологическую культуру дошкольников.

3. Развивать познавательные способности детей в практической деятельности в детском саду и дома

4. Формировать предпосылки поисковой деятельности.

5. Воспитывать

• задатки осознанного и ответственного отношения к живой природе

• чувство ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира

• способность видеть красоту окружающего мира

Участники проекта:

• Дети среднего, старшего дошкольного возраста

• Родители воспитанников

Воспитатели группы

Сроки реализации проекта:

С 1 декабря по 30 января 2011 года

Этапы реализации проекта:

1 этап – Выявление проблемы. Вхождение в игровую

ситуацию

2 этап – Практическая деятельность по реализации

проекта

3 этап – Презентация продукта деятельности -

Выпуск журнала о природе

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Дети и родители задумаются о важности природы и необходимости бережного отношения к ней

2. Дети получат дополнительные знания по экологическому воспитанию и осознанному отношению к природе

3. Дети и родители увидят красоту окружающего мира и будут стараться беречь эту красоту.

4. В ходе совместной практической деятельности дети приобретут исследовательские и поисковые навыки

5. Полученные знания дети и родители воплотят в рисунки, рассказы, сказки.

Практическая деятельность по проекту

Деятельность педагога:

• Знакомит с результатами мониторинга по экологии и ознакомлению с окружающим миром

• Активизирует деятельность родителей по вхождению в проблему через организацию круглого стола

• Обобщает и систематизирует информацию

• Выпускает детский журнал о природе

Деятельность детей:

• Цикл занятий по ознакомлению с лесом и его обитателями

• Наблюдения и экскурсии в природу

• Дидактические игры по теме проекта

• Опытническая и экспериментальная деятельность с природным материалом

• Воплощение полученных знаний в творческие работы

Деятельность родителей

• Выход в природу с детьми

• Совместные наблюдения, опыты и эксперименты с детьми

• Обмен экологическими знаниями на круглом столе

• Изготовление кормушек, скворечников и др.

• Воплощение полученных знаний в творческие работы

Публикации по теме:

Конкурс «Презентация образовательной направленности»Конкурс «Презентация образовательной направленности» В данной рубрике представляем деятельность педагогического коллектива МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 26 "Колосок" г. Мичуринска.

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Этикет
  • Экология
Автор публикации:
Проект «Шаги в природу» (программно-методические материалы по экологическому воспитанию)
Опубликовано: 9 ноября 2012 в 19:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье»
Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между детьми могут...
Конспект ОД по познавательному развитию «Вспорхнул и полетел… живой цветок» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах воды;...
Фотоотчет «Аппликация в старшей группе «Скворечник для скворушки»
Уважаемые коллеги! Очень уж хочется нашим деткам, что бы на территории детского сада поселились скворушки. Однако, после строительства нового корпуса...
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…»
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка. » Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в...