Получи документы

Шахматная школа «Ладья» имени А. Е. Карпова. Проект по внедрению шахматного образования в ДОУ

Марина Игнатенко
Шахматная школа «Ладья» имени А. Е. Карпова. Проект по внедрению шахматного образования в ДОУ

Краткая аннотация проекта

Проект по внедрению шахматного образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр развития ребенка детский сад № 19» города Ишима (далее МАДОУ ЦРР д/с № 19) представляет собой систему работы по трем взаимосвязанным и взаимодополняемым направлениям: взаимодействие с родителями, создание развивающей среды, совместная деятельность с воспитанниками

Публикация «Шахматная школа „Ладья“ имени А, Е, Карпова, Проект по внедрению шахматного образования в ДОУ» размещена в разделах

Целью внедрения Проекта является создание условий для социально – личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование интереса к шахматной игре

Задачи проекта

Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения, организация здорового досуга.

Формирование готовности к обучению в школе: расширение кругозора, развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, настойчивости в достижении цели, ответственности за принятие решений.

Формирование познавательной активности и интереса к игре шахматам.

Проект ориентирован на возраст детей от пяти до семи лет (воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, срок реализации проекта – три года.

Проект реализуется в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и кружковой деятельности «Шахматной школы «Ладья» имени Анатолия Карпова под руководством Бочарова А. В., педагога Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Ишимский городской дом детского творчества».

Стратегия реализации Проекта

Название проекта

«Шахматная школа «Ладья» имени Анатолия Карпова» - проект, направленный на создание условий для социально – личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование интереса к шахматной игре

Нормативно-правовое обеспечение проекта

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

• Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы;

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 года № 2562);

• Письмо Министерства образования РФ от 09.08.2000 г. № 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;

• Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития образования и науки Тюменской области на 2013 – 2015 годы»;

• Городская ведомственная целевая программа «Основные направления развития системы образования города Ишима на 2013 – 2015 годы»;

• Программа развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад № 19» города Ишима на 2013 – 2015 годы;

• Образовательная программа Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад № 19» города Ишима;

• Устав МАДОУ ЦРР д/с № 19;

• Приказ департамента образования и науки Тюменской области «О популяризации шахмат» от 14.03.2012 № 1392;

• Комплекс мероприятий по популяризации и развитию шахмат в образовательных учреждениях Тюменской области» (приложение к соглашению от 02.03.2012 № 2);

• Приказ департамента по социальным вопросам города Ишима «О популяризации и развитии шахмат в образовательных учреждениях города Ишима» от 21.03.2012 года № 206 од;

• Приказ директора МАДОУ ЦРР д/с № 19 «Об утверждении «Положения о работе шахматной школы «Ладья» имени Анатолия Карпова» от 30.01.2012 года № 06/1 о/д;

• Положение о работе шахматной школы «Ладья» имени Анатолия Карпова;

• Договор о совместной деятельности МАДОУ ЦРР д/с № 19 с Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования детей «Ишимский городской дом детского творчества» (далее МАУ ДОД ДДТ) от 01.02.2012 № 3.

Участники Проекта

• Воспитанники МАДОУ ЦРР д/с № 19 средней, старшей, подготовительной к школе группы

• Родители (законные представители) воспитанников

• Педагоги МАДОУ ЦРР д/с № 19

• Педагоги МАУ ДОД ДДТ.

Проблема

По результатам анкетирования, проведенного с родителями воспитанников МАДОУ (Цель: выяснить степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг):

67 % родителей выразили желание получать дополнительную услугу – обучение шахматной игре;

72 % родителей признают шахматную игру эффективным средством развития интеллектуальных способностей;

53 % родителей считают положительным влияние шахматной игры на подготовку детей к школьному обучению.

В связи с этим возникла необходимость создания шахматной школы в детском саду.

В результате переговоров с ГАУ ТО «Областной шахматный центр А. Е. Карпова» и Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования детей «Ишимский городской дом детского творчества» 10 февраля 2012 года состоялось торжественное открытие шахматной школы «Ладья» имени А. Е. Карпова, руководителем которой стал Бочаров А. В., педагог МАУ ДОД «Ишимский городской дом детского творчества».

Цель Проекта

Создание условий для социально – личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирование интереса к шахматной игре

Задачи Проекта

1. Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения, организация здорового досуга.

2. Формирование готовности к обучению в школе: расширение кругозора, развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, настойчивости в достижении цели, ответственности за принятие решений.

3. Формирование познавательной активности и интереса к игре шахматам.

Новизна Проекта

1. Шахматная игра рассматривается как эффективное средство:

• не только интеллектуального, но и социально-личностного развития;

• формирования готовности детей к обучению в школе.

2. Содержательная наполняемость проекта, предусматривающая внесение дополнений в образовательную программу МАДОУ ЦРР.

Сроки реализации Проекта

1. Подготовительный этап: 2012 год

2. Практический: 2013 – 2014 гг.

3. Обобщающий этап: 2014 год

Реализация основных мероприятий в рамках Проекта

2012 год

Подготовительный этап - организационный

Функции:

• Диагностическая;

• Проектировочная;

• Организационная.

Совместная и кружковая деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями (законными представителями

) детей и общественностью[/h4]

Создание развивающей среды, материальное обеспечение проекта

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой

(3 раза в год – сентябрь, январь, май).Диагностика готовности детей старшего дошкольного возраста к процессу обучения в школе М. М. Безруких

(2 раза в год - сентябрь, апрель).

Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе Л. Е. Журовой, Е. Э. Кочуровой, М. И. Кузнецовой (1 раз в год, апрель).

Анкетирование родителей «Степень удовлетворенности качеством образовательных услуг».

Заключение договора о совместной деятельности с Муниципальным автономным учреждением дополнительного образования детей «Ишимский городской дом детского творчества».

Организация деятельности консультационно-методического пункта для воспитателей и родителей по вопросам шахматного образования с привлечением к методической работе специалистов дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Ишимский городской дом детского творчества». Анализ предметно-развивающей среды для создания шахматной школы.

Оснащение шахматной школы «Ладья» необходимым игровым оборудованием.

Утверждение нормативно-правовой документации (тематического планирования, внесение дополнений в образовательную программу МАДОУ ЦРР.

Составление сетки кружковой деятельности.

Разработка проекта деятельности шахматной школы «Ладья» имени А. Е. Карпова

2013 – 2014 годы

Практический этап

Функция: деятельностная

Совместная и кружковая деятельность с детьми Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и общественностью Создание развивающей среды, материальное обеспечение проекта

Реализация тематического планирования, рассчитанного на:

первый год обучения (средняя группа) - 18 часов для детей от 4-х до 5-ти лет (в рамках совместной деятельности)

второй год обучения (старшая группа) - 36 часов для детей от 5-ти до 6-ти лет (на базе шахматной школы «Ладья»);

третий год обучения (подготовительная к школе группа) - 36 часов для детей от 6-ти до 7-ми лет (на базе шахматной школы «Ладья»).

Промежуточный мониторинг

Деятельность консультационно-методического пункта по вопросам шахматного образования

Просмотры совместной деятельности с детьми, работы шахматной школы «Ладья»

Тематические конкурсы, выставки

Проведение театральных представлений

Проведение обучающих семинаров и мастер-классов

Освещение деятельности консультативно-методического пункта, шахматной школы «Ладья»

в средствах массовой информации, на интернет – ресурсах МАДОУ. Создание мини -музея «Территория шахмат» (май 2013).

Создание методического банка Проекта:

- сборник методических материалов по работе с детьми разных возрастных групп (конспекты кружковой, совместной деятельности и пр.);

- медийное освещение реализации Проекта

(создание презентаций, публикации, выставки, видеоролики, сюжеты для TV и пр.).

2014 год

Обобщающий этап

Функции:

• Аналитическая;

• Обучающая.

Совместная и кружковая деятельность с детьми Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей и общественностью Создание развивающей среды, материальное обеспечение проекта

Итоговые мониторинги по готовности детей старшего дошкольного возраста к процессу обучения в школе, психолого-педагогическая диагностика развития.

Отчетные мероприятия:

- просмотры образовательной и совместной деятельности с детьми;

- тематические театрализованные представления;

- организация и проведение лично-командных соревнований;

- презентация познавательных проектов шахматной тематики.

Проведение дружеских шахматных и шашечных матчей выпускников детского сада и школьников «Сто затей для ста друзей». Создание стажировочной площадки на базе МАДОУ.

Организация и проведение обучающих семинаров и мастер – классов на базе детского сада.

Обобщение опыта по организации шахматного образования (на уровне города и области).

Организация и проведение шахматных и шахматно-шашечных турниров.

Публикации в средствах массовой информации, методических сборниках.

Публичный отчет о деятельности шахматной школы «Ладья» на сайте МАДОУ. Презентация методического банка проекта.

Печать сборника методических материалов и выпуск обучающих дисков.

Финансирование Проекта Финансирование Проекта предусматривается из внебюджетных источников в установленном законом порядке.

Итоги реализации Проекта Создание эффективной системы работы с детьми, направленной на социально – личностное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирование общей культуры и интереса к шахматной игре.

Популяризация шахматной игры среди детей дошкольного образовательного учреждения, организация здорового досуга.

Формирование готовности детей к обучению в школе: расширение кругозора, развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, настойчивости в достижении цели, ответственности за принятие решений.

Формирование познавательной активности и интереса к игре шахматам.

Увеличение количества детей старшего дошкольного возраста – участников и призеров познавательных, исследовательских конкурсов различного уровня.

Практическая значимость Опыт работы по созданию условий для социально – личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством шахматной игры был представлен на уровне городского методического объединения воспитателей старших групп в 2012 году, на базе детского сада проходят обучающие семинары, практикумы, функционирует консультационно-методический пункт по шахматному образованию. Опыт рекомендован к изучению и внедрению в практику работы воспитателей детских садов города Ишима. В мае 2013 года в детском саду в рамках стажировочной площадки пройдут мастер-классы «Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы», будет обобщен опыт работы с презентацией методического сборника.

Формы представления результатов • Интернет ресурс МАДОУ ЦРР д/с № 19.

• Участие детей в познавательных и исследовательских конкурсах различного уровня.

• Распространение информации в средствах массовой информации.

• Презентация с помощью компьютерных технологий.

• Презентация методического банка проекта.

• Печать сборника методических материалов и выпуск обучающих дисков.

• Проведение шахматных и шахматно-шашечных турниров

Контроль за исполнением Проекта Контроль за исполнением Проекта осуществляют директор МАДОУ ЦРР, представители управляющего совета в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

Список использованной литературы

1. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста [текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.

2. Венгер, Л. А. Мухина, B.C. Психология [текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просве-щение, 1988.

3. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. - М. : Просвещение, 1983.

4. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы [текст] / В. Г. Гришин - М. : Просвещение, 1991.- 158с.

5. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л. : Детская литература, 1985.

6. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2004.

7. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. - М. : Русский шахматный дом, 2005.

8. Карпов, А. Е., Гик, Е. А. Все о шахматах [текст]. М. : «ФАИР - ПРЕСС», 2002.

9. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. - СПб. : Литера, 2005.

10. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

11. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. - М. : Астрель; АСТ, 2000.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шахматная школа «Ладья» имени А. Е. Карпова. Проект по внедрению шахматного образования в ДОУ
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 07:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД