Папки-передвижки

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»

Ирина Васильева
Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»

Авторы проекта : Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И.

Участники проекта :

• дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки»

• Их родители

Воспитатели группы : Васильева И. Н., Олифер Н. Г.

Учитель- логопед: Дедова О. И.

Актуальность проблемы:

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решении.

Публикация «Проект „Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников“» размещена в разделах

Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи, позволяет нам поставить вопросы профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка.

Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка. Очевидна значимость ранней профилактической и пропедевтической работы с детьми. Исправить речевые недостатки в старшем возрасте значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности получения ранней логопедической помощи:

-современные коррекционные программы ориентированы, прежде всего, на работу с детьми с 5 – 6 лет

-коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Пояснительная записка

Исходя из вышеизложенного, была определена система работы, цель которой

— создание эффективного комплексного взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей, направленного на профилактику речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачами данной системы являются:

• создать модель коррекционно-развивающей деятельности воспитателей, специалистов ДОУ и родителей

• разработать формы их взаимодействия в условиях дошкольной образовательной среды. Организовать работу клуба «Школа логопеда».

• Подобрать дидактические и методические материалы с учётом возрастных особенностей детей.

• Работа по профилактике речевых нарушений ведётся с детьми от 2 до 4 лет в условиях комбинированного детского сада без проведения специальных занятий. Так процесс проходит с минимальными затратами времени, что ведёт к оптимизации образовательной деятельности и не перегружает его. К тому же, помощь оказывается комплексно и единовременно большому количеству детей. • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы,, самообразование; Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

• Разработать и внедрить проект - «Школа красивой речи для детей и родителей», перспективный план работы с детьми;

• Совместно с учителем – логопедом подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

• Подготовить (провести) консультацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Пальчиковый игротренинг», «Уроки Веселого Язычка»;

• Развивать все стороны речи детей : звукопроизношение, обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя средствами игровой артикуляционной гимнастики, пальчикового игротреннинга, игрового самомассажа, речевых игр и упражнений;

• Подготовить видео-отчет презентацию по результатам проекта для педагогов по теме: «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»;

После проведения экспресс-обследования речевого развития детей, с воспитателями и специалистами намечается план профилактических мероприятий, подбираются дидактические и методические материалы для «логопедических пятиминуток».

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на профилактику речевых нарушений дошкольников. Логоминутки составлены в соответствии с возрастными особенностями детей.

«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю согласно тематическому планированию в ДОУ. К каждой лексической теме подобран речевой материал, определены коррекционные цели и приемы их реализации.

Учитель- логопед проводит мини- занятия и логоминутки по средам, во второй половине дня.

Музыкальный руководитель включает в свои занятия логоритмические упражнения.

Педагог- психолог психогимнастику, образные перевоплощения, пластические этюды.

Инструктор по физической культуре использует игры на координацию речи с движением.

Воспитатели проводят логопедические пятиминутки ежедневно.

Работа по проблеме рассчитана на 4 года, каждый из которых обозначен своей подтемой (проблемой над которой мы будем работать в конкретной возрастной группе).

Этапы работы:

1. 2 младшая группа «ЛЕПЕТУШЕЧКИ» : подготовка артикуляционного аппарата.

2. Средняя группа «ЧИСТОГОВОРУШЕЧКИ» : формирование чистого звукопроизношения и обогащение словаря.

3. Старшая группа «СКОРОГОВОРУШЕЧКИ» : совершенствование звукопроизношения и развитие связной речи.

4. Подготовительная группа «ГОВОРУНЫ» : закрепление чистого произношения всех звуков, развитие красивой связной речи, формирование грамматически правильного строя речи

1 этап проекта (2014-2015гг)

Во второй младшей группе ставим следующие задачи:

• Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками

• Развитие и расширение пассивного и активного словаря

• формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;

• развивать длительность речевого выдоха;

• развивать силу, динамику и модуляцию голоса;

• развивать подражание речевым звукам;

• воспитывать правильный, умеренный темп речи;

• развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

• Развитие диалогической речи и речевого общения.

Развитие мелкой моторики:

• Развивать тонкую моторику в упражнениях.

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к артикуляционной и пальчиковой гимнастике, сформировать у детей желание заниматься;

Научить выражать свои чувства и эмоции;

Воспитывать слуховое внимание, усидчивость детей.

Учить детей говорить четко, внятно, понятно;

2. Обучающие:

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата, развивать мелкую моторику;

Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;

Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

3. Развивающие:

Развивать у детей артикуляционный аппарат;

Развить интонационную выразительность голоса;

Развивать речевое дыхание, умение детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом

Направления работы во второй младшей группе (2014-2015 уч. год) :

1. Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки» - учитель – логопед Дедова О. И., воспитатель Васильева И. Н.

2. Дыхательная гимнастика- учитель – логопед Дедова О. И., воспитатель Васильева И. Н.

3. Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей – воспитатель Васильева И. Н.

- Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковый игротренинг.

- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

4. Работа с родителями.

Игровая артикуляционная гимнастика,

как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста или «Логоминутки»

1 раз в неделю проводятся учителем- логопедом по средам 15.30-15.45

Каждый день воспитателем в режимных моментах

Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста (от 3-х лет)-

артикуляционные упражнения, имитационные игры, игры-звукоподражания.

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Развитие мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей

Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше - меньше, короче - длиннее и т. д., , художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.

Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие дела, как

перемотка ниток;

завязывание и развязывание узелков;

уход за срезанными и живыми цветами;

чистка металла;

водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);

собирание разрезных картинок;

разбор круп и так далее.

Пальчиковый игротренинг направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Проводится ежедневно.

Для развития моторики рук используются следующие приемы, игры и упражнения:

• самомассаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины, крупы, природный материал)

• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Видео-отчет по проекту «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников или Счастливы вместе» Сообщение на итоговом родительском собрании

Тема: «Диагностика и результаты диагностики мелкой моторики»

Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями.

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Речевое развитие дошкольников. Весна- красна»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «Речевое развитие младших дошкольников»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Пальчиковый игротренинг как средство развития речи младших дошкольников»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Пальчиковый игротренинг и игровая артикуляционная гимнастика»;

5. Проект. Тема: ««Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства или «Школа красивой речи для детей и их родителе»;

6. Отчёт о проделанной работе за учебный год. Видео- отчет «Счастливы вместе» (совместная работа воспитателя и учителя- логопеда)

7. В течение года изучить литературу по теме

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Первичная профилактика – это предупреждение речевых нарушений. В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая.

Консультация для педагогов «Первичная профилактика нарушений устной и письменной речи у дошкольников с ФФНР» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так.

Консультация для воспитателей второй младшей группы «Первичная профилактика речевых нарушений» Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Логопедическая ритмика как форма кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений Цель: представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Первичная профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста Уважаемые мамы и папы! Для нас,взрослых, речь – это автоматизированный навык и мы даже не замечаем какие движения выполняет наш язык и,.

Консультация для логопедов «Причины и виды речевых нарушений и их профилактика» «Причины и виды нарушений в речевом развитии детей.» Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление,.

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии. В помощь логопедам Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР методами кинезиологии Развитие речи представляет собой сложный психофизиологический.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Роль здоровьесберегающих технологий в профилактике речевых нарушений младших дошкольников Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Задача охраны и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 23:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД