Проект «Сказочное воспитание»

Елена Алмаева
Проект «Сказочное воспитание»

Тема проекта: «Драматизация русских народных сказок, как средство приобщения детей к народной культуре. «Сказочное воспитание»».

Автор: Алмаева Е. Н., воспитатель МДОУ «Павелецкого детского сада» Скопинского района.

Участники проекта: Дети старшей, подготовительной групп «Теремок», родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Этапы реализации проекта: Реализация проекта рассчитана на 2012 – 2014 учебные года.

Экспериментальная база: МДОУ «Павелецкий детский сад» Скопинского района.

Актуальность создания проекта:

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно -образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры.

Вид проекта:

Исследовательско - творческий проект– дети осуществляют исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта: стенды, драматизация, картотека сказок, изготовление афиш, приглашений, организация выставок и т. д.

Цель проекта: создание благоприятных условий для воспитания творчески развитой личности через активацию познавательной, творческой деятельности дошкольников на основе приобщении детей к традициям, обычаям русской национальной культуры через инсценировки и драматизацию русских народных сказок.

Основные воспитательные и образовательные задачи:

-Пробудить интерес к истории и культуре России.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, творческого потенциала ребенка через инсценировки русских народных сказок.

-Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

-Знакомить детей с русскими народными сказками, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа и его истории.

- Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

-Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры, возрождения интереса к народным сказкам их чтению, просмотру, семейных инсценировках.

Необходимые условия для реализации пректа:

-Поэтапное формирование у дошкольников, начиная с раннего возраста интереса к русским народным сказкам, их инсценировки для развития духовного, нравственного, патриотического воспитания.

- Возрождение, сохранение, ценностей русской народной культуры.

-Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей, чтению народных сказок, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций, творческой реализации, закрепления полученных знаний и умений при условии педагогического руководства.

-Знакомить с историей своей Родины, ее былинными и сказочными героями, которые любили Русь и готовы были постоять за нее.

-Разработка плана взаимодействия с педагогами, семьями воспитанников.

Основные принципы работы по поекту:

- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

-принцип наглядности и занимательности, предлагаемый материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Пути решения проекта:

-обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираюсь создавать;

-учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;

- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей нашего дошкольного учреждения;

-оценить риски реализации данного проекта.

Этапы реализации проекта:

На первом этапе дети знакомились с русскими народными сказками, их героями, особенностями их характера, поведения. Узнали о истории русской народной культурой, ее быта и традициях. В результате дети начинают понимать сущность и особенность русской народной сказки и русского человека, его народной культуры, с ее особенностями, самобытностью и колоритом. Происходит прослушивание русских народных мелодий и песен.

На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русскими народными сказками, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народным бытом», «Знакомство с русскими народными песнями и танцами», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми, родителями и педагогами пополняется организованная в дошкольном учреждении «Комната старины» предметами русского быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

На третьем этапе особое место занимает практическая деятельность детей, в которой реализуются полученные знания и умения детей в ходе творческого процесса: создание иллюстраций к русским народным сказкам, придумывание костюмов для героев, подбор народных песен, хороводов. Совместно с детьми и родителями создаются красочные афиши, приглашения для представления. И важным заключительным моментом является инсценировка русской народной сказки с участием детей, а в некоторых случаях и родителей.

Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о особенности русской народной сказке, ее воспитательного и обучающего воздействия, различных областях русской народной культуры.

Предполагаемый результат:

Дети:

-Умение реализовать свои знания сказок, культуры, обычаев, быта через драматизацию русских народных сказок.

-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

- Формирование чувств национального достоинства.

- Широкое использование всех видов фольклора.

-Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре через драматизацию русских народных сказок.

Родители:

-Сформированная активная родительская позиция;

-Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;

- Создание семейных инсценировок русских народных сказок, понимание их важности в приобщении детей к народной культуре и истории;

-Активное участие родителей в жизни ДОУ.

Педагоги:

-Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;

-Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость;

-Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания.

-Внедрение в образовательный процесс своей группы работы по инсценировкам русских народных сказок, ведение кружковой работы, работы по самообразованию.

В ходе реализации проекта в работе с детьми использовались:

-игры – занятия: «В гостях у сказки», «Природа России», «Два терема» и т. д. ;

- познавательные занятия в «Комнате старины»;

- викторины, конкурсы: «Лучший портрет сказочного героя», «Народный праздник», «Любимая русская народная сказка» и т. д. ;

- выставки детских рисунков по сюжетам русских народных сказок;

- инсценировка, драматизация русских народных сказок;

-шитье костюмов.

В работе с родителями использовались такие формы работы:

-творческие встречи литературных чтений, сопровождающиеся совместными обсуждениями;

-придумыванием сказки вместе со своим ребенком, созданием иллюстраций к ней;

-огромный интерес вызывает у родителей участие в конкурсах, где они совместно со своими детьми раскрывают творческие способности;

-проведение совместных игр – драматизаций, литературных викторин, вечеров «Бабушки Акулины».

С педагогами ДОУ использовались формы работы:

-консультации, беседы;

-обмен интернет ресурсами;

-открытые занятия, театрализованные показы;

-проведение народных праздников, игр и развлечений;

-участие в метод объединениях;

-фото отчеты, видео презентации.

Результативность:

- активация познавательного интереса у детей;

-развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;

-снятие у детей зажатости и скованности;

-развитие пластической выразительности и музыкальности;

-умеют выразительно читать наизусть монологический, диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

-интерес к истории своей Родины, гордость за наследие своего народа.

Выводы: Таким образом, система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре через инсценировки русских народных сказок показывает, что мы занимаемся важным делом: учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.

Направления дальнейшей работы:

1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое будет способствовать накоплению знаний детей о народном творчестве, его особенностях, которое является ценнейшим источником прошлого, построения настоящего и программирование будущего.

Публикации по теме:

Ландшафтный комплекс «В гостях у сказки»Ландшафтный комплекс «В гостях у сказки» Летом вся жизнь наших дошколят, все основные события переносятся на улицу, на территорию детского сада, в песочницу, на лужайку. Удовлетворение.

Проект «Предметы русской старины» Проект «Предметы русской старины» Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Возраст детей: от 4 до 7.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Этикет
Автор публикации:
Проект «Сказочное воспитание»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 10:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...
Знакомство детей с народным творчеством (фотоотчет)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова Татьяна...
Фотоотчет «Жизнь нашей группы в апреле»
Заканчивается апрель - весенний месяц, который мы с нетерпением ждали. Ждали наступления тепла в природе и добрых праздников. Жизнь нашей группы в апреле...
Сценарий выпускного в детском саду
Звучит музыка, затем стихает. Выходят воспитатель и музыкальный руководитель. Вос-ль. Добрый день, дорогие наши родители! Муз. рук. Здравствуйте, уважаемые...
Фотоотчет о виртуальной экскурсии «Дорога памяти»
В преддверии великого праздника "Дня Победы" 26. 04. 2017 года, в детском саду состоялась встреча с библиографом, педагогом - организатором чтения детей и...