Проект «Сказочное воспитание»

Елена Алмаева
Проект «Сказочное воспитание»

Тема проекта: «Драматизация русских народных сказок, как средство приобщения детей к народной культуре. «Сказочное воспитание»».

Автор: Алмаева Е. Н., воспитатель МДОУ «Павелецкого детского сада» Скопинского района.

Участники проекта: Дети старшей, подготовительной групп «Теремок», родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Этапы реализации проекта: Реализация проекта рассчитана на 2012 – 2014 учебные года.

Экспериментальная база: МДОУ «Павелецкий детский сад» Скопинского района.

Актуальность создания проекта:

В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно -образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям великой русской народной культуры.

Вид проекта:

Исследовательско - творческий проект– дети осуществляют исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде творческого продукта: стенды, драматизация, картотека сказок, изготовление афиш, приглашений, организация выставок и т. д.

Цель проекта: создание благоприятных условий для воспитания творчески развитой личности через активацию познавательной, творческой деятельности дошкольников на основе приобщении детей к традициям, обычаям русской национальной культуры через инсценировки и драматизацию русских народных сказок.

Основные воспитательные и образовательные задачи:

-Пробудить интерес к истории и культуре России.

-Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, творческого потенциала ребенка через инсценировки русских народных сказок.

-Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

-Знакомить детей с русскими народными сказками, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа и его истории.

- Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

-Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры, возрождения интереса к народным сказкам их чтению, просмотру, семейных инсценировках.

Необходимые условия для реализации пректа:

-Поэтапное формирование у дошкольников, начиная с раннего возраста интереса к русским народным сказкам, их инсценировки для развития духовного, нравственного, патриотического воспитания.

- Возрождение, сохранение, ценностей русской народной культуры.

-Освоение русских народных традиций, формирование национального самосознания в процессе творчества детей, чтению народных сказок, поговорок, загадок, рассматривание иллюстраций, творческой реализации, закрепления полученных знаний и умений при условии педагогического руководства.

-Знакомить с историей своей Родины, ее былинными и сказочными героями, которые любили Русь и готовы были постоять за нее.

-Разработка плана взаимодействия с педагогами, семьями воспитанников.

Основные принципы работы по поекту:

- принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;

- принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;

-принцип наглядности и занимательности, предлагаемый материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

-единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Пути решения проекта:

-обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираюсь создавать;

-учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;

- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей нашего дошкольного учреждения;

-оценить риски реализации данного проекта.

Этапы реализации проекта:

На первом этапе дети знакомились с русскими народными сказками, их героями, особенностями их характера, поведения. Узнали о истории русской народной культурой, ее быта и традициях. В результате дети начинают понимать сущность и особенность русской народной сказки и русского человека, его народной культуры, с ее особенностями, самобытностью и колоритом. Происходит прослушивание русских народных мелодий и песен.

На втором этапе дошкольники продолжают знакомиться с русскими народными сказками, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом» «Знакомство с народным бытом», «Знакомство с русскими народными песнями и танцами», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми, родителями и педагогами пополняется организованная в дошкольном учреждении «Комната старины» предметами русского быта. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

На третьем этапе особое место занимает практическая деятельность детей, в которой реализуются полученные знания и умения детей в ходе творческого процесса: создание иллюстраций к русским народным сказкам, придумывание костюмов для героев, подбор народных песен, хороводов. Совместно с детьми и родителями создаются красочные афиши, приглашения для представления. И важным заключительным моментом является инсценировка русской народной сказки с участием детей, а в некоторых случаях и родителей.

Каждый этап завершается подведением итогов. В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о особенности русской народной сказке, ее воспитательного и обучающего воздействия, различных областях русской народной культуры.

Предполагаемый результат:

Дети:

-Умение реализовать свои знания сказок, культуры, обычаев, быта через драматизацию русских народных сказок.

-Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

- Формирование чувств национального достоинства.

- Широкое использование всех видов фольклора.

-Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре через драматизацию русских народных сказок.

Родители:

-Сформированная активная родительская позиция;

-Повышение компетентности родителей в вопросах русской национальной культуры;

- Создание семейных инсценировок русских народных сказок, понимание их важности в приобщении детей к народной культуре и истории;

-Активное участие родителей в жизни ДОУ.

Педагоги:

-Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;

-Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральная удовлетворённость;

-Улучшение качества работы по формированию у детей национального самосознания.

-Внедрение в образовательный процесс своей группы работы по инсценировкам русских народных сказок, ведение кружковой работы, работы по самообразованию.

В ходе реализации проекта в работе с детьми использовались:

-игры – занятия: «В гостях у сказки», «Природа России», «Два терема» и т. д. ;

- познавательные занятия в «Комнате старины»;

- викторины, конкурсы: «Лучший портрет сказочного героя», «Народный праздник», «Любимая русская народная сказка» и т. д. ;

- выставки детских рисунков по сюжетам русских народных сказок;

- инсценировка, драматизация русских народных сказок;

-шитье костюмов.

В работе с родителями использовались такие формы работы:

-творческие встречи литературных чтений, сопровождающиеся совместными обсуждениями;

-придумыванием сказки вместе со своим ребенком, созданием иллюстраций к ней;

-огромный интерес вызывает у родителей участие в конкурсах, где они совместно со своими детьми раскрывают творческие способности;

-проведение совместных игр – драматизаций, литературных викторин, вечеров «Бабушки Акулины».

С педагогами ДОУ использовались формы работы:

-консультации, беседы;

-обмен интернет ресурсами;

-открытые занятия, театрализованные показы;

-проведение народных праздников, игр и развлечений;

-участие в метод объединениях;

-фото отчеты, видео презентации.

Результативность:

- активация познавательного интереса у детей;

-развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;

-снятие у детей зажатости и скованности;

-развитие пластической выразительности и музыкальности;

-умеют выразительно читать наизусть монологический, диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;

-интерес к истории своей Родины, гордость за наследие своего народа.

Выводы: Таким образом, система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре через инсценировки русских народных сказок показывает, что мы занимаемся важным делом: учим детей не забывать свои корни, традиции, национальный колорит.

Направления дальнейшей работы:

1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое будет способствовать накоплению знаний детей о народном творчестве, его особенностях, которое является ценнейшим источником прошлого, построения настоящего и программирование будущего.

Публикации по теме:

Ландшафтный комплекс «В гостях у сказки»Ландшафтный комплекс «В гостях у сказки» Летом вся жизнь наших дошколят, все основные события переносятся на улицу, на территорию детского сада, в песочницу, на лужайку. Удовлетворение.

Проект «Предметы русской старины» Проект «Предметы русской старины» Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Возраст детей: от 4 до 7.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Проект «Сказочное воспитание»
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 10:45
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...