Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье» (часть II)

Лариса Молявкина
Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье» (часть II)

Часть 1. Ссылка на часть 3

Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр - напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

Для родителей, которые заинтересованы в музыкальном развитии своего ребёнка, свойственно тесное общение с музыкальным руководителем ДОУ. Ведь но подскажет и поможет в подборе музыкального материала по возрастным особенностям, по продолжительности, по теме, по определённым способностям ребёнка, по интересам, исходя из бесед с родителями. Пополнив домашнюю музыкальную картотеку, совместно с родителями можно проследить музыкальный подъём ребёнка, его творческую активность. По рекомендации музыкального руководителя в семье музыкальные игры можно проводить с самыми простейшими шумовыми инструментами такими, как погремушки, ложки и т. д. Позже в игру можно включать другие инструменты и музыкально-технические средства, аудиозаписи с разнообразной музыкой, звуками природы (фауна, флора, подражательные, шумовые со всевозможным разнообразием звуковой палитры. Необходимо использовать и звучащие жесты: разнообразные щелчки, хлопки, притопы, шлепки, эффектно использующиеся в музыкально-ритмических импровизациях, музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, народные духовые, ударные, электронные инструменты, музыкальные игрушки с фиксированным звуком или мелодией. Хорошим подспорьем в музыкальном развитии является и предметы-заместители: звучащие предметы, созданные взрослыми (педагогами и родителями) или взрослыми вместе с детьми. Также можно помочь родителям в проведении домашних музыкальных праздников. Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы: какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.

Таким образом, в семье дети получают реальное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.

Практическая часть.

Свою музыкально-педагогическую деятельность я осуществляю в МДОУ детский сад №30. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека. Труд музыкального воспитателя всем своим содержанием устремлён в будущее. Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны стать задача сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в том, что бы ребёнок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни. Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным периодом развития творческой и разносторонней личности выступает дошкольный возраст. Мои наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к современной музыке, к играм, необходимо поднять потребность к стремлению творческого проявления. Музыкальное познание детей легче всего осуществить через музыкальную игру. Об этом я делаю доклады в детском саду, веду индивидуальные беседы с родителями, предлагаю свою помощь в создании в домашних условиях музыкально-предметной среды для освоения детьми музыкальной сферы. Я предлагаю родителям проводить игры, в которые мы играем на занятиях, если необходимо, осуществляю аудиозаписи, при необходимости даю практические занятия для родителей.

Самыми увлекательными для детей являются музыкально-дидактические игры, которые на музыкальных занятиях начинаю проводить с трехлетнего возраста. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся» музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения.

Использование музыкально- дидактической игры «Музыкальный телефон» дало возможность научить самостоятельно петь малоактивных, застенчивых, робких детей. Она помогла каждому выразительно исполнить песню, а не только узнать её по картинке. При этом дети старались подражать наиболее одарённому пению, за основу подражания они брали не манеру исполнения песни, а прежде всего каждый стремился чисто интонировать и передавать характер песни. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок» которую провожу в разных вариантах: а) дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву;

б) узнают песню по музыкальной фразе;

в) узнают песню, сыгранную на металлофоне.

Дети определяют музыку и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, а птичку на верхнюю). Такая игровая форма задания дает возможность детям научится определять низкие, средние и высокие звуки. В среднем возрасте задания усложняю. Они уже исполняют ритмический рисунок на одном звуке музыкального инструмента (погремушке, бубне, музыкальном молоточке). Дети с большим удовольствием играют в игру (на развитие чувства ритма) «Прогулка» и четко выполняют задания: «Вот мы спускаемся по лестнице» (медленно ударяют по ладони, «А теперь побежали» (частыми ударами передают бег, «Пошел дождь маленький» (резкие удары, «А потом начался ливень (ударяют быстро и ритмично) .

В старших группах провожу более разнообразную работу по различию звуков по высоте и длительности. В домашних условиях предлагаю родителям эту же игру, но в иных вариантах:

а) узнай песню в исполнении папы (мамы):

б) загадай знакомую песню папе (маме, пропев её, и др.

Попевки помогают детям определить направление мелодии, длительность. Попевку «Бубенчики» использую в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаю карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету (красный – низкий колокольчик, желтый – средний, зеленый – высокий). Когда на инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточки с красным колокольчиком и так далее. Для развития ритмического чувства использую музыкальные инструменты (погремушки, угольники, бубны, маракасы). Начинаю с прошедших мелодии на одном звуке. Например, прибаутка «Андрей-воробей». Вначале разучиваем слова и мелодию. А затем уже передаем ритмический рисунок. Попевки, прибаутки использую в таких дидактических играх как:»Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и другие…

Большую помощь в работе оказывает фланелеграф с изображением нотного стана. Выкладывая ноты-кружки, дети учатся правильно передавать мелодию знакомой песни; определять звуки по высоте; движение мелодии (вверх, вниз). Его использую в музыкально-дидактической игре «Узнай песенку».

В нашем центре имеются портреты этих композиторов, с творчеством которых знакомлю детей на музыкальных занятиях. Часто использую музыкально-дидактическую игру «Кто больше?». Детям показываю портрет П. И. Чайковского и предлагаю назвать его произведения. Дети называют: «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Жаворонок», «Камаринская». За каждый правильный ответ получают фишку. Побеждает тот. кто получит большее число фишек.

Самым простым способом определения вокальной и инструментальной музыки в домашних условиях являются всевозможные технические средства, находящиеся в квартире – радио, телевизор, магнитофон и т. д. Так как для определения этого вида жанра достаточно включить хотя бы один, и прослушав произведение, отгадать какая это музыка: вокальная или инструментальная. Любому родителю для этого не нужно специальное образование. Но и эту музыкально-дидактическую игру можно усложнить. Я предлагаю в музыкально-дидактической игре, «Какая музыка разнообразить вокальную (мужской голос, женский, детский или хор) и инструментальную музыку (звучание различных инструментов: фортепиано, аккордеон, скрипки, флейты, арфы и др.) .

Публикации по теме:

Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье» (часть I) Часть 2 Часть 3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1)Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс "Дары осени". В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье» (часть II)
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 21:02
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...