Проект по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования в ДОУ, «Детский сад для каждого»

Анастасия Владимировна Кулаева
Проект по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования в ДОУ, «Детский сад для каждого»

Мдоау ДС «Солнышко»

Ученые и специалисты-практики всего мира единогласно сходятся во мнении о значимости дошкольного периода в становлении личности, воспитании, обучении и развитии ребенка.

Анализируя раздел «Дошкольное образование» государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» отметили основные положения:

обеспечение равных стартовых условий для подготовки детей к освоению общеобразовательных программ;

доступность услуг дошкольного образования;

• активное вовлечение в воспитание дошкольников родителей путем создания детско-взрослых образовательных сообществ.

Согласно результатам мониторинга руководителей дошкольного образования, за последние годы наметились положительные тенденции: увеличилась численность воспитанников в ДОУ и показатели охвата детей дошкольным образованием с 58 в 2005 году до 59,8% в 2011г. однако этот показатель остается ниже показателя 1991 г., составлявшего 63%. Несомненно, что охват дошкольным образованием на 1 января 2011г. различается по возрастным группам. В возрасте от 1 года до 3 лет он составляет всего 32,5%, тогда как в возрасте от 3 до 5 лет возрастает до 71,8, достигая 78,2% на предшкольной ступени (старше 5 лет) [1, 10].

В настоящее время дошкольное образование в России осуществляют около 57 тысяч дошкольных 4 учреждений разных типов и видов, из них 43,3 тысячи – детские сады разных видов.

Отмеченные Селиверстовой И. В. показатели охвата дошкольным образованием в сельской местности ниже, чем в городе. Это объясняется как худшей сформированностью сети ДОУ, так и более широкими и прочными семейными и родственными связями, что позволяет оставлять ребенка дома под присмотром старших членов семьи. В сельской местности проживает 27 % населения России, причем только 34,4 % из них - населенных пунктах с числом постоянно проживающих больше 100 человек. Именно преобладание населенных пунктов с малой численностью постоянно проживающих определяет специфику формирования сети ДОУ в сельской местности и уменьшает доступность дошкольного образования [2,203].

Так, каждое дошкольное учреждение в своей деятельности осуществляет линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка, учитывает интересы и потребности самих детей. Чтобы максимально удовлетворить возрастающие потребностей населения в получении образовательных услуг для детей дошкольного возраста, увеличение числа родителей, желающих пользоваться услугами дошкольных образовательных учреждений до достижения детьми трехлетнего возраста, образовавшиеся в результате социально-экономических преобразований, увеличения рождаемости детей в нашем детском саду разработан проект по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования «Детский сад для каждого…».

Актуальность которого определяется проблемой доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и является острой для п. Светлый, противоречием - между неготовностью детского сада выполнить установленные федеральным законодательством социальные гарантии доступности дошкольного образования и увеличивающимся социальным заказом на дошкольное образование со стороны родительской общественности; между потребностью в создании условий для обеспечения доступности дошкольного образования и его временным, нестабильным состоянием.

При создании условий доступности услуг дошкольного образования в МДОАУ д/с «Солнышко» мы выбрали проектный метод. Любая деятельность требует определения цели, которая позволит руководителю увидеть конечный результат, спрогнозировать стратегию развития и тактику деятельности по его достижению. Нашей целью инновационного развития дошкольного учреждения стала организация успешной работы ДОУ при создании условий максимальной доступности услуг дошкольного образования всем потенциальным воспитанникам в возрасте от 1,5 до 7 лет, с различными образовательными потребностями.

План поэтапной реализации проекта

«Детский сад для каждого…»

Мероприятия Сроки Ответственные Результат

Подготовительный этап (январь 2012 г. – апрель 2012 г.)

сформировать пакет документов, обеспечивающих правовую базу доступности дошкольного образования в РФ январь Заведующая ДОУ

Пакет нормативно – правовых документов федерального, регионального уровней

создание рабочей группы февраль Заведующая ДОУ Положение о рабочей группе

анализ доступности дошкольного образования в Оренбургской области Март Рабочая группа База данных о наиболее результативных формах увеличения количества воспитанников в ДОУ

анализ доступности дошкольного образования МДОАУ д/с «Солнышко» апрель

Коррекционно-развивающий этап (май 2012 г. - август 2013 г.)

сконструировать план мероприятий доступности дошкольного образования МДОАУ д/с «Солнышко» Май-август 2012 Рабочая группа «Дорожная карта»

Мероприятия с педагогами

мониторинг удовлетворённости педагогов работой ОУ Май 2012 Рабочая группа Анализ отношения педагогов к различным сторонам образовательного процесса

повышение профессиональной компетенции педагогов по работе с детьми-инвалидами

Заведующий

Старший воспитатель

Мероприятия с родителями

мониторинг удовлетворенности всей родительской общественности воспитательно-образовательным процессом заведующий Своевременная корректировка условий

Аналитически-информационный этап (сентябрь 2013г. - декабрь 2013г.)

мониторинг обеспечения доступности форм инклюзивного образования Сентябрь 2013 заведующий Анализ востребованности услуг дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья

мониторинг обеспечения доступности дошкольного образования детям раннего возраста октябрь 2013 заведующий Анализ востребованности услуг дошкольного образования детям в возрасте 1,5 лет

мониторинг обеспечения доступности дошкольного образования детям дошкольного возраста п. Светлый Ноябрь 2013 заведующий Анализ востребованности услуг дошкольного образования (состояние очередности потенциальных воспитанников детского сада «Солнышко» и других ДОУ.

мониторинг эффективности реализации проекта, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении Декабрь 2013 Заведующий

Старший воспитатель

информирование общественности о вариативности получения услуг дошкольного образования сентябрь 2013г. - декабрь 2013г. Заведующая

Старший воспитатель Публикации в СМИ, Интернет, буклеты

внесение изменений в локальные акты, по мере необходимости сентябрь 2013г. - декабрь 2013г. Заведующая

Старший воспитатель

системное использование результатов основного этапа постоянно Коллектив ДОУ

Для успешной реализации поставленной цели нами были определены основные направления по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования («Дорожная карта»).

«Дорожная карта» (план мероприятий) на 2012 -2013 год пор созданию условий для обеспечения доступности дошкольного образования МДОАУ д/с «Солнышко».

мероприятия Количество дополнительных мест модель дошкольного образования

2012 2013

Малозатратные мероприятия

Уплотнение наполняемости группы:

1. увеличение списочного состава детей в силу низкого процента посещаемости;

2. расстановка в группах мебели – трансформеров. 25 28 модель, реализуемая на базе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Типовым положением

Исследование спроса на услугу дошкольного образования поселка

Развитие открытости и доступности информации о состоянии очередности в ДОУ (Беспрепятственный доступ к информации о состоянии очередности усовершенствование процедуры регистрации детей для получения места в ДОУ (максимально упростили процедуру постановки детей на очередь);

обеспечить создание единой очереди поселка без регистрации в ДОУ;

создали условия, при которых все желающие родители, невзирая на место в очереди, имеют возможность устроить детей с 5 до 7лет в дошкольные учреждения).

Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка-инвалида) в группу сверстников для совместного обучения 6 8

Расширение возрастного ценза воспитанников (с 2,5 лет до 1,5 лет) 23 47

Внедрение дополнительных платных образовательных услуг

Среднезатратные мероприятия

Анализ доступности дошкольного образования, предварительное выявление возможностей

Прогноз изменения потребности в поселке на основе демографических прогнозов

Организация изучения внешних и внутренних условий ДОУ, позволяющих внедрение среднезатратных мероприятий. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию среднезатратных мероприятий в МДОАУ д/с «Солнышко»

Создание рабочей группы, отвечающей за информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса

Утверждение плана работы по внедрению среднезатратных мероприятий дошкольного образования в МДОАУ д/с «Солнышко»

Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения вариативных форм дошкольного образования

Расчет стоимости и определение социально-экономического эффекта модели

Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы

Размещение информации о ходе введения вариативных форм дошкольного образования на страницах сайта ДОУ.

Внесение информации о ходе введения проектной деятельности в Публичный отчет ДОУ

Осуществление повышения квалификации всех педагогов ДОУ

Методическое обеспечение вариативных форм дошкольного образования деятельности

Дооборудование рабочих зон, предметно-развивающей среды

Проведение работ по укреплению материально-технической базы

Перепрофилирование групповых помещений в ДОУ (использование по назначению) 42 0

Введение новых дошкольных групп после капитального ремонта 50 25

выявление и внедрение передовых педагогических практик создания системы развития вариативности дошкольного образования и альтернативных форм дошкольного образования:

1. группа предшкольной подготовки

2. Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)

3. Служба ранней помощи (СРП) отклонений в развитии.

4. Лекотека. модель, реализуемая в группах кратковременного пребывания детей, дифференцированных по цели и содержанию образования (адаптационные, интегрированные, предшкольной подготовки, индивидуального развития и др.);

Ожидаемые и достигнутые за 2 года результаты:

1. Проведен полный ресурсный анализ и выявлены резервы, которые эффективно используются нами при организации работы детского сада в условиях максимальной доступности услуг дошкольного образования всем детям;

2. Создана нормативно-правовая база дошкольного учреждения:

- сформирован полный пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность всего детского сада; организацию инклюзивного образования, деятельность групп для детей раннего возраста; системы вариативного дошкольного образования;

3. организована четкая работа всего административно-управленческого аппарата ДОУ:

- создана единая система руководства планирования и планирования ДОУ;

- увеличился фонд основных средств (за счет привлечения внебюджетных и целевых средств);

4. создана оптимальная система работы с кадрами:

- организована регулярная связь с центром занятости района по подбору персонала;

- разработано новое штатное расписание;

- составлен план обучения педагогов;

- обновлены критерии стимулирования всех сотрудников ДОУ, позволяющие учитывать качество работы;

5. реорганизована методическая служба ДОУ:

- создана единая система планирования, определена процедура проведения педагогической диагностики, организованы аналитическая работа и контроль с учетом единых требований;

6. создана система работы с родителями:

- оказание родителям своевременной помощи;

- реорганизован родительский комитет ДОУ;

- изучен спрос родительской общественности по вопросу удовлетворенности предоставляемых услуг дошкольного образования МДОАУ д/с «Солнышко».

Количественные показатели эффективности проекта:

№ п/п Задачи, направленные на достижение цели Показатели, характеризующие достижение цели Ед.

Изм. Планируемое значение показателя по годам реализации

2012 2013

1 Увеличение количества мест для детей дошкольного возрасти в системе дошкольного образования.

Обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в общеобразовательных учреждениях

Улучшение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений Доля детей дошкольного возраста от 1,5 до 7-и лет, получающих услуги дошкольного образования МДОАУ д/с «Солнышко» от общего количества воспитанников ДОУ поселка % 44,7 54,8

Доля детей дошкольного возраста от 3 до 7-и лет, получающих услуги системы дошкольного образования % 40,2 47,9

Количество групп, для детей раннего возраста ед. 1 2

Количество комбинированных групп, для детей с ОВЗ ед. 2 5

2 Повышение качества услуг дошкольного образования Доля групп, внедряющих стандарт качества услуг дошкольного образования % 83,3 92

Доля групп, имеющих свои сайты % 92 100

3 Мониторинг свободных и резервных местах в ДОУ Ежемесячный мониторинг количества мест Кол-во 2 2

4 Наличие очередности в МДОАУ д/с «Солнышко» (дети в возрасте до 1,5 лет) Доля потенциальных воспитанников да да

5 Предоставление детям с ОВЗ возможности получения дошкольного образования посредством развития инклюзивного включая новые формы дошкольного образования. Доля групп, имеющих возможности инклюзивного образования Кол-во 12 12

6 Повышение величины среднего показателя «число детодней» группы МДОАУ д/с «Солнышко». Доля воспитанников, ежемесячно получившими услугу дошкольного образования Кол-во 401 430

7 Укомплектованность дошкольных образовательных учреждений кадрами. Доля вакансий педагогических работников % 1 0

8 Предоставление ребенку места в МДОАУ д/с «Солнышко» в срок до 1-го месяца со дня регистрации его в Книге учета будущих воспитанников. Доля детей получивших возможность получить дошкольное образование % 98 99

Достигнутые результаты позволяют нам сделать вывод, что инновационное развитие дошкольного учреждения путем организации успешной работы ДОУ по созданию условий максимальной доступности услуг дошкольного образования всем потенциальным воспитанникам в возрасте от 1,5 до 7 лет, с различными образовательными потребностями и последующей продуманной, четкой организации этого процесса будет способствовать повышению эффективности работы ДОУ по ликвидации очередности к 2015 году. Как показала наша практика, создание условий по обеспечению доступности дошкольного образования основанные на оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов ДОУ, позволяет обеспечить конституционное право граждан на доступное качественное дошкольное образование всех без исключения детей.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Развитие системы дошкольного образования ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ: • Обеспечение государственных гарантий.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Проект по созданию условий, обеспечивающих доступность дошкольного образования в ДОУ, «Детский сад для каждого»
Опубликовано: 25 июня 2013 в 08:35
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...