Лучший педагог года

Проект создания краеведческого кружка «Десняночка» для подготовительной группы

Ольга Киреенкова
Проект создания краеведческого кружка «Десняночка» для подготовительной группы

….

Склонилась ива над речкою низко,

Солнце встаёт -оно уже близко,

И, стоя под ним, я думаю снова,

Что нет мне милее края родного.

Марина Свиридова

Аннотация

Проведё нное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:

• к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края;

• у 65% детей отмечается низкий уровень знаний истории посёлка, края;

• 80% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения посёлка из-за высокой занятости;

• 40% родителей затрудняются в знании истории края;

Публикация «Проект создания краеведческого кружка „Десняночка“ для подготовительной группы» размещена в разделах

• 20% родителей не знают и не хотят знать историю края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями посёлка и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Десняночка».

Вид проекта : среднесрочный(2 недели)

Участники проекта :

- дети подготовительной группы

- воспитатель

- родители

Актуальность

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению учёных. Отмечается высокий темп умственного развития.

Старшие дошкольники обладают определённым количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своём родном крае, об его историческом прошлом.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников - их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В. С. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребёнка.

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному Брянскому краю.

Цели проекта :

• формирование у детей ключевых компетенций;

• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях родного посёлка;

• воспитание чувства гордости за край, в котором живём;

• развивать двигательную активность детей, воспитывать организованность, дисциплинированность.

Задачи:

• формировать представления детей о родном крае и родном посёлке;

• закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;

• воспитывать умение видеть красоту родного края и посёлка, радоваться ей;

• формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик родного посёлка;

воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный :

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- создание развивающей среды;

- подбор игр и оборудования;

- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

2 этап – реализация проекта :

- тематический план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.

3 этап – результативный.

Сроки выполнения –

2 недели.

В соответствии с ФГТ данный проект опирается на научные принципы:

-Принцип развивающего образования.

-Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.

-Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

-Принцип интеграции образовательных областей.

-Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и в самостоятельной деятельности детей.

-Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работ с детьми.

-Принцип гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образовании.

-Руководствуясь данными принципами, педагог может развивать нравственность и патриотизм у детей.

План мероприятий:

«Мой посёлок» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям). Рассказ педагога о военном подвиге жителей Брянского края, о партизанском движении.

• Знакомство с героями нашего края.

• Беседа об уникальной природе Брянщины.

• Слушание песен «Шумел сурово брянский лес.», «Катюша»

• Экскурсия в краеведческий музей.

• Изготовление панно из природного материала «дары нашего леса».

• Рисование на тему «Мой посёлок», «Мой дом».

• Конструирование с крупным строительным материалом «Моя улица».

• Рассматривание схем, улиц.

• Изготовление рисунка постройки, чертёж.

• Разучивание стихов и песен о посёлке.

Ожидаемые результаты:

• - сформированные представления о родном крае и родном посёлке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик посёлка; знание названий улиц посёлка. Умение видеть красоту родного края и посёлка, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме посёлка.

НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА:

• Концепция содержания непрерывного образования.

• Закон РФ об образовании.

• Устав ДОУ.

• Сан. Пины.

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Реализация проекта :

1. «Я люблю свой край, где я живу»

• - Рассказы детей об исторических местах района, заранее подготовленные с родителями.

• - Рассматривание фотографий о прошлом нашего посёлка.

• - Пометка на карте района (флажком) местоположение родного посёлка.

• - Составление схемы (дорога из дома в детский сад).

• - Викторина «Что ты знаешь о природе нашего края?»

• - Оформление альбомов «Будни нашего посёлка», «Природа нашего края».

• - Почему улицу назвали так (Парковая, Брянская, Молодежная, Больничная и т. д.)

2. «Наша Родина – Россия»

• - Беседа о флаге, гербе России. Прослушивание гимна.

• - Русские народные игры.

• - Подготовка детских рисунков к выставке «Мой край»

• - Беседа о народных приметах, промыслах.

• - Посещение местного краеведческого музея.

• - Рассказ воспитателя о старинных городах Брянского края (Брянск, Трубчевск)

• - Рассказы детей о родном крае.

• - Разучивание гимна Брянского края «Шумел сурово брянский лес»

• - Рисование по сюжету русских народных сказок.

3. Выступление приглашённых гостей (родители) «Профессии наших родителей»

«День открытых дверей».

• Анкетирование «Люби и знай родной край».

• Беседа «Лес – легкие планеты».

• Экскурсии по саду Гулевича.

4. Целевые прогулки:

• По ближайшим улицам;

• На луг;

• В лес.

5. Экскурсии:

• в библиотеку;

• в краеведческий музей;

• к братской могиле ВОВ;

• в школу;

• в церковь.

6. Встречи:

• встреча с главой администрации поселка;

• встреча с инспектором пожарной охраны;

• встреча с инспектором ГИБДД;

• встреча с лесничем нашего района.

7. Конкурсы, выставки:

• Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).

• Выставка детских работ «Юные художники о нашем посёлке».

8. Презентация проекта :

• Праздник «Край родной навек Любимый» (Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).

Публикации по теме:

Изучение противоположностей в игровой форме. Для изучения слов - антонимов для своих ребятишек я придумала маленькие стихотворения. На примере этих стихотворений мы проводим маленькие.

Перспективно-календарное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе (ноябрь, декабрь, январь) Всем доброго времени суток. Ноябрь Тема: "Мой город" 1 неделя Занятие "Родной город" 2 неделя Занятие "Мой родной город" (приурочен к дню.

Автор публикации:
Проект создания краеведческого кружка «Десняночка» для подготовительной группы
Опубликовано: 31 августа 2014 в 22:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД