Лучший педагог года

Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Ольга Костыгина
Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Публикация «Проект „Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе“» размещена в разделах

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Я считаю, что современные дети предпочитают просмотр мультиков и компьютерные игры, а не чтение книги, так как в силу своих возрастных особенностей обладают наглядным характером мышления, высокой

физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста, ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств, а для современного ребенка это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Результаты обследования детей

Данная проблема не обошла стороной и моих воспитанников. В процессе беседы и наблюдения за детьми выяснилось, что при наличии книг дома дети дошкольного возраста не знают русских народных сказок, т. к. родители мало читают детям художественные произведения Результаты наблюдения показали, что дети любят слушать художественные произведения, но по разным причинам книги дома родители не читают. У 100% детей есть любимые книги, герои

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать прочувствовать и пережить литературное произведение.

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её. Поэтому я решила использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе театрализованные игры, что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.

Я в своей работе использую театральную деятельность, которая пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей и родителей.

Не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому я уделяю особое внимание работе с родителями.

Я считаю, что включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность, в частности в театрализованную игру, позволит привить интерес к восприятию художественной литературы, а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

Именно поэтому была поставлена цель: Прививать интерес дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать систему работы по приобщению детей к книге.

2. Привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе группы.

3. Воспитывать у детей чуткость к художественному слову.

4. Создать условия, для развития театрализованных игр дошкольников, в которых нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек, былин.

5. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Принципы работы

1. Принцип поэтапности - «погружения» в проект. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.

3. Учет возрастных особенностей при отборе произведений художественной литературы, которые будут максимально способствовать полноценному нравственному становлению детской личности. Опираясь на него, воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности

Этапы работы

Для эффективной работы и решения поставленных задач вся деятельность была разбита на 3 этапа

этапы Практические формы работы с детьми Практические формы работы с родителями

1. Информационно-аналитический • Организация выставки книг в книжном уголке

• Просмотр иллюстраций в книгах

• опрос

• подбор методической литературы

• разработка перспективного плана

• подбор дидактических игр • анкетирование

• беседы

• разработка перспективного плана

2. Внедренческий • чтение книг

• беседы по прочитанному.

• заучивание наизусть.

• пересказ произведений.

• выразительное чтение

• показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• дидактические игры.

• элементы инсценирования.

• просмотр видеороликов, фильмов.

• оформление выставок

• изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации)

• изготовление масок, костюмов.

• создание книжек - малышек • родительские собрания;

• консультации;

• беседы;

• семинары-практикумы;

• выставки детской литературы;

• дискуссии;

• анкетирование;

• фотопрезентации.

• участие родителей в литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок

• изготовление масок, костюмов

• создание книжек - малышек

3. Оценочный • театральная постановка сказки

• наблюдение за деятельностью детей

• опрос • совместные досуги, праздники;

• анкетирование

• беседы

Ожидаемые результаты

1. Создание и апробирование системы работы по приобщению детей к книге, через театрализованную игру.

2. Оказание помощи родителями в решении проблемы

3. Заинтересованность детей в изучении русских народных сказок, потешек, басен.

4. Выражение чувства ребенка, испытанные им во время чтения русских народных сказок, потешек через театральную деятельность.

Возможные проблемы (риски)

Риски Пути преодоления

Нет постоянно обновляемой библиотеки в детском саду Взаимодействие с сельской и районной детской библиотекой

Недостаточно литературы, методических материалов по проблемам детского чтения Изучение опыта работы других детских садов

Небольшое разнообразие игрушек и атрибутики для театрализованной игры Взаимодействие с родителями

Отсутствие театра в нашем городе Приглашение детских выездных театров в детский сад

Результативность опыта.

Я считаю, что в результате работы создана система работы по приобщению детей к книге, удалось познакомить детей с жанрами художественной литературы. Они хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, рассказов, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать не большой текст. Дети охотно составляют свои сказки, дети осознано рисуют сказочных героев, стали пользоваться театральной атрибутикой (выступают в роли режиссера) Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что ребята стали добрее, сострадательнее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.

Мои воспитанники стали чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог-ребенок-семья.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг дошкольников показал, что более 95% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.

С ребятами проводится большая системная работа.

В течение 4 месяцев я знакомила детей с устным народным творчеством (былины, сказки). Воспитанники пересказывали, изображали прочитанное в рисунках, лепили героев используя пластилин, глину, совместно с родителями делали поделки из природного материала, шили костюмы, репетировали роли любимых героев, показывали сказки.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению» Уважаемые родители! Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг.

«Книжкин день». Выставка работ «Мой любимый сказочный герой»«Книжкин день». Выставка работ «Мой любимый сказочный герой» Одной из проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. В наш век информатики отношение детей к книге изменилось, интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к художественной литературе»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 11:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД