Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье»

Ольга Кучерова
Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье»

Содержание

1. Введение…2

2. Актуальность проекта….3

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…3-5

4. Аннотация проекта ….5-6

5. Этапы реализации проекта программы…. 6-7

6. План мероприятий …. …7-8

7. Ресурсы …. 8-10

8. Риски и пути преодоления рисков ….10

9. Выводы …. 10-11

10. Литература ….12

Введение

“Рассматриваю музыку не как

искусство забавлять слух,

но и как одно из величайших средств

трогать душу и возбуждать чувства”

К. Глюк

Музыка – величайшее достижение человечества, одно из необходимых средств общения людей и условий развития их духовной культуры.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал “проектную систему обучения”.

Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.

“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А. Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В. С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К. Н. Вентцель.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование творческого потенциала в содружестве «педагог – дошкольник – родитель» посредством развития навыков игры на аккордеоне и создания мини-оркестра.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия реализации проекта, предметом деятельности является процесс развития творческого потенциала.

2 Актуальность создания проекта

С каждым годом все больше детей получает в детском саду музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Моя задача научить дошкольника понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет мне расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Аккордеон в ДОУ и в семье».

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные.

2. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Стратегическая цель: создание благоприятных условий для музыкального развития детей дошкольного возраста совместно с решением задач обучения дошкольников игре на аккордеоне в условиях детского сада.

Тактические цели

1. Создать модель проекта для пробуждения интереса дошкольника и родителей к совместной деятельности через познание аккордеона.

2. Сформировать сообщество «педагог – дошкольник – родитель», способное к познанию инструмента.

3. Организовать насыщенное и познавательное жизнепроживание в реализации проекта.

Задачи

1. Организация пространства развития ребёнка.

2. Методическое обеспечение проекта.

3. Материально-техническое обеспечение.

1. Организация системы управлением проекта.

2. Приобщение дошкольника и родителей к музицированию.

3. Повышение уровня знаний у родителей по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

1. Правильно организовать и направить работу в проекте, учитывая разновозрастные ступени.

2. Создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие дошкольника.

3. Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольник – родитель»

Ожидаемые результаты

1. Создание образовательной среды с учётом индивидуальных особенностей дошкольника и родителей.

2. Методическое обеспечение проекта, нацеленное на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей сообщества проекта.

3. Создание картотеки для познания аккордеона.

1. Готовность сообщества к реализации проекта.

2. Дошкольник и родители, способные играть в оркестре.

3. Создание банка данных опыта родителей. 1. Организованная деятельность участников проекта

2. Прогрессивный период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).

3. Единство семейного и общественного воспитания.

Продукт

1. Развивающая среда, достаточная для формирования творческих и познавательных способностей.

2. Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье» и рекомендации для родителей.

3. Картотека для познания аккордеона.

1. Сплочённость общностью целей сообщества «педагог – дошкольник – родитель»

2. Дошкольник и родители, играющие в оркестре.

3. Банк данных опыта родителей.

1. Участник проекта – активная и творческая личность.

2. Большой объём знаний участников проекта.

3. Дошкольник с высоким развитием музыкальных и познавательных способностей.

4. Аннотация

В подготовительной группе я знакомлю детей с аккордеоном. Даю его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в моем исполнении и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. В подготовительной Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Я учу детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Приобщение к любительскому музицированию “игре для себя”.

2. Искать такие способы развития дошкольника, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.

3. Очень важно, начиная работу с детьми 6-7 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

•единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

•принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

•построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

•принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Ряд авторов (Джон Дьюи (1859-1952, Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, В. С. Ротенберг, Ф. А. Дистервег) рассматривают проекты с детьми, во-первых: творчество – разновидность поисковой активности, во-вторых: плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

• разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретной семьи;

• оценить риски реализации проекта.

5. Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «7» ноября по «21» ноября

№ п/п Этапы Цель Сроки

1. Подготовительно-проектировочный этап

Сбор информации и проектирование воспитательно-образовательной деятельности с участниками проекта.

7.11.11 -10.11.11

2. Практический этап

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам обучения детей игре на музыкальных инструментах

11.11.11.-21.11.11

3. Обобщающе - результативный этап

Защита проекта и подведение итогов результативности реализации проекта

22.11.11

6. План мероприятий

№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

1 Составление плана работы по проекту

2 Подборка материала для изготовления альбома.

3 Привлечение материалов из

Интернета. Подборка видео материала.

4 Подборка материала для записной книжки – копилки.

5 Подборка дидактических игр

6 Поиск и сбор информации об аккордеоне

2 этап - Практический этап

1 Посмотреть и послушать музыку в исполнении известного аккордеониста Петра Дранго.

2 Изготовление игрового материала для фланелеграфа

длинные и короткие лучики, музыкальные инструменты.

3 Внести в записную книжку музыкального руководителя

«сказки о музыке» и проблемные ситуации.

4 Обучение ребенка игре на аккордеоне.

5 Изготовление картотеки музыкально - дидактических игр.

6 Создание альбома «История аккордеона».

7Сотрудничество с семьей в работе над проектом.

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1Выступление семейного оркестра.

ребенок и родители

2 Обобщение опыта по теме «Обучение дошкольников

игре на аккордеоне»

3 Презентация результатов работы над проектом

7. Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы

• Закон РФ «Об образовании»

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001

• УСТАВ ДОУ

• СанПиНы 2.4.1.2660-10

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Кадровые ресурсы

Для работы в проекте привлекаются музыкальный руководитель родители и ребенок.

По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:

Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты

1 1

Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.

По возрастному цензу:

До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50

1

По стажу педагогической деятельности:

До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более

1

По категорийности:

Высшая категория Первая категория Вторая категория

1

Таким образом, профессиональный уровень педагога достаточно высок.

Информационные ресурсы

• Журнал «Музыкальный руководитель»

• Ресурсы сети Интернет

Учебно-методические ресурсы:

Фонд методического кабинета:

• библиотека;

• аудиотека;

• фонотека.

Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании ДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется музыкальный зал, который оснащен мебелью, экраном, компьютером, мультимедийным проектором, акустической системой «Фоник».

Финансовые ресурсы

Финансирование проекта производится из методических средств музыкального руководителя.

Объект финансирования проекта

Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта

№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость

1 Приобретение:

• пособие «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

• пособие «Музыкально – дидактические игры» 300 рублей

2 Приобрести:

• бумагу «Снегурочка»;

• папки;

• файлы.

• Цветной картон

• Картон белый 500 рублей

4 Ресурсы сети Интернет 235 рублей

5 Подписка на СМИ:

• Журнал «Музыкальный руководитель»;

• Журнал «Музыкальная палитра». 600 рублей

ИТОГО 1635 рублей

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.

3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.

4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в музыкальной школе.

8. Риски и пути преодоления рисков

Риски Пути преодоления рисков

1. Не достаток информации Использование материала из Интернета и методической литературы.

2. Не желание родителей играть в оркестре. Организация системного взаимодействия с родителями и привлечение их к образовательному процессу.

9. Выводы:

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.

Проведенная работа по обучению игры на аккордеоне:

- обогатила дошкольника опытом восприятия музыки;

- воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;

- способствовала развитию чувство ритма;

- научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;

- способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;

- помогла играть одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.

Систематическая и планомерная работа по проекту в аспекте данной проблемы, эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает семью.

Представленная система работы направлена не только на обучение игре на аккордеоне, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку в процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности ребенка.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье»
Опубликовано: 3 марта 2013 в 20:31
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...