Лучший педагог года

Проект «Традиции русского быта. Русская изба»

Таран Татьяна Романовна
Проект «Традиции русского быта. Русская изба»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗЦОВСКАЯ ООШ» ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Проект

«Традиции русского быта.

Русская изба»

(в группе старшего возраста)

Подготовила воспитатель: Таран Т. Р.

2023

Паспорт проекта

Наименование проекта «Традиции русского быта. Русская изба»

Публикация «Проект „Традиции русского быта, Русская изба“» размещена в разделах

Тип проекта Познавательно-исследовательский.

Участники проекта Дети старшей группы, воспитатель Таран Т. Р., родители воспитанников

Возраст детей 4-7 лет

База реализации проекта МКОУ «Образцовская ООШ» дошкольные группы

Этапы и сроки реализации проекта :

Продолжительность проекта : долгосрочный.

I этап - подготовительный: (1 месяц) сентябрь 2023г.

II этап – основной: октябрь 2023 – февраль 2024г

III этап - заключительный: февраль 2024г.

Цель и задачи проекта Цель : воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры, представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

2. Познакомить с традициями русского народа.

3. Расширять словарный запас детей: изба, ухват, люлька, прялка, лавка, сундук.

4. Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).

5. Знакомство с русскими народными играми.

6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей • «Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

• “Речевое развитие»

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством • Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто :

• Пополнились знания о культуре и быте предков.

• Получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве.

• Познакомили со старинными предметами домашнего обихода.

• Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.

• Приобщение дошкольников к истокам традиционной культуры, поняли и приняли народные игры, обычаи, традиции.

• Создан макет русской избы

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его быт, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Нужно сохранять и передавать следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. Через разнообразные формы, методы, приемы работы: подвижные игры, сказки, беседы, народный фольклор, народные традиции, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир родного края, показать и возлюбить его.

Постановка проблемы

Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяют компьютерные игры, телевизионные экраны. Дома дети все меньше получают информации о русской культуре, народных традициях. Но мы должны помнить, что народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.

При чтении русских народных сказок и во время бесед с детьми, что же известно детям о старинной Руси, о русском быте, у детей возникало много вопросов: как жили русские люди? Как называются предметы домашнего быта? Во что они одевались? Как отдыхали и работали? Каким образом был организован быт людей? Чем они украшали свой быт? Какие праздники отмечали?

Для решения этих и других задач был составлен проект на тему : «Традиции русского быта. Русская изба»

Гипотеза проекта :

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Этапы реализации

I этап - подготовительный: (1 месяц) сентябрь 2023 года.

1. Беседы с детьми для выявления знаний о русской культуре, быте и традициях.

2. Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

4. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

5. Составление плана работы с детьми по проекту.

6. Родительское собрание «Русская старина» (информирование родителей о задачах и содержании проекта);

7. Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной деятельности

8. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

Взаимодействие с родителями

1. Родительское собрание «Русская старина» (информирование родителей о задачах и содержании проекта);

2. Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной деятельности.

3. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

4. Сбор материала для мини музея «Русская изба»

Консультации:

- «Мини музей в детском саду»

- «Русские народные праздники»

- «Как люди на Руси жили»

II этап – основной: сентябрь 2023 – февраль 2024г

1. Внедрение проекта в единый образовательный процесс.

2. Формирование знаний, системных представлений, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников.

3. Ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников.

4. Установление партнерских отношений обучающихся, педагогов и родителей в реализации проекта.

5. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;

6. Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);

7. Оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).

Календарно-тематический план проекта

Сроки Тема Форма работы

Октябрь

1-я неделя «Знакомство с русской избой» 1. Беседа: «Изба и ее устройство»

2. Д/И «Собери избу»

3. Рассказ «Как избу строили»

2-я неделя «Жилище крестьянской семьи» 1. Беседа: «Домашняя утварь и предметы старинного русского быта»

2. Рассматривание иллюстраций «Старинные предметы домашнего быта (чугунок, ухват, сундук, и т. д.)»

3. Русская народная П/И «Золотые ворота»

3-я неделя «Русская печь» 1. Беседа: «Русская печь»

2. Чтение Русской народной сказки «По щучьему велению»

3. Русская народная П/И «Гуси – лебеди»

4-я неделя «Когда я ем, я глух и нем» 1. НОД «Русская народная кухня»

2. П/Г «Машина каша»

3. Лепка «Горшочки с кашей»

Октябрь Заключительное мероприятие Экскурсия в музей

Ноябрь

1-я неделя «Путешествие по мастерским народных умельцев» 1. НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев

2. Рассматривание иллюстраций по теме

3. П/И «Гори ясно»

2-я неделя «Чудо – чудное, диво –дивное – Золотая Хохлома» 1. НОД «Мы рисуем Хохлому»

2. Выставка работ «Золотая Хохлома»

3. Русская народная П/И «Ручеек»

3-я неделя «Дымковская игрушка» 1. Беседа: «Дымковские игрушки»

2. П/Г «Есть игрушки у меня»

3. ИЗО «Роспись Дымковских игрушек»

4-я неделя «Эти русские матрешки» 1. НОД «Эти русские матрешки»

2. П/Г «Матрешки»

3. Лепка «Матрешка»

Ноябрь Заключительное мероприятие Выставка детских работ «Мы маленькие мастера»

Декабрь

1-я неделя «Как у нас на Руси веселились от души» 1. Беседа: «Русские народные музыкальные инструменты»

2. Слушание русской народной песни «Где был Иванушка»

3. Обыгрывание русской народной песни «Где был Иванушка

2-я неделя «Игры и забавы на Руси» 1. Беседа: «Как у нас на Руси веселились от души»

2. Беседа «Знакомство с потешным фольклором»

3. Разучивание с детьми потешки.

3-я неделя «Без обеда не красна беседа» 1. Беседа: «Гостеприимство на Руси»

2. С/Р игра «Мы ждем гостей»

3. П / И «Ворота»

4-я неделя

«С Новым Годом, со всем родом» 1. Беседа: «Традиции празднования Нового Года»

3. П/Г «Новый год»

4. Аппликация: «Подарок Деду Морозу – снеговички»

Декабрь Заключительное мероприятие «Веселые посиделки у самовара»

Январь

1-я неделя «Святки – Колядки» 1. Беседа: «Пришла Коляда – отворяй ворота»

2. Чтение и разучивание колядок

3. Праздник «Коляда»

2-я неделя «Терпенье и труд – все перетрут»

1. НОД «Как трудились на Руси»

2. Чтение русских народных поговорок и пословиц

3. Д/И «Ремесла на Руси»

3-я неделя «Хлеб – всему голова» 1. Беседа: «Как хлеб на стол пришёл»

2. Рассматривание иллюстраций «Как на Руси выращивали хлеб»

3. Д/И «Разложи в правильном порядке»

4-я неделя «Как рубашка в поле выросла» 1. НОД «Знакомство с предметами быта – прялкой и веретеном»

2. Просмотр презентации «От семечки до рубашки»

3. Рассматривание иллюстраций «Народные костюмы»

Январь Заключительное мероприятие «Народные забавы на Руси»

Февраль

1 – 2-я неделя «Живая старина (путешествие по сказкам)» 1. Беседа: «Русские народные сказки»

2. Просмотр русской народной сказки «Теремок»

3. Чтение русской народной сказки «Жихарка», «Морозко»

4. Д/И «Отгадай сказку»

Февраль Заключительное мероприятие Инсценировка сказки «Теремок»

III этап - заключительный: февраль 2024г.

1. Презентация проекта.

2. Создание мини-музея «Русская изба».

3. Создание макета «Русская изба».

Выводы:

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, нашло отклик в детских сердцах, положительно повлияло на формирование лучших человеческих качеств, способствовало и расширило кругозор детей.

Все полученные знания в процессе реализации проекта будут закрепляться, и расширяться в дальнейшем.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. – Санкт – Петербург:Детство – Пресс, 2015г.

2. М. Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей

дошкольного и младшего школьного возраста” : Практическое пособие.

Айрис-пресс, 2003.

3. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с

русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. – СПб. : «Детство-Пресс»

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ Детство-Пресс, 2010.

Ресурсы интернета:

1. https://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-naarodnoy-kulturi-i-bitu-v-podgotovitelnoy-gruppe-pchelki-2014161.html

2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html

3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/11/proekt-byt-i-traditsii-russkogo-naroda

5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proekt_russkaia_izba_1

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Назад в прошлое или современным детям о традициях русского бытаНазад в прошлое или современным детям о традициях русского быта Национальные традиции – это неугасающая душа народа. Народы России сохраняют в памяти подвиги предков, а их традиции являются ключом к сохранению.

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Традиции русского быта. Русская изба»
Опубликовано: 28 марта 2024 в 14:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД