Проект «У нас на Кубани»

Елена Уметбаева
Проект «У нас на Кубани»

Проект «У нас на Кубани»

Уметбаева Елена Владимировна –

руководитель изостудии «Золотая палитра» МДОУ ДСКВ №31 г. Ейска МО Ейский район. Педагог высшей категории,

закончила Ейское педагогическое училище, педагогический стаж 26 лет. Приоритетное направление работы изостудии «Золотая палитра» - ознакомление детей с видами народного декоративно-прикладного искусства Кубани.

По мнению специалистов по дошкольному воспитанию в крае, таких как Н. П. Легких, Л. М. Данилина, З. Г. Прасолова, Е. Г. Приходько и других – одним из ведущих компонентов духовно-нравственного воспитания современного дошкольного образования должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Недостатки, игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается содержанием существующих базовых программ по предметам культурологического цикла в дошкольной системе образования. Ещё в большей мере сказанное относится к сфере воспитательной работы с детьми. Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит бессистемный, эпизодический характер. Учитывая, что отличительной особенностью нынешнего реформирования дошкольного воспитания стало возрождение национального духа, возвращение к временно утерянным, преданным забвению в советский период, духовным ценностям русской народной культуры. Приобретает сегодня особую значимость. Дошкольный период наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь. Поэтому воспитатели и все педагогические работники так должны организовать жизнь детей в детском саду, чтобы они могли максимально реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность в процессе общения с народным искусством. Кубанское декоративно - прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками.

Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов образ мыслей и нравственные ценности предков.

Народное декоративно - прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания, которое сегодня, к сожалению, теряет свои приоритеты под напором западной массовой культуры далеко не лучшего образца.

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин - казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно - прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.

Но время не стоит на мести: появляются новые фамилии, возрождаются новые ранее забытые художественные ремесла, разрабатываются их современные варианты.

В нашем детском саду ведется систематическая и плановая работа по ознакомлению детей с истоками народной кубанской культуры. Год от года подбор тем расширяется, изучается новый материал и внедряется в работу с детьми. Если началась работа по кубановедению только с ознакомления с костюмами кубанских казаков, с их народными песнями, бытом, немного использовали аппликацию из соломки, то теперь мы стали углубляться в историю возникновения рушника, кубанской игрушки, Петриковской живописной техники.

В прошлом учебном году в старшей и подготовительных группах был введен цикл занятий по ознакомлению с историей и символическим значением рушника, вышивки на одежде, скатертях. Дети усвоили, что вышивка пришла к нам на Кубань с Украины, красный цвет символизировал солнце, а черный - теплую матушку землю. Ребята уяснили главные символы Кубанской семьи: волнистая линия - крепкая семья; корешки - дедушки, бабушки; цветы – родители; ягодки – дети. Они приступили к творчеству - создали свои, новые узоры. Творческое воображение детей неисчерпаемо. Дети усложнили узоры и рассказывали на основе рисунков истории о своих семьях.

Цикл занятий состоял из 3 групповых и многочисленных индивидуальных занятий с одаренными детьми.

Занятие I «Узор на полосе» - ознакомление с историей рушника, рисование элементов узора (см. рис. 1).

Занятие II «Вышьем казачке наряд» - украшение юбок, рубах, фартуков (см. рис. 2, 3, 4).

Занятие III «Краски родного края» - оформление настенного панно для украшения казачьего уголка.

Так же был проведен цикл занятий по ручному труду в кружке с одаренными детьми - изготовление кубанской игрушки - куклы. Серия занятий – кукла крестовушка - из заготовок, из ткани, куколка крупяничка - из мешочков с крупой, куколка казачка - из бросового материала, соломенная кукла.

Дети узнали историю и своими руками попытались воссоздать первые игрушки наших предков. Процесс изготовления кукол очень понравился девочкам - эти куклы, сделанные своими руками, на долгое время стали для них любимыми.

Работы детей часто демонстрировались как на выставке внутри детского сада, так и на городских выставках, а именно «Весна на

Кубани» - в детском саду в 2007 г. «Мой любимый

край» - выставка посвященная дню города, и августовской педагогической конференции в 2007г.

Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи, распространилась на Кубани казаками переселенцами. Необыкновенно красочная и своеобразная, она служила не только предметом убранства, но и носила символическое, обрядовое значение.

Характер этого суеверного отношения к росписи как средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить в народе до сравнительно недавнего времени. Поэтому хозяйки, выбелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических орнаментов: «курячьи лапы», «косици», «калина», «три квитки» и другие. Впоследствии, потеряв древнее обрядовое значение, роспись служила исключительно целям декоративного украшения жилища. На территории Кубани Петриковская роспись была наиболее популярна на территории Северского района - станица Шабановская, Смоленская, Крепостная. Расписывали, стены изб, печи, ульи, курятники, мебель, предметы быта. Рисовали красками, изготовленными из растений - из соков, отваров ягод, овощей, трав. Рисунок наносили на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой - «рогозой», или комком тряпки - называлась «вихоть». Цветы и листья чаще рисовались пальцем. Композицию узора каждая хозяйка составляла по-своему. Кроме цветов и листьев присутствовали еще силуэты людей, птиц, рыб, бабочек. Был составлен очередной цикл занятий по Кубани по ознакомлению детей с Петриковской живописью.

Со старшей и подготовительной группами сначала рисуем узор на полосе, чередуем элементы, оттачиваем их, затем узор располагаем на круге: «Ознакомление с Петриковской росписью», «Нарисуем волшебный цветок», «Распишем поднос Петриковским узором» (см. рис. 4, 5, 6). Способы рисования используем наиболее доступные детям - пальчиковая живопись, рисование концом кисти, прием примакивания, прием двухцветного мазка.

Работы получаются очень разнообразные творческие,

чувствуется потребность детей научиться искусству своих дедушек и бабушек.

Для ознакомления детей с росписью были приобретены в художественном салоне и расписываются объемные изделия из дерева.

В итоге следует сказать, что работа детей в разделе краевая культура – значительно расширила содержание изобразительной художественно – творческой деятельности дошкольников.

Публикации по теме:

Наша педагогическая династия Наша педагогическая династия начинается с моих бабушек по папиной линии - Фроловой Розы Ивановны, и по маминой линии - Басовой Веры Алексеевны.

Педагогический проект «Кубань — песня моя» Педагогический проект «Кубань – песня моя» (подгрупповой, творческий, долгосрочный) 1 этап. Целеполагание. Воспитывать патриотизм необходимо.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Проект «У нас на Кубани»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 12:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...