Проект «Учись говорить правильно»

Басманова А.Н. Фефилова Н.С.
Проект «Учись говорить правильно»

1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно»

2. Актуальность проекта.

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой и правильной речи детей. На пятом году жизни ребенок делает значительные успехи в этом направлении. Это означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет значительный словарный запас, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом). Однако в последние годы в силу ряда причин наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и четко произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания. Ребята с недостатками произношения часто бывают замкнутыми, робкими.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад, уточнить своё звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а всё это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения языку. Звуковая сторона языка усваивается ребёнком постепенно.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно потом изжить.

Чтобы предотвратить подобные явления, а также успешно справиться с возникающими проблемами в нашей группе, мы разработали и приступили к реализации проекта по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

3. Цель проекта.

Организация эффективной системы работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

4. Задачи.

• Развивать артикуляционный аппарат.

• Закреплять на практике правильное произношение всех звуков речи.

• Развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационную выразительность речи.

• Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

• Развивать мелкую моторику рук ребенка.

• Создавать условия, способствующие активизации речи детей.

• Выявить с помощью диагностики нарушения звукопроизношения дошкольников.

• Оказывать консультационную помощь родителям в профилактике нарушений звукопроизношения дошкольников.

5. Вид проекта: практико – ориентированный

6. Участники проекта:

- дети среднего дошкольного возраста,

- родители воспитанников,

- воспитатели группы «Рыбка».

7. Срок реализации: 1 год

8. На подготовительном этапе:

1. Подготовительный этап:

• Подбор, изучение, анализ методической, научной и художественной литературы по теме проекта;

• Диагностика уровня развития речи детей;

• наблюдение за «речевым поведением» ребенка;

• беседы;

• изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности;

• проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр;

• родительские собрания с целью налаживания контактов, определения уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослыми, с целью формирования и стимуляции мотивационного отношения родителей к реализации проекта;

• подбор, систематизация игр и игровых упражнений;

• формирование речевого уголка.

2. Деятельностный этап:

• непосредственно образовательная деятельность по звуковой культуре речи;

• дидактические игры, игровые упражнения;

• продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка);

• чтение художественной литературы (чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук, потешки);

• артикуляционная гимнастика, мимические упражнения;

«пальчиковые» игры;

• подвижные игры с текстом;

• гимнастика для глаз, самомассаж лица и кистей рук;

• прогулки;

• народные игры;

• физкульт - минутки;

• релаксационные упражнения.

9. На заключительном этапе подведение итогов работы по развитию звуковой культуры речи за год.

10. Ожидаемые результаты:

Формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, выработка хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук.

11. Методы реализации проекта.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

I. Совместная деятельность с детьми включает в себя:

1. Фронтальная работа:

а) артикуляционная гимнастика,

б) игры на развитие речевого слуха,

в) развитие мелкой моторики рук («пальчиковые» игры,

г) речевые игры на развитие звукопроизношения, грамматического строя речи и т. д.

д) подвижные игры с текстом,

е) дыхательные игры и упражнения,

ж) самомассаж лица и кистей рук, гимнастика для глаз.

2. Развитие речи при проведении непосредственно образовательной деятельности.

- Продуктивная деятельность.

- Прогулки.

- Беседы, чтение художественной литературы, считалки, скороговорки, загадки,

потешки…

- Народные игры.

- Физкультминутки.

- Релаксационные упражнения.

II Организация работы с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у

дошкольников в семье является необходимым условием при создании единого

речевого пространства группы. Повышение компетентности родителей в данном

вопросе, побуждение их к деятельности в семье осуществляется через:

• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей 4-5 лет в приемной группы;

• консультации: «Роль родителей в речевом развитии дошкольника», «Влияние

речевых нарушений на формирование личности ребенка» и т. д. ;

• индивидуальные беседы с родителями по итогам диагностики речи детей;

• наглядные папки-передвижки на темы: «Артикуляционные упражнения для

произношения определенных звуков», «Игры и упражнения», «Пальчиковые

игры по мелкой моторике», «Гимнастика для глаз» и т. д.

• проведение родительских собраний;

• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи детей;

• анкетирование;

• презентация рекомендательных буклетов.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Одежда, обувь
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект «Учись говорить правильно»
Опубликовано: 9 мая 2013 в 10:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурс костюмов «Юная модница» 2017 год индивидуальный и групповой показ
Конкурс костюмов \"Юная модница\" 2017 год индивидуальный и групповой показ Город Красноуральск Свердловской области. Дети стали победителями и призерами...
Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы....
Мастер-класс: «Открытка для папы».
Автор: Куликова Анна Александровна, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №7", воспитатель. Цель: Воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за...
«Какую пользу организму приносит свежая зелень». Консультация
Зима, не смотря на свои морозы, снег, холод, пожалуй, самое волшебное время года. Однако именно зимой наш организм особенно страдает от дефицита...
Календарно тематическое планирование на 1 неделю марта в первой группе раннего возраста
Понедельник Утренний прием. Утренняя гимнастика. Рассматривание картинок о 8 марте. Цель: Расширяем представление о празднике. Физкультминутка «Рыбки»...