МААМ-картинки

Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Людмила Полюхова
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ САХАР»

Выполнил: ___, 6 лет

Руководитель: Полюхова Людмила Павловна,

воспитатель, I кв. кат.

г. Красноуфимск, 2017

Содержание

Введение…3-5

I. Подготовительный этап…5-6

II. Основной этап

3.1. История происхождения сахара…. …6-7

3.2. Какой бывает сахар…. 7

Публикация «Проект „Удивительный сахар“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

3.3. Физические свойства сахара…. 7

3.4. Необычные свойства сахара…. 7

3.5. Полезные и вредные свойства сахара…7-8

III. Заключительный этап…8

Список источников…. 9

Приложение № 1

«Исследование кухни»….10

«Посещение с родителями магазина продуктов»….11

«Сбор информации из различных источников»…12

Приложение № 2

Опыт «Растворяемость сахара»…. 13

Опыт «Гигроскопичность сахара»…. 13

Опыт «Кристаллизация сахара»…. …14

Опыт «Термическая обработка сахара и его изменения»….15

Опыт «Сахарное стекло»…. …15

«Изготовление леденцов»…16

«Цветной сахар и сладости из него»…. 17

Приложение № 3

Сказки о сахаре…. ….18-22

Приложение № 4

Акция «Берегите зубы!» (эмблема….23

Приложение № 5

Выставка «Сладкие радости»…. …24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:

Мы взяли тему для исследования про сахар, потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.

Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. А раз это так, нам стало интересно: какой бывает сахар, где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар чем-то удивить.

Цель исследования (для педагога) : познакомить детей со свойствами сахара. Выявить полезные и вредные свойства сахара.

Цель исследования (для воспитанника) : познакомиться со свойствами сахара, узнать полезные и вредные свойства сахара.

Задачи (для педагога) :

1. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).

2. Познакомить с историей происхождения сахара, с его видами, свойствами физическими и магическими.

3. Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком.

4. Провести анализ исследовательской работы.

5. Выяснить сахар полезный или вредный продукт?

6. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

7. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

8. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

9. Оформить альбом «Удивительный сахар».

Задачи (для воспитанника) : - познакомиться с историей возникновения сахара, с его видами, свойствами; - изучить полезные и вредные свойства сахара и необычные; - провести исследование «Свойства сахара».

Объект исследования: сахар.

Предмет исследования: свойства сахара.

Гипотеза: сахар – это вещество, обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку. Если дети узнают больше о пользе и вреде сахара через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что сахар – ценный продукт питания для детского организма.

Методы исследования:

изучение специальной литературы, сбор информации из различных источников;

просмотр видеофильма «Производство сахара из сахарной свеклы» и «Как я готовлю цветной сахар и украшения из него»;

просмотр мультипликационных фильмов «Маша и Медведь» (серия «Сладкая жизнь», «Сладкая сказка» и обсуждение;

собственные наблюдения и эксперименты;

сочинение сказки о сахаре на тему «Сладкие истории»;

анализ исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат: исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара, выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьёт любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения: краткосрочный с 01.02.2017 года по 22.02.2017 года.

Проект проводился в несколько этапов.

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта Задачи этапа Содержание деятельности Сроки

Подготови-тельный этап *Создать информационно-методическое обеспечение проекта.

*Создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач.

* Обсудить цели и задачи проекта с родителями.

* Вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. *Сбор информации по теме проекта (совместно с родителями) (Приложение № 1).

*Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.

*Подбор иллюстраций, произведений художественной литературы, создание презентаций, предметно-развивающей среды по данной теме (совместно с родителями). *Исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (Приложение № 1). *Посещение детей с родителями продуктового магазина и посмотреть разнообразие продуктов с содержанием сахара (Приложение № 1).

01.02.17- 04.02.17

* Разработать программу мероприятий с детьми, повышающую уровень познавательной детской компетентности. *Подбор, разработка и составление тематических мероприятий.

Основной этап *Познакомить детей с историей происхожде-ния сахара, с его видами, свойствами.

*Расширить знания детей о сахаре.

*Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки. *Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

*Содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу.

*Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.

*Показ презентации «Откуда пришёл сахар, «Какой бывает сахар». *Просмотр иллюстрации художников. *Показ видеоролика «Производ-ство сахара из сахарной свеклы». * Беседы: «Вред и польза сахара»; «Дети, берегите зубы!»; «Здоровое питание» *Опыты с сахаром (Приложение № 2) : - «Растворяемость сахара»; - «Гигроскопичность»; - «Кристаллизация сахара»; - «Термическая обработка сахара и его изменения»; - «Сахарное стекло»; - «Изготовление леденцов». * Чтение рассказов, сказок, пословиц и поговорок, в которых рассказывается о сахаре, загадывание загадок, разучивание стихов. * Изобразительная деятельность: - техника нетрадиционного рисования сахарным песком «Зима», «Сладкая снежинка»; - изготовление цветного сахара и сладостей из него (Приложение № 2). *Сюжетно-ролевая игра «Магазин». *Дид. игры «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус». *Акция «Берегите зубы!» - плакаты, эмблемы (для детей средней и старшей групп) (Приложение № 4). *Сочинение сказки на тему «Сладкие истории» (Приложение № 3) и совместные с родителями рисунки, поделки для выставки «Сахарные радости».

06.02.17– 20.02.17

Заключитель-ный этап *Систематизировать и обобщить материал по данной теме. *Создание альбома «Удивительный сахар». *Выставка «Сахарные радости» (Приложение № 5). *Презентация проекта в рамках рабочей проектной группы «Организация проектно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте». 22.02.17

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На протяжении тысяч лет сахар был неизвестен человеку, человек жил и развивался без него. Не вспоминает о сахаре ни одна из старых книг: Коран, Новый Завет, И-Цзин, Книга внутренней медицины Жёлтого императора. Еще 500 лет назад лишь немногие люди знали о сахаре. А сейчас среди всех пищевых добавок сахар имеет наибольшее распространение.

Сегодня сахар – это один из важных ингредиентов самых разнообразных блюд, кондитерских и хлебобулочных изделий, напитков. Его добавляют в какао, кофе и чай. В мороженом, конфетах, кремах и глазури он является главным компонентом. Сахар используется в качестве консерванта в желе и вареньях. Большое значение он имеет и для химической промышленности при производстве лекарственных средств и пластмасс.

Так что же такое сахар? Давайте разбираться.

На подготовительном этапе родители были осведомлены о важности и значимости данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Дети принесли из дома разные виды сахара для оформления развивающего стенда «Сахарные радости». Составили план мероприятий по реализации проекта.

Детям было дано домашнее задание: исследовать кухню и найти в ней продукты содержащие сахар, посетить с родителями магазин продуктов и посмотреть разнообразие продукции с содержанием сахара. Сбор информации проходил из различных источников (Приложение №1). В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие продукты содержащие сахар предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также было предложение поучаствовать в выставке «Сахарные радости», на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей (Приложение № 5).

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1. История происхождения сахара.

История сахара уходит своими корнями на несколько тысячелетий лет назад в Индию и Китай. Первой определённой датой в истории сахара можно считать 510 год до нашей эры, когда солдаты персидского императора Дариуса увидели сахарный тростник, растущий на берегах Индийских рек. Они назвали его тростником, который производит мёд без пчёл.

А чуть позднее, в 327 год до нашей эры, одним из главных трофеев индийских завоеваний Александра Македонского было сладкое твердое вещество белого цвета. На санскрите оно именовалось «саркара» означает «медоточивый», «сладкий». В древности его называли еще «сладкой солью» или «медом, полученным без пчел». В древние времена, одна из провинций этой страны, Бенгалия, называлась – Страна сахара. Наверное, поэтому именно Индию большинство ученых считают родиной сахара.

Правда есть другая часть исследователей, которые отдают пальму первенства в происхождении сахара существовавшим тысячелетия назад Вавилону и Ассирии. Но установить так это или нет, достаточно сложно, если вообще возможно.

Но как бы там, ни было, из Индии сахар, благодаря индийским и персидским купцам, попал в Египет. В Египте, его тут же попытались применить в лечебных целях, что из этого получилось неизвестно. Зато известно, что сахарную свеклу египтяне выращивали, но исключительно для того что бы… кормить ею рабов. Из Египта сахар попал в Римскую Империю. И оттуда уже началась европейская история сахара.

Правда началась история распространения сахара по Европе не сразу. Лишь через много времени после падения Рима, где они его прятали все это время- история умалчивает, сахар попадает в средневековую Испанию, Германию, Францию.

История сахара в России началась давно, почти тысячу лет назад. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Только при Петре I, попытались наладить его массовое производство. Но дело очень тормозилось. Сырье-то привозить надо было из-за границы, а значит и цены на конечный продукт были немалые. И только двести лет спустя начали добывать сахар из свеклы. Вот тут дело и пошло! Сахарные заводы на территории России стали расти как грибы после дождя. И прошло совсем мало времени, как сахар стал обыденным общедоступным продуктом.

Сегодня сахар непременный атрибут каждого набора продуктов в любой семье, не говоря уже о различных коврижках, ватрушках, пирогах, десертах, шоколаде, тортах, конфетах, …. которые просто невозможно представить без сахара. Вот такая она эта «сладкая» история – история сахара.

На сегодняшний день применение и употребление этого сладкого вещества распространено по всему миру.

2.2. Какой бывает сахар. Сахар выпускается следующих видов: - Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок. - «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом». - Тростниковый сахар из сахарного тростника.

2.3. Физические свойства сахара. Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день. 1. Сахар может кристаллизоваться. 2. Сахар может растворяться. 3. Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность). 4. Сахар под воздействием температуры плавится.

2.4. Необычные (магические) свойства сахара.

Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.

1. Сахар может сохранить свежесть цветов. Для этого достаточно добавить в воду 3 столовые ложки сахара и 2 уксуса. Сахар полезен для стеблей, а уксус остановит размножение бактерий.

2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара, он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

3. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час. Результат вас будет достойный и удивит вас.

4. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.

5. Гигроскопичность сахара - полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара. Долго незаживающие раны, обработанные сахаром, успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.

2.5. Полезные и вредные свойства сахара.

Как известно, однозначно вредных или полезных продуктов не бывает. И сахар здесь не исключение. Есть у него и свои плюсы, и свои минусы.

Польза:

Лишённый сахара человеческий организм долго не протянет. Сахар активизирует кровообращение в головном и спинном мозге, улучшает работу головного мозга.

Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина – гормона счастья.

Сахар даёт нам энергию. При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.

Вместо сахара полезнее пользоваться мёдом или фруктами, которые содержат фруктозу. Фруктоза не задерживается в крови, не вызывает накопления жира и повышения холестерина. Фрукты и ягоды особенно полезны организму благодаря содержанию в них витаминов, органических кислот и минеральных солей. Пчелиный мёд также содержит витамины, органические кислоты, соли, ферменты, белки.

Вред:

Сладкое портит фигуру. Сахар – весьма калорийный продукт, но при этом он не содержит никаких витаминов, клетчатки и минеральных веществ. Кроме того, часто сахар поступает в организм в сочетании с жиром – в виде тортиков и пирожных, что приводит к ожирению.

Сахар вреден для зубов, он способствует образованию кариеса. Главный виновник дырок в зубах – зубной налёт, микроскопическая плёнка из бактерий, частиц пищи и слюны. Соединяясь с зубным налётом, сахар повышает уровень кислотности во рту. Кислота разъедает зубную эмаль и начинается кариес.

Чрезмерное потребление сахара способствует развитию сахарного диабета, инфаркта, снижает уровень зрения, приводит к сонливости, аллергии.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами. Нами была выдвинута гипотеза: сахар – это вещество, обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы мы узнали историю появления сахара, узнали, что существует несколько видов сахара, какой сахар, зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара, проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.

Все знания, которые я получил, очень интересны.

Я получил большое удовольствие от исследовательского проекта, так как это дает возможность делать что-то интересное самостоятельно!

С полученными в ходе проекта знаниями я могу поделиться в детском саду с детьми старшей группы.

Перспектива: эта тема была очень интересна. И мне хотелось бы узнать, как люди изготавливают шоколад и шоколадные конфеты.

Список источников:

1. И. Ф. Бугаенко «Сахар», М. : ООО «Русагро-Сахар», 2006

2. Й. Валер «Сахар - сладкое искушение», Санкт-Петербург: Диля, 2009

3. Виды сахара : https://www.zernograd.com/sahar-vidy-sahara 4. Вред и польза сахара : - https://bezvreda.com/sladkaya-zhizn-polza-i-vred-saxara 5. История происхождения сахара : -https://www.histpro.narod.ru/sugar.html - https://vinigretik.ru/istoriya-saxara 6. М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар», М. : АСТ, Сова, 2005 7. Свойства сахара : - https://vcusna.ru/glavnye-svojstva-sahara.html - https://www.babyblog.ru/user/kissme500/3030565 -https://naukaveselo.ru/vkusnyie-opyityi-s-saharom.html

8. Выращивание кристаллов: https://giznyata.ru/

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию с использованием ИКТ «Удивительный мир красок» (подготовительная группа) Программные задачи: 1. Продолжать учить детей смешивать краски. 2. Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. 3. Учить.

Конспект занятия по рисованию «Удивительный подводный мир» (подготовительная группа) Основное направление: художественно – эстетическое Интегрируемые образовательные области: «Художественно – эстетическая», «Познавательная»,.

Музыкальное шоу «Этот удивительный Новый год» (подготовительная группа) Музыкальное шоу «Этот удивительный Новый год» Подготовительная группа Действующие лица: Ведущий Дед Мороз Снегурочка Баба Яга Карлсон.

Проект «Исследователи воздуха» подготовительная группаПроект «Исследователи воздуха» подготовительная группа Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий Длительность проекта: 4 недели Актуальность: на современном этапе проблема профилактики.

Проект «Капитошка» подготовительная группа.Проект «Капитошка» подготовительная группа. Нет вещества более удивительного и до конца неисследованного, чем обыкновенная вода. Вода вездесуща, она пронизывает оболочки земли и проникает.

Проект на тему: «Удивительный песок» (младшая группа) Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница,.

Проект по ПДД «Дети и дорога» (подготовительная группа)Проект по ПДД «Дети и дорога» (подготовительная группа) Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, групповой Продолжительность проекта: краткосрочный Актуальность: в связи с ростом.

Проект «В мире птиц» (подготовительная группа) Вид проекта: групповой, информационно- творческий, краткосрочный Срок реализации: с 9 – 13 ноября Участники проекта: дети подготовительной.

Проект «Зимние забавы» (подготовительная группа) Проект «Зимние забавы» МБДОУ «Детский сад №21» г. Псков Подготовительная группа Участники: дети подготовительной группы и воспитатели. Вид.

Экологический проект: Удивительный песок.2 младшая группа. Проект «Удивительный песок» Тип проекта: исследовательский, социальный. Срок проекта: среднесрочный (3 недели) Участники проекта: дети 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Удивительный сахар» (подготовительная группа)
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 15:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД