Папки-передвижки

Проект «Умелый карандаш и его друзья» (1 фото)

Ирина Гурова
Проект «Умелый карандаш и его друзья»

Название проекта: «Умелый карандаш и его друзья».

Автор: Гурова И. С., учитель-логопед МДОУ компенсирующего вида № 108 "Снежинка" г. Петрозаводска.

Тема проекта: формирование графо-моторных умений у воспитанников подготовительной к школе группы.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Срок реализации: долгосрочный: сентябрь – апрель.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы «Ромашка» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МДОУ № 108, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Умелый карандаш и его друзья“» размещена в разделах

Педагогическая ценность проекта:

• Комплексная, согласованная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию графо-моторных умений у воспитанников группы.

• Расширение у детей представлений о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).

• Формирование у детей исследовательских умений, познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.

Перспективы проекта:

• Привлечение внимания педагогов и родителей ДОУ к проблеме формирования графо-моторных умений у детей.

• Внедрение эффективных методов и приёмов по теме проекта в работу педагогов МДОУ с детьми разных возрастных групп.

Описание проекта

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Графические прописи применяют логопеды в работе с детьми, имеющими нарушения речи, но использовать их можно даже в работе с детьми без существенных проблем развития.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Работа по подготовке руки ребёнка к письму включает в себя: обучение правильному способу удержания карандаша, умению применять необходимую силу нажима при рисовании и письме; развитие точности, ритмичности, плавности действий. Кроме того, важны развитие произвольности движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте. Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий, предмет очень трудно переучить.

Если же ребенок хорошо справляется с графо-моторными заданиями в дошкольном возрасте, то в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Графический навык предполагает:

- Умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).

- Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку и др., соблюдая необходимый угол наклона;

- Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

- Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Известно, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются трудности развития моторики, в том числе, ручной и пальчиковой. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у них графических умений. Это подтверждают наблюдения за детьми и диагностика развития графо-моторных навыков.

Таким образом, тема проекта является очень актуальной. Её выбор обусловлен необходимостью обеспечить педагогов и родителей системой работы по организации коррекционно-развивающего процесса, способствующего усвоению детьми необходимых знаний и умений по данной проблеме.

Цель проекта:

создание условий, обеспечивающих полноценное формирование графо-моторных умений у воспитанников подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

• Формировать умение правильно удерживать пишущий предмет (карандаш, кисточку, фломастер, легко и непринуждённо рисовать графические элементы различного содержания; принимать и удерживать правильную позу при выполнении графических заданий.

• Развивать ручную и пальчиковую моторику, зрительно-моторную координацию.

• Развивать зрительное восприятие, зрительную память, ориентировку на листе бумаги.

• Способствовать формированию у детей стойкого интереса к деятельности с пишущими предметами, к продуктивной деятельности, к играм, направленным на развитие моторики.

• Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.

• Расширять, уточнять, активизировать словарный запас.

• Продолжать развивать грамматический строй речи.

• Продолжать работу над развитием связной речи.

• Развивать творческие способности детей (изобразительные, речевые).

• Формировать коммуникативные способности детей, интерес к совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

• Значительное повышение уровня сформированности графо-моторных умений детей благодаря комплексной, согласованной работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по теме проекта.

• Расширение у детей представлений о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).

• Улучшение у детей исследовательских умений, повышение познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.

• Повышение интереса родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в рамках проекта, а также после его завершения.

• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов группы по теме.

Инновация:

• Широкое применение нетрадиционных изобразительных средств в процессе образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие».

• Применение нестандартного оборудования для развития пальчиковой моторики.

• Использование продуктивной деятельности в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционно-педагогической деятельности (на логопедических занятиях).

Предварительная работа:

С родителями:

На родительском собрании провести консультацию «Формирование графо-моторных навыков у детей».

Цель: заинтересовать родителей, познакомить с основными методами и приёмами, которыми можно пользоваться в домашних условиях для подготовки руки ребёнка к письму.

С педагогами:

Провести «Малый педсовет» участников проекта (педагогов).

Цель: показать всем участниками актуальность проблемы, определить степень и содержание участия каждого педагога.

С детьми:

Проведение разнообразных игр и игровых упражнений по развитию пальчиковой моторики с материалом, имеющимся в группе и кабинете логопеда «Мозаика», «Цветные волчки», «Замотай клубочек», «Шнуровки», «Цветы», игры с прищепками, с пальчиковыми бассейнами с разным наполнением; пальчиковые игры и мн. др.

Цель: развитие силы, точности, координации движений пальцев рук.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

1. Подготовительный этап

Учитель-логопед и воспитатели:

• Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по теме проекта.

• Подобрать диагностический материал и выявить уровень развития графо-моторных умений у детей (см. Приложение).

• Подобрать и подготовить специальный материал для использования в работе с детьми на основном этапе по теме проекта (игрушки-макеты (карандаш, кисточка, фломастер, мел; предметы для развития пальчиковой моторики; дидактические игры; графические задания; и др.).

• Оформить уголок по изобразительной деятельности в соответствии с темой проекта (изготовление панно «Карандашный пейзаж»).

• Адаптировать материал для работы с детьми, имеющими тяжёлые двигательные нарушения.

• Подобрать познавательный, речевой материал: загадки, стихи, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о пишущих предметах.

• Составить картотеку игровых упражнений с учебными предметами для развития точности, координации движений пальцев рук.

• Оформить и поместить в уголок для родителей консультации и рекомендации по темам: «Подготовка руки ребёнка к письму», «Игры и упражнения для подготовки руки ребёнка к письму», «Как научить ребёнка правильно держать карандаш?»

• Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Предложить найти вместе с детьми материал по теме «История возникновения пишущих предметов».

Дети:

• Диагностика (по теме проекта).

Детям предлагались разнообразные графические задания (украсить кружки определённым образом, по образцу и по замыслу, при выполнении которых учитывались и анализировались показатели:

- умение правильно удерживать карандаш, сохранять правильную позу;

- умение рисовать графические элементы различного содержания, раскрашивать части изображения;

- сила нажима;

- наличие интереса к деятельности.

Диагностика показала, что 8 детей из 13 не умеют правильно удерживать пишущий предмет, что составляет 62%. 5 детей умеют правильно удерживать пишущий предмет (38%, при этом у двух воспитанников умение не автоматизировано.

7 детей из 13, что составляет 54%, владеют умениями рисовать элементы различной формы, сила нажима карандашом достаточна (из них 5 держат карандаш неправильно). 6 (46%) детей затрудняются в выполнении графических заданий (слабая сила нажима, недостаточная координированность движений пальцев и кисти руки, при этом 2 ребёнка из этой группы правильно удерживают пишущий предмет.

6 детей (46%) не проявляют стойкого интереса к данному виду деятельности.

Родители:

• Знакомство с результатами диагностики детей по теме проекта (индивидуально).

• Изучают печатный материал в уголке для родителей по теме.

2. Основной этап

Реализуется всеми участниками проекта (см. выше).

Воспитатели:

• Образовательная деятельность по теме «Карандаш и его друзья» (ОО «Познавательное развитие»).

• Непосредственно образовательная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование (в том числе, нетрадиционными способами) («ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

• Дидактические, развивающие игры со специальным материалом, расположенном в сенсорном, речевом, математическом центрах.

• Использование графических заданий в процессе образовательной деятельности.

• Использование массажных, пальчиковых игр в разных видах детской деятельности.

• Организация самостоятельной деятельности воспитанников с материалами художественно-эстетического центра (раскрашивание, штриховка, упражнения на дорисовку изображений, упражнения с внешними и внутренними обводками и мн. др.).

• Чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок (специальная подборка).

Учитель-логопед:

• Специальные игры и упражнения на индивидуальных и групповых логопедических занятиях:

- массажные игры с речевым сопровождением,

- пальчиковые игры, в том числе, кинезиологические;

- речевые игры с использованием мелкого раздаточного материала,

- игры и игровые упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн»,

- продуктивная деятельность.

- игровые графические (логопедические) упражнения с использованием развивающих тетрадей Г. Г. Галкиной, Н. Э Теремковой, О. И. Крупенчук, Н. В. Нищевой и др.

- специально разработанные игровые графические (речевые) задания для занятий по разным фонетическим темам;

Дети:

• Знакомятся со свойствами пишущих предметов в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, закрепляют полученные знания в разных видах деятельности.

• Совместно с родителями изучают познавательный материал по теме.

• Участвуют в разнообразных играх и упражнениях по теме проекта (как в совместной деятельности, так и самостоятельно).

Родители:

• Подбирают вместе с детьми материал по теме проекта в домашних условиях: «История возникновения пишущих предметов», загадки, сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки.

• Выполняют вместе с детьми игровые графические задания в индивидуальных тетрадях.

(Практический материал основного этапа представлен в презентации).

3. Заключительный этап

• Организация совместной выставки «Умелые ручки».

• Создание презентации по теме проекта.

Результаты проекта:

- Повысился уровень сформированности графо-моторных умений у воспитанников.

- У детей повысился интерес к графическим упражнениям, расширились знания о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).

- Отмечается улучшение у детей исследовательских умений, повышение познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, значительное повышение речевой активности.

- Повысился интерес родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в рамках проекта, а также после его завершения.

- Повысился интерес и психолого-педагогическая компетентность педагогов группы по теме проекта.

Литература:

- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008;

- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – с. 37-39;

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2011. – с. 6;

- Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2008. – с. 96-97;

- Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001;

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000;

- Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997;

- Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/;

- Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/.

Проект был представлен на республиканском семинаре «Взаимодействие всех участников образовательного процесса при подготовке воспитанников с ОВЗ к школьному обучению» 20.04.2017 г.

Проект «Умелый карандаш и его друзья»
Публикации по теме:

«Винни Пух и его друзья». Фотоотчёт. Художественное творчество детей«Винни Пух и его друзья». Фотоотчёт. Художественное творчество детей На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали, что историю.

Конспект занятия «Винни-Пух и его друзья в ателье мод» Тема комплексно-тематического планирования «Профессии» Задачи: • Упражнение в умении дорисовывать вторую половину предмета, добавлять.

Анализ мультсериала «Лунтик и его друзья» «Лунтик и его друзья» Российский обучающий анимационный сериал для детей дошкольного возраста, Тип: 2D (до 130 серии, 3D (начиная со 131.

Дидактическая игра «Чиполлино и его друзья»Дидактическая игра «Чиполлино и его друзья» Игра была разработана в честь 80-летия студии "СоюзМультфильм". Изготовлена игра для того, чтобы советские мультики не теряли актуальности,.

Художественно-эстетическое развитие в средней группе «Снеговик и его друзья»Художественно-эстетическое развитие в средней группе «Снеговик и его друзья» Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы «Снеговик и его друзья» Цель: Создание социальной ситуации.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей-подготовительной группе «Буратино и его друзья» Непосредственно-образовательная деятельность в старшей- подготовительной группе. Тема: «Буратино и его друзья». Интеграция образовательной.

Сценарий Дня защиты детей музыкального руководителя «Незнайка и его друзья» Сценарий Дня защиты детей «Незнайка и его друзья» Цель мероприятия: доставить радость детям и гостям праздника. Задачи: - Образовательная:.

Сценарий нового года во второй младшей группе «Гном и его друзья» Цель: создание радостной, веселой и торжественной атмосферы праздника для детей и взрослых. Под музыку выходит гном. Гном: Праздник елки.

Сценарий спортивного праздника: «Кот Леопольд и его друзья» Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы приятного досуга и отдыха. Задачи: формировать у детей культуру движений,.

Весеннее развлечение для младшей группы «Петрушка и его друзья» Весеннее развлечение «Петрушка и его друзья» (младшая группа) Дети заходят в зал под русскую народную мелодию «Хороводная» и встают полукругом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Умелый карандаш и его друзья»
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 10:03
+262Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 150.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД