Папки-передвижки

Проект «В гости к нам пришли матрешки»

Марина Лощакова
Проект «В гости к нам пришли матрешки»

Название: «В гости к нам пришли матрешки»

Тема: «Формирование представлений о русской народной игрушке»

Авторы проекта : воспитатели МБДОУ детский сад № 146 «Белоснежка»

г. Брянска: Лощакова Марина Валерьевна, Жукова Анна Павловна.

Адрес детского сада: ул. Молодой Гвардии, д. 92 «А»

Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, старший воспитатель, родители.

Срок реализации: 1 неделя

Публикация «Проект „В гости к нам пришли матрешки“» размещена в разделах

Вид проекта : информационно-творческий, игровой, фронтальный (с группой детей и их семьями).

Цель: создание условий для развития воображения и художественно - творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой; развитие наглядно-действенного мышления.

Задачи: приобщать к истокам духовной культуры русского народа; формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки; вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке; формировать умение передавать свое отношение к игрушке; воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней; поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас дошкольников; способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи, в раз-

витии способности видеть мир глазами ребенка.

Актуальность: Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Всегда существует опасность превратиться в «Иванов, не помнящих родства». Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору,

художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в кото-

рых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Проблема: поэтому проблемой является создание условий для формирования представлений о русской народной игрушке.

Этапы реализации:

І этап: подготовительный

Цель: организовать условия, позволяющие реализовать поставленные задачи.

Технологии:

1. самообразование;

2. проектная деятельность как форма организации

3. работа с родителями;

Содержание:

1. изучение литературы по теме «Русские народные игрушки»;

2. подобрать материал для развития творчества детей;

3. обсуждение проблемы с родителями;

Предполагаемый результат:

1. осмысление;

2. организация предметной среды;

3. определение путей решения;

ІІ этап: основной

Цель: создать возможности для формирования представлений о русской народной игрушке;

Технологии:

1. прямой и косвенный показ;

2. НОД

3. технология ТРИЗ;

Содержание:

1. создание воображаемых ситуаций в любом режимном моменте;

беседы о появлении матрешек

2. интеграция познавательной и продуктивной деятельности;

3. разрушение стереотипного мышления при обыгрывании известных сюжетов;

Предполагаемый результат:

1. повторение за воспитателем; интерес к играм с куклами;

2. организация выставки работ «Матрешки»

3. предложенная ребенком ситуация;

ІІІ этап: итоговый

Цель: проанализировать выполненный объем работ;

Технологии:

1. внедрение в практику

2. косвенное взаимодействие;

3. чтение художественной литературы;

Содержание:

1. овладение методами, приемами, формами организации работы, направленными на формирование представлений о матрешке;

2. предоставление условий для обогащения игрового опыта детей в самостоятельной деятельности;

3. обогащение речи активным словарем с учетом возрастных особенностей;

Предполагаемый результат:

1. применение на практике;

2. самоорганизация детей в игре;

3. употребление в речи активного словаря;

Предполагаемый результат:

1. совершенствование профессиональной компетентности воспитателя МБДОУ;

2. совершенствование методического обеспечения по игровой и речевой деятельности;

3. положительная динамика в развитии речи детей младшего дошкольного возраста;

4. повышение уровня удовлетворенности родителей процессом развития ребенка в детском саду в рамках личностно – ориентированного подхода;

Беседа «Веселые матрешки»

Задачи: познакомить детей с историей матрешки как народной игрушки, ее внешним обликом; учить различать матрешек по форме, цвету; развивать художественный вкус; содействовать патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Материал: набор матрешек

Посмотрите, какая кукла к нам в гости пришла.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут-

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом…

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Давным-давно привезли к нам маленькую игрушку-куколку,

внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую

По форме они круглые, удлиненные, с небольшой головой.

А уж нарядом могут похвалиться: сарафан, фартук, платочек, украшенные

цветами. Этих кукол назвали Матренами, ласково - матрешками.

Словно репка она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Матрешки бывают большие, в которых умещается много сестричек,

и маленькие - где мало куколок.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко

Эта русская матрешка.

Какие яркие матрешки! Так и кажется, что взмахнут они платочками и пустятся в пляс.

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь –

Вам за нами не успеть.

(Дети с воспитателем отправляются в импровизированный пляс).

НОД

«В гости к матрешке»

Задачи: закреплять умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы; закреплять понятия «длина» (короткий, длинный, «величина» (большой, маленький, «цвет» (желтый, красный); развивать наглядно-образное мышление, конструктивные способности строительного материала (кубики, воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться, вызывать интерес к русской народной игрушке – матрешке.

Материал: кубики красного и желтого цвета, игрушка – матрешка, яблоки разной величины (большие и маленькие);

Предварительная работа: рассматривание картинок и предметов по величине, по длине и цвету; игры с конструктором;

Ход.

- Дети, вы любите ходить в гости? (Да) Тогда мы с вами прямо сейчас отправляемся в гости, только вот к кому мы пойдем, вам нужно отгадать (загадка о матрешке : Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.)

Кто же это? (матрешка) И правда, матрешка.

- Вот к ней-то мы и пойдем в гости. Только живет она далеко и идти к ней надо по дорожке. Посмотрите, перед нами кубики красного цвета, из них можно построить дорожку. (индивидуальная работа - дети приставляют кубики друг к другу) Вот какая красивая и длинная получилась дорожка! Отправляемся в путь! Мы пришли с вами к дому матрешки.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть.

- Здравствуй, матрешка!

(слегка встряхнуть матрешку) Эта матрешка не простая, в середине не пустая. (вытащить матрешку одну из другой)

- Ребята, посмотрите, матрешки красивые, но разные. Эта матрешка большая или маленькая? (ответ детей). А эта? (ответ детей).

- Давайте с матрешками поиграем в игру «Кто быстрее соберет?

- Молодцы, ребята, умеете вы играть, вы веселые и дружные. А пока мы играли, матрешечки наши проголодались.

- У матрешек есть сад, в котором яблочки растут, а яблоки разные: большие и маленькие. Пойдемте в сад, да яблок соберем, по одному каждый, и угостим матрешек : маленьким дадим маленькие яблочки, а большим – большие.

- Вот спасибо вам, ребята, и повеселили вы нас, и яблочками угостили.

-Ну, а нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с матрешками.

- А к дому нас, ребята, приведет желтая короткая дорожка. Построим ее все вместе и дойдем до дома.

НОД

«Украсим матрешку»

Задачи: дать представление о том, как народные мастера, делают игрушки; вызывать интерес к образу, желание разрисовать матрешку; осваивать элементы декоративного узора (прямые пересекающиеся линии, точки, круги, ритм и чередование элементов, цветовых пятен, разукрашивая сарафан матрешки.

Материал: краски разных цветов, кисти, силуэты матрешек, русская музыка в грамзаписи.

Предварительная работа: рассматривание узоров на одежде, игры с матрешками.

Ход.

Воспитатель предлагает рассмотреть и описать матрешку, помогая вопроса-

ми: Как называется игрушка? Из чего сделал ее мастер? Какими красками разрисовал сарафан? Какими узорами украсил? Нравится ли эта игрушка?

Воспитатель говорит, что прошло много лет с тех пор, как замечательные художники придумали и создали первую матрешку, но эта игрушка до сих пор любимая у взрослых и детей. Сейчас ее изготавливают на фабриках многих городов. Поэтому матрешки все разные. Они разрисованы цветами, ягодами, другими узорами, а некоторые даже держат в руках большой букет.

Далее детям предлагается стать народными умельцами и разрисовать своих матрешек. Воспитатель напоминает об аккуратности в работе с краской. После изготовления все матрешки рассматриваются и отправляются на выставку. Потом дети подарят их на добрую память. Кому? Решат сами.

Публикации по теме:

Проект «Веселая матрешка»Проект «Веселая матрешка» я писала проект, но не успеваю его завершить. Проект "Веселая матрешка". МДОУ № 118 город: Участники проекта: воспитанники группы № 5 «Красная.

Реализация городского проекта «Дети в музее» Мини-музей «Русская матрёшка» Авторы проектаДети, родители и воспитатели группы№7 Ткачева А. В, Курнакова Л. З ОУ ГБОУ детский сад №759 ВОУО ДО г. Москвы. Название проектаМНИ-МУЗЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В гости к нам пришли матрешки»
Опубликовано: 22 октября 2013 в 22:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД