Проект «В мире друзей»

Елена Кудряшова
Проект «В мире друзей»

В своей практике я использую разные формы и методы. Наиболее эффективным и интересным я считаю проектный метод. Метод проектов, являясь дидактической категорией, представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект - это "пять П":

Постановка проблемы.

Проектирование (планирование).

Поиск и сбор информации.

Продукт.

Презентация проекта.

1 этап – Постановка проблемы.

Что имеем?

Детям интересно общаться, играть и совместно проводить досуг. Но довольно часто у них возникают конфликты из-за ролей, правил игры или просто не смогли поделить игрушку.

Что хотим?

Необходимо, чтобы дети к старшему дошкольному возрасту научились самостоятельно предотвращать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Что мешает?

Дети недостаточно владеют конструктивными способами и средствами разрешения и преодоления конфликтных ситуаций.

На основании этого я поставила перед собой следующую цель: формировать умение разрешать конфликтные ситуации у детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной игровой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, способствовать их усвоению и использованию в поведении.

2. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием в разных жизненных ситуациях.

3. Воспитывать чувство групповой сплоченности и положительное отношение детей друг к другу.

2 этап – Сбор копилки.

Первая копилка – педагогическая:

изучение психологической литературы;

результаты проведенных наблюдений и социометрии;

подбор игр, упражнений и этюдов по теме.

Вторая копилка – детская:

работа с толковым словарем (понятия «Дружба», «Ссора», «Мириться»);

информация из книг и интернета про способы примирения;

иллюстрации, картинки из книг, журналов с изображением конфликтных ситуаций;

«Умное словечко» (пословицы и поговорки про дружбу);

фотоальбом «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»

(подбор детских фото в различных режимных моментах и жизненных ситуациях);

подбор мультфильмов, коротких роликов и песен по теме проекта;

чтение художественной литературы, стихов по теме проекта.

Родители тоже не остались в стороне. Совместно с детьми они собрали Копилку мудрых мыслей про дружбу, ссору. Участвовали в конкурсе мини – сочинений «Наша дружная семья». Помогали подбирать иллюстрации и фотографии, стихи про дружбу.

Из словаря и интернета дети узнали, что «конфликт» - это ссора, спор, отсутствие согласия между двумя или более сторонами. А «дружба» - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Дети провели анкетирование среди детей и взрослых: «Что такое ссора?».

Вопросы Анкеты:

1. Что такое ссора?

2. Из-за чего ты можешь поссориться с другом?

3. Какие эмоции ты чувствуешь во время ссоры?

4. Каким цветом ты бы нарисовал ссору?

5. Как лучше помириться?

6. Что ты чувствуешь после примирения?

7. Какого цвета дружба?

3 этап – Картотека.

С детьми проводилась непосредственно образовательная деятельность по развитию эмоционального мира и навыков общения. Занятия, игры - тренинги я организовывала по подгруппам, в состав которых входили дети с разным уровнем коммуникативной компетентности, конфликтности и социальным статусом (по рекомендации Левицкой Ю. Л., преподавателя кафедры психологии НИРО). Темы наших занятий: «Знакомство», «Наше настроение», «Я считаю тебя хорошим», «С кем я дружу?», «Ссора», «Конфликтные ситуации», «Управляем своими эмоциями в конфликтных ситуациях», «Наши поступки», «В гостях у Антошки», «Доброжелательность», «Как можно все объяснить взрослым», «Вместе с друзьями.

Распределили эмоции, возникающие во время ссоры и после примирения. Эмоции во время ссоры: гнев, обида, злость, страх, ярость, горечь. Эмоции после примирения: радость, облегчение, доверие, удовольствие, чувство безопасности, ликование.

Эффективными методы:

- игры – тренинги «Ласковое имя», «Друзья», «Ты хороший», «Поссорились – помирились», «Приглашение», «Дружба начинается с улыбки».

- мимические и пантомимические этюды «Мир улыбок», «Позлись (улыбнись) как…», «Рисуем музыку», «Поссорились – помирились».

- «рисуночные» игры «Дерево дружбы», «Ссора», «Виноградная кисть», «Улыбка друга».

- дидактические и настольно – печатные игры «Друзья», «Ребята нашего двора», «Наше настроение»,«Банк идей»; «Хорошо – плохо»; «Что случилось?».

- Фотоальбом «Я, ты, он, она – вместе цела страна».

Наряду с играми и этюдами большое значение имели приемы неигрового типа:

«Ритуальные действия»

• Принятие групповых решений.

• Усиление понимания, сочувствия.

• Формирование самостоятельности группы.

С педагогами были проведены:

- консультации «Создание позитивного микроклимата в группе», «Сказка как метод развития взаимоотношений»;

- тренинги «Поведение в конфликте»;

4 этап – Модель.

На основе картотеки совместно с детьми были разработаны и изготовлены две модели. Первая модель «Цветок дружбы» представляет собой цветок, на лепестках которого схематично изображены способы примирения:

- присесть на коврик мира;

- выслушать друг друга по очереди;

- тянем жребий (при выборе роли, сюжета игры);

- уступить другу;

- подарить улыбку другу;

- попросить прощение и обняться;

- обратиться к копилке мудрых мыслей.

Вторая модель – «Правила дружбы» и «Правила группы» (Приложение 6).

5 этап – Продукт.

Педагогический продукт:

Разработан перспективный план занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционального мира и навыков общения.

Пополнение предметно-развевающей среды играми, пособиями.

Разработаны схемы игр на сплочение коллектива.

Детский продукт:

Дерево совместных добрых дел.

Пособие «Банк идей».

Праздник «Вместе с друзьями».

Выставка детских рисунков «Когда мои друзья со мной».

Стенгазеты «Мы вместе, и мы сила!».

Публикации по теме:

Проект «Книга загадок». Средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Проектная деятельность, как средство обогащения активного и пассивного словаря детей подготовительной группы с ОНР через составление загадок.

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Наша армия
Автор публикации:
Проект «В мире друзей»
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 22:40
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....