Проект по развитию дизайнерских и творческих способностей в подготовительной группе «Мордовская открытка»

Валентина Суркова
Проект по развитию дизайнерских и творческих способностей в подготовительной группе «Мордовская открытка»

Вид проекта: творческий

Длительность: проводится с детьми подготовительной группы.

Проблема: развитие дизайнерских и творческих способностей в процессе изготовления мордовской открытки.

Цель: Создать условия для создания творческого процесса по изготовлению мордовской открытки.

Задачи:

- Учить детей участвовать в решении проблемной ситуации.

- Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов проживающих на территории Мордовии.

- Закрепить знания детей о достопримечательностях города Саранска.

- Закрепить знания о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов.

- Познакомить детей с историей возникновения открытки.

- Развивать коммуникативные навыки.

-Воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.

Подготовительный этап:

- Подбор литературы по теме.

- Подбор открыток и иллюстраций по теме совместно с родителями.

- Проведение родительского собрания на тему «Открытки разных времен».

- Разучивание мордовской подвижной игры «Колечко»(суркс)

Основной этап

Содержание организованной деятельности детей

Дети приветствуют гостей на мордовском языке.

- Шумбрата-до ялгат!

Чтение стихов о Мордовии.

Мой милый край! Мордовия родная!

Разливы рек, бескрайние поля

И я не знаю лучше края,

Чем наша славная Мордовская земля.

Мордовия моя- леса и пашни

Цветов и птиц привольная страна

Неужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона.

- Ребята, мы не случайно начали занятие с этих стихов, потому что сегодня мы поговорим о Мордовии и народных праздниках.

Наша республика многонациональна.

- Какие народы проживают на территории Мордовии? (мордва, татары, русские)

- Все народы в нашей республике живут дружно, в мире и согласии.

- к нам на занятие пришли куклы, они одеты в национальные костюмы. Нужно сказать в какие национальные костюмы они одеты.

Дидактическая игра «Опиши национальный костюм»

Люди тоже наряжаются в национальные костюмы.

- Куда они надевают эти наряды? (на праздник)

Наш народ любит праздники и справляет их с давних времен.

- Скажите, ребята, какие старинные народные праздники вы знаете?

(«Новый год», «Рождество», «Крещение», Масленица», «Пасха»)

Накануне рождества колядовали. Этот день назывался «калядань чи»- день коляды.

Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. Для этого пекли специальные пирожки - калядань прякат с различной начинкой: картошкой, горохом, капустой, калиной, свеклой и т. п.

Колядка

Ой, коляда, коляда,

Сегодня день коляды.

Коляда, коляда,

Завтра день Рождества!

Коляда, коляда!

Испеките пироги

если даш пирожок,

Родится у тебя сынок.

Ой, коляда, коляда!

День сегодня коляды!

Накануне Рождества!

Коляда, коляда,

Дайте нам пирожка.

- На праздники наш народ устраивал посиделки.

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали

Пряли тонкое сукно

Дружно ткали, вышивали

Поиграть не забывали

И до нас дошла игра

Называется она «Суркс».

Подвижная игра «Суркс» (колечко)

Дети встают в круг. По считалке выбирают ведущего.

Раю, раю выбираю Раю,раю вешендян

И игру я начинаю Раю, раю ушедан

Кто колечко найдет Кинь кеца сурксь

Топотушки начнет Листь кштимя

Ведущий ищет колечко. Тот, у кого было колечко, выходит в середину круга и пляшет. Ведущим каждый раз становится тот, у кого колечко.

- Одним из любимых праздников нашего народа является «Масленица»

- Как праздновали «Масленицу»?

- Мордва на масленицу пекли пшенные блины, пили мордовский национальный напиток «Позау»

Масленичная гора называлась масла панда. Молодые женщины, вышедшие замуж приносили сюда пшенные блины, которыми угощали молодых парней. За это они катали их на салазках.

Воспитатель и дети угощают гостей пшенными блинами и позой.

Масленица

Не блины у нас дрочены

Как в народе говорят

В гости кто не приглашенный

Приглашаем всех подрят

Позы этой пенистой отведай

Угощайся с нами

Пшенными блинами.

- В наше время появилось много современных праздников.

- Какие современные праздники вы знаете?

(«День знаний», День народного единства», «8 марта», «День победы», «День защиты детей» и др.)

Заключительный этап

- Ребята, вы знаете много о праздниках. К каждому празднику выпускали открытки. Показ презентации «История открытки»

Защита детьми проекта «Мордовская открытка»

(Дети рассказывают о своих открытках, которые они сделали дома с родителями)

Результат:

- развитие умений для создания оригинальных композиций

- развитие познавательной активности

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом

- создание мордовских открыток (ребенок вместе с родителями экспериментирует в процессе собственной деятельности, сочетает изобразительные техники и материалы).

Литература:

1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 10 т. Т. 7. Ч. 2. Календарно-обрядовые песни и заговоры / под ред. Б. П. Кирдана. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. – 304 с.

3. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы: труды Мордовской этнографической экспедиции. – Вып. 3. – М.: Изд-во «Наука», 1973. – 216 с.

4. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341.

5. Мордасова С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы респ. науч. -практ. конф. (Саранск, 10–11 апреля 2003). – Саранск, 2003. – С.

6. Мордва : Историко-этнографические очерки / НИИЯЛИЭ; отв. ред. В. И. Козлов. – Саранск: мордов. кн. изд-во, 1981. – 410 с.

7. Финно-угорский мир: справочник по истории

Публикации по теме:

Детский дизайн в дидактических, развивающих играх Детский дизайн в дидактических, развивающих играх Дети - маленькие художники, скульпторы, конструкторы. Они обожают творить: сочинять,.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проект по развитию дизайнерских и творческих способностей в подготовительной группе «Мордовская открытка»
Опубликовано: 16 июля 2013 в 21:16
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...