Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов

Мария Бубякина
Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4 «Чэчир»

с. Намцы МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

Проект вариативной программы

«Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров»

Воспитатель:

Бубякина М. И.

с. Намцы 2011-2013г. г.

Введение

Одна из сегодняшних проблем, с которой сегодня всем приходится сталкиваться – это как воспринимать окружающий мир. И все это невозможно без знания об истории и культуры своего народа и мира в целом. Знание это предмет эстетического развития, которому в детских садах на занятиях изобразительного искусства отводится довольно мало времени.

Дошкольники – фантазеры и особую роль в их развитии играет воображение, которые являются центральным новообразованием в дошкольном возрасте.

У многих шестилеток психологи диагностируют низкий уровень воображения. В первую очередь потому, что вся их энергия и силы посвящены несвойственной им учебной деятельности, в которой дошкольному воображению нет места.

Решая проблему создания условий на занятиях для развития творческого воображения дошкольников, я решила использовать развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров.

И поэтому эта тема на сегодня актуальна как никогда.

Актуальной проблемой является применение различных методов и приемов изобразительного искусства с использованием якутских орнаментов и узоров на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка в детском саду и дома.

Объектом исследования будет развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительное искусство.

Предметом исследования является использование якутских орнаментов и узоров в процессе обучения дошкольников по программе дополнительного образования.

В связи свыше указанными объектом и предметом исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: дошкольники в процессе изучения художественного творчества предков, каковым является дошедшие до нас и изученные ранние образцы якутских орнаментов и узоров, смогут яснее и глубже представить все их многообразие и богатство, научатся уважать и любить национальные традиции и культуру якутского народа, если:

- изучать историю и развитие якутских орнаментов и узоров;

- практически приобщить детей к особенностям технологий якутских орнаментов и узоров;

- разработать методическую рекомендацию.

Новизна

Развитие воображения детей в изобразительном искусстве, используя всех орнаментов и узоров.

Цель вариативной программы:

На основе всестороннего исследования развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров разработать методическую рекомендацию обучения дошкольников в условиях учебных занятиях.

Задачи исследования:

- исследование значения орнаментов и узоров в жизни якутского народа;

- изучение техники обработки и изготовление изделий;

- выявление значения разновидности швов, орнаментов и узоров применяемых в шитье;

- создать для развития творческих возможностей детей предметно-развивающее образовательное пространство, для максимального раскрытия интеллектуального, художественно-творческого потенциала каждого ребенка.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

- изучение и анализ культурологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;

-изучение якутских орнаментов и узоров;

- наблюдение за учебно-воспитательном процессом на занятиях кружка;

- беседы;

- анализ творческих работ воспитанников.

Методологической основой нашему исследованию послужили труды психологов и педагогов по проблеме развития творческих способностей, творческого мышления и воображения личности С. А. Рубенштейна, Ю. Б. Гатанова как психологического процесса. Труды исследователей якутского художественно-прикладного искусства. Теоретические основы исследования составили психологическая теория развития воображения А. Я. Дудецкий, Л. С,Выготский и другие, педагогические исследования в области дошкольной педагогики Н. Н. Поддяков, Е. Ровцова, О. М. Дьятченко и другие. Следует отметить также недостаточность методической литературы по теме нашего исследования. В этой связи данное вариативная программа применительно к методике обучения дошкольников в развитии творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров отличается определенной научной новизной и теоретической значимостью. А также имеют практическую значимость в качестве методического пособия для использования на кружковых занятиях.

Календарно-тематическое планирование занятий по программе

«Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров»

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь «Грибы в корзине»

Цель: развитие воображения, мышления, художественный вкус.

«Отонноотоххо оноойук туолар»

Цель: развивать у детей замысел, воображение, использовать различные приемы рисования. «Сказа про теплые холодные краски»

Цель: познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные теплые тона. «Саахымат ойуу»

Цель: составлять композицию узора, развивать у детей воображение.

октябрь «Мой родной край»

Цель: развивать у детей наблюдательность.

«Дары осени»

Цель: развитие изобразительных навыков, художественный вкус. «Составить узоры в полосе и картинку из треугольников»

Цель: составлять композицию узора, развивать у детей воображение и мышление. «Букет для воспитателей»

Цель: развивать у детей воображение, использовать знакомые приемы рисования красками.

Ноябрь «Рисунок по песне»

Цель: развитие воображения, мышления и художественный вкус. «Утвари наших предков»

Цель: воспитывать уважение и интерес к труду мастеров, создавшие красивые вещи. Замечать разное построение орнаментов и узоров. Учить аккуратно, рисовать орнаменты и узоры. «Нарисуй кого ты хочешь увидеть по телевизору»

Цель: развивать воображение, закрепить умение передавать прямоугольную форму. «Зимний пейзаж»

Цель: умение рисовать по знанию окружающей действительности, развивать пространственное воображение.

Декабрь «Силуэты фигур»

Цель: развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки.

«Здравствуй Новый год»

Цель: учить детей передавать впечатления Новогоднего праздника, развивать воображение, замысел, использовать яркие цвета. «З что мы любим Новый год»

Цель: развивать воображение, фантазию, внимание. Учить передавать впечатления, использовать яркие цвета. «Праздничный салют»

Цель: создавать у детей радостное настроение, желание рисовать яркие огни салюта.

Январь «Сказочная птица»

Цель: развивать у детей воображение, закреплять умение передавать образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности. «Волшебный мешочек»

Цель: развивать тактильную память, воображение, познакомить с приемом фантазирования.

«Украсим платье узорами»

Цель: развитие графических навыков, образного мышления и воображения. «Театр теней»

Цель: развитие воображения образного мышления, художественный вкус.

Февраль «Поиграем в фотографов»

Цель: развивать у детей воображение, вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учиться передавать различное выражение лица персонажа.

«Узор на чепраке»

Цель: развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать по цвету, украшать орнаментом чепрак. «Сказка Таал-Таал эмээхсин»

Цель: развитие воображения, самостоятельно выбирать эпизод для рисования. «Удивительные перчатки»

Цель: развитие воображения, внимания, дать выразительность и оригинальность перчатки.

Март «Моя любимая сказка»

Цель: развивать у детей фантазию и воображение, передавать характер сказочных образов самостоятельно выбирать эпизод. «Весенний ковер»

Цель: развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит весенних цветов. «Загадки и отгадки»

Цель: развивать у детей воображение, вырезать силуэт предмета. «Весенний пейзаж»

Цель: создать композицию, передать весеннее настроение, развивать воображение.

Апрель «Необычная картинка»

Цель: развитие воображения художественный вкус и пространственную ориентировку. «Мое настроение»

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, активность мышления и речи. «Волшебные пуговицы»

Цель: развитие мелкой моторики, воображение и мышление. «Весна идет»

Цель: создать композицию, передать весеннее настроение и развивать воображение.

Май «Подснежники»

Цель: развитие творческих способностей, воображение. «Птицы прилетели»

Цель: развитие мелкой моторики, развить творческие способности, передать весеннее настроение. «Кукла в национальном костюме»

Цель: развитие воображение, передавать колорит, уметь составлять композицию узора. «Веселая прогулка»

Цель: познакомить с картинкой, развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину».

Июнь «На что похоже Солнце»

Цель: развивать воображение, активность внимания, развитие речи, мышления. «Мыльные пузыри»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображение, активизация мышления и речи. «Говорящие рисунки»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, активизация мышления, графические навыки. «В природе этого нет»

Цель: развивать воображение активизация внимания, мышления и речи.

Список использованной литературы:

1. Светлана Гин по методу Триз;

2. Швайко Г. С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;

3. Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»; Леонова О. В. «Рисуем нитью ажурные картинки»;

4. Мохначевская А. В. программа «Рисование в детском саду»;

5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» 2008 г;

6. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров.

Публикации по теме:

Выступление на августовской конференции 2012 год Я работаю над развитием интеллектуальных и творческих способностей детей В работе использую проектный метод Это способ организации педагогического.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 10:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития...
Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка». Как я...
Конспект НОД «Это я, это я, это вся моя семья»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие» Цели • Воспитывать...
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе «Пушкинский бал».
Конспект открытой НОД в подготовительной к школе группе: «Пушкинский бал» Автор: Табакова О. И. Соавторы: Лантухова Е. М, Мансурова С. А. Интеграция...
Организация смотра-конкурса «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»
Смотр-конкурс в детском саду организован в соответствии с годовым планом, приказом и положением. ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лэпбук как средство...
Перспективное планирование по ФЦКМ в старшей группе на 3 квартал
Март. 1. "Путешествие в прошлое лампочки". Пр. сод: Познакомить детей с историей электрической лампочки; вызвать положительный эмоциональный...