Проект «Веселая масленица» Цикл занятий с детьми старшего возраста

Надежда Лукина
Проект «Веселая масленица» Цикл занятий с детьми старшего возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №396»

Приволжского района города Казани

ПРОЕКТ Веселая масленица

подготовили:

Лукина Надежда Борисовна – воспитатель,

Бедняжкина Елена Александровна - воспитатель

Программное содержание:

• Учить детей чувствовать настроение праздника, выраженное в музыке, художественном слове.

• Развивать интонационную выразительность речи и слуховое восприятие у детей.

• Закреплять умение использовать плясовые движения в пляске, быть ловким, быстрым, выносливым в игре.

• Воспитывать интерес к обычаям своего народа, уважение к русским традициям.

Музыкальное сопровождение праздника Масленица.

1 .Песня «Что вам нравится зимой?» Е. Теличеевой.

2. Русская народная песня «Ах ты, зимушка-зима!».

3. Музыка Н. Римского-Корсокова «Проводы зимы».

4. Песня «Выйди, солнышко!» Р. Паулса.

5. Русская народная песня «Блины».

6. Музыка Вивальди «Весна».

Игры и соревнования к празднику «Веселая Масленица».

1. «Попади в снеговика».

2. «Горшок».

3. «Сковорода».

4. «Волк во рву».

5. «Баба Яга».

6. «Иван-косарь и звери».

7. «Перетягивание каната».

8. Катания па ледянках и санках.

Проводы зимы. Весёлая Масленица

Действующие лица

Зима

Баба Яга

Домовой

Весна

Масленица

Дюймовочка

Мальчик-с-пальчик

Праздник начинается и зале. Входит Зима.

Зима. Снег пушистый стелется, улица бела.

Я - Зима - Метелица,

В гости к вам пришла!

Хорошо ли вам было зимой?

Исполняется песня «Что вам нравится зимой».

Дети Хорошо!

Ребенок. Хватит реки льдом ковать!

Лес морозить, птиц пугать!

Уймитесь ветры полуночные,

С морозами, метелями и вьюгами!

Звучит русская народная песня «Ах ты, зимушка - зима!»

Зима. Вижу, вижу, пришла пора прощаться!

Пора весне дорогу уступить!

Где она?

Влетает Баба Яга.

Баба Яга. Привет, друзья! Опять меня, красивую, на праздник не зовете! Все о Весне говорите! А я ее спрятала, ни за что не найдете! Сама правда, забыла, куда!

Зима. Я тебя за такие проделки заморожу! Говори, куда Весну Красну дела?

Баба Яга. Ой, простите меня, старушку древнюю! Хочу с вами веселиться! Запамятовала я куда спрятала Весну! Придется идти к моему родственнику Домовому, он рядом живет. Может, подскажете?

Из домика выходит Домовой.

Баба Яга. Что это ты. Мой друг, грустишь?

Домовой. Замерз совсем! Жду не дождусь, когда Весна появится!

Баба Яга. Далась тебе Весна! Я ж ее спрятала, а куда, не помню. Помоги, старый.

Домовой. Опять ты хулиганишь. Откуда мне знать, куда ты запрятала ее? Ищи скорей. Сил нет, как холодно.

Баба Яга. Что ж пойдем дальше. Может, кто-нибудь подскажет.

Домовой. И я пойду, а то в сосульку превращусь скоро.

Зима. А вот «Поляна сказок», может, сказочные герои нам помогут.

На полянке герои сказок сидят на пеньках.

Дюймовочка и Мальчик-с-пальчик. Отгадайте наши загадки, может, и поможем вам найти Весну-Красну.

• Где живет Баба-Яга? (В избушке на курьих ножках)

• Имя мальчика, которого унесли Гуси-Лебеди? (Иванушка)

• Второе название скатерти? (Самобранка.)

• В чем летает Баба Яга? (В ступе.)

• Кто из жителей болот стал женой царевича? (Лягушка)

Дюймовочка. Что ж, молодцы! Читаете и знаете сказки.

Мальчик -с-пальчик. А вот и Весна!

Входит Весна. Звучит запись звуков весеннего леса.

Весна. Здравствуйте, дорогие друзья! Долго я к вам добиралась Баба - Яга за Колдун - гору меня спрятала. Что нам делать с ней? Простить? Будь, по-вашему.

Зима. Нашли мы тебя, сестричка! (детям) Остается с вами Весна надолго. Теплом, солнцем будет вас радовать. И про меня не забывайте, добром вспоминайте, зовите в гости, когда время придет.

Зима уходит.

Весна. А какие весенние месяцы вы знаете?

Дети. Март, апрель, май.

Весна. А о приметах весенних можете рассказать?

Дети. Где грачу не летать, а к весне опять прибывать.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

Майский мороз не выдавит слез.

Весна. Давайте поиграем, но вначале посчитаемся.

Под горой, у реки, живут гномы-старики.

У них колокол висит, рассеребряный звонит.

Динь-дон! Динь-дон! Выходи из круга вон.

Проводится игра. «Попади в снеговика»

Баба - яга и Домовой принюхиваются.

Весна. Что это наши гости так беспокоятся? Вам что, скучно?

Баба-яга. Запах откуда-то забытый.

Домовой. Любимый, вкусный.

Весна. Конечно, я же не одна пришла, со мной дорогая гостья Масленица! Зовите ее!

Входит Масленица.

Дети. (поют)

Едет Масленица дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живет Масленица 7 деньков,

Оставайся с нами 7 годков!

Масленица (кланяется). Спасибо, дорогие что приветили.

Масленица бывает в конце февраля начале марта. Она возвещает о конце зимы и начале весны. Масленица великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками и плясками, играми и сытными застольями, обязательно с блинами.

А что вы знаете о Масленице?

Дети. Масленица начинается в понедельник, который называется ВСТРЕЧА.

Вторник ЗАИГРЫШИ (время игрищ и развлечений).

Среда ЛАКОМКА (едят сладости).

Четверг РАЗГУЛ (самый веселый день).

Пятница ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРА (зятья папы идут в гости на блины к бабушкам маминым мамам - теща).

Суббота ПОСИДЕЛКИ (родственники собираются на ужин, сидят общаются)

Воскресенье ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ прощеное воскресение.

Масленица. Спасибо, детушки! Давайте играть.

Проводится игра «Горшок».

Ребенок. Тинь тин тинка!

Подай блинка,

Оладышки, прибавышки!

Масленым кусочком поделись!

Масленица. Пожалуйте, гости дорогие! Я вас дожидалась. Сдобные лепешки не лезут в окошко. А горячие блины в рот захотели.

Звучит русская народная песня «Блины». Дети угощаются.

Масленица. Я гуляла с вами, теперь сажусь в сани!

По лесам плясала, да больно устала!

Дети (поют). Ты прощай, прощай, прощай, наша Масленица!

Весна. Что ж. друзья! Пора и мне в лес! Порядок после зимушки навести да разбудить лесных жителей, деревья, кусты. Приходите к нам, но не обижайте моих лесных жителей!

Звучит музыка, дети пляшут.

Занятие по проекту «Весёлая Масленица»

Тема: Знакомство с историей праздника Масленица.

Цель: познакомить детей с тем, как в старые времена люди па Руси праздновали Масленицу, вызвать интерес у детей к истории русского народа, активизировать познавательную деятельность детей, продолжать расширять и пополнять словарный запас у детей.

Материал: репродукции картин художников, «Энциклопедия календарно - обрядовых праздников на Руси», книга «Детские частушки, шутки, прибаутки».

Структурные элементы занятия.

1 .Беседа педагога с детьми о традициях, праздниках русского народа.

2. Чтение педагогом частушек, прибауток, считалок и заучивание с детьми некоторых из них.

3. Рассматривание иллюстраций с изображением празднования Масленицы.

4. Сюрпризный момент: приход «сказочницы», одетой в русский костюм. Проводится игра «Сковорода».

5. Угощение детей блинами.

Занятие по проекту «Весёлая Масленица»

Тема: Масленица - без блина не маслена.

Цель:развивать интерес к национальным праздникам русского народа, познакомить детей с рецептами приготовления блинов, дать детям возможность принять участие в приготовлении теста для блинов.

Материал: рецепты приготовления блинов, посуда, продукты по рецепту, буклеты открыток «Русские блины».

Структурные элементы занятия.

1. Рассказ педагога «Масленица традиционно славилась блинами».

2. Рассматривание с детьми буклета открыток по теме.

3. Обсуждение рецепта, подготовка продуктов, посуды.

4. Практическая работа педагога совместно с детьми.

Занятие по проекту «Веселая Масленица»

Тема: Коллаж «Широкая Масленица».

Цель: учить ориентироваться в пространстве листа, создавать многофигурную сюжетную композицию, располагая предметы изображения ближе, дальше, формировать навыки коллажироваиия, развивать умение распределять обязанности для достижения поставленной цели, дружно работать в коллективе сверстников, оказывать посильную помощь, развивать творчество фантазию.

Материал: лист ватмана, клей, кисточки, ножницы, иллюстрации и фотографии.

Структурные элементы занятия.

1. Беседа с детьми о празднике Масленица.

2. Тренинг «Вспомни, что интересного было па празднике».

3. Рассматривание фотографий, принесенных детьми из дома.

4. Задание «Определите в подгруппах содержание картины, распределите обязанности выполнения коллажа». 5. Творческое задание «Сделайте картину в память о проведенном празднике».

Приложение 1

Игра «Попади в снеговика». Дети берут “снежки” (мячики) и пытаются попасть в снеговика, нарисованного на большом листе бумаги.

Игра «Горшок». Дети-“горшки” сидят по кругу на корточках. Масленица говорит: "Продаю горшки, продаю горшки!"Выбегает “покупатель”, обегает детей, затем встает у одного ребенка-“горшка”. Масленица (хвалит горшок). "Смотри, какой горшок красивый, блестящий, в нем и сметану можно держать, и молоко налить, и деньги прятать. Покупай!"“Покупатель” и “горшок” обегают круг, при этом “покупатель” старается занять место “горшка”. В этом случае “горшок” становится “покупателем”. Игра повторяется, только теперь “продавцом” вместо Масленицы становится ребенок.

«Игра-сковорода» (игры на Масленицу)Участников для этой игры выбирают примерно одинаковых по силе.

Человек 5-10 встают в круг и берутся за руки.

У самых ног чертится круг - сковорода.

Под музыку все начинают идти или бежать вокруг сковороды. Когда музыка умолкает, останавливаются и начинают тянуть своих соседей справа и слева на сковороду, а сами упираются ногами. Кто наступил на сковороду или отпустил руку соседа, тот "испекся". Потом опять бегут по кругу, и так до тех пор, пока не останется 1 или 2 победителями.

Эта народная игра особенно хороша для зимы – от нее и на морозе жарко!

«Иван косарь и звери»

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут –

Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

- Иван-косарь, что ты делаешь?

- Траву кошу.

- А зачем косишь?

- Коров кормить.

- А зачем коровы?

- Молочко давать.

- А зачем молочко?

- Сырцы делать.

- А зачем сырцы?

- Охотников кормить.

- А зачем охотников кормить?

- В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Игра «Волк во рву»

Для игры понадобится нарисовать две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 метра друг от друга, между этими линиями будет ров. Во рву сидит водящий – волк. Участники игры встают на одной из сторон рва. По сигналу водящего участники перепрыгивают через ров. Волк в это время их старается поймать, но изо рва он выходить не может. Все те, кто наступит в ров или кого поймает волк, становятся помощниками волка и стараются поймать остальных участников.

«Баба Яга»

Количество игроков: четное

Дополнительно: телогрейки, косынки, длинные юбки, старые туфли

Эта игра идеально подходит тем, кто хочет повеселиться вместе с друзьями на свежем воздухе. Необходимо взять из дома пару старых телогреек, пару старых длинных юбок, две старые косынки и две пары старых туфель на высоком каблуке. Когда все придут на место, ведущий должен попросить друзей полностью облачиться в эти костюмы и по сигналу обежать вокруг намеченных деревьев. Затем они передают одеяния следующим игрокам, которые также обегают деревья…

Приложение 2

Русская народная песня в исполнении Ф Шаляпина «Ах ты, зимушка зима»

Ах, ты, зимушка-зима,

Ты холодная была,

Э-эй, да люли,

Ты холодная была.

Ты холодная была,

Все дорожки замела, ох.

Все дорожки да все пути,

Негде милому пройти,

Э-эй, да люли,

Негде милому пройти.

Я дорожку да размету,

Сама к милому пойду.

Сама к милому пойду.

Меня милый подхватил,

В даль-сторонку укатил,

Э-эй, да люли,

В даль-сторонку укатил.

Ах, ты, зимушка-зима,

Ты холодная была,

Ты холодная была,

Все дорожки замела.

Русская народная песня "Блины

На Руси с давних времён очень любили печь блины, без них не обходился ни один праздник и ни одно народное гулянье. Блины всегда были для нас как второй хлеб, а по сему, о них и стихи складывали, и сказки писали, и даже песни пели. Вот одна из таких русских народных песен под названием «Блины».

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои

Р. Паулс «Выйди, выйди солнышко»

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зернышко!

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток!

Потянется на восток,

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдем,

В гости к солнышку придем!

«Что нам нравится зимой?» Слова Л. Некрасовой музыка Тиличеевой.

Что вам нравится зимой?

Белые полянки.

А на горке снеговой-

Лыжи или санки.

Что вам нравится зимой?

Потеплей одеться.

В шубке теплой меховой

На морозе греться.

Что вам нравится зимой?

Мягкие сугробы

Чтоб кататься день-деньской

Крепость строить чтобы.

Что вам нравится зимой?

Вся в игрушках разных

Елка в комнате большой

В новогодний праздник!

Приложение 3

Старинные рецепты русских блинов.

Блины гречневые.

За 5-6 часов до выпечки замесить тесто из 4 стаканов гречневой муки, 3 стаканов теплого молока или воды,! столовой ложки растопленного молока, 2 желтков и небольшого количес тва сухих дрожжей. Тщательно вымесить тесто и дать ему подняться. За тем снова выбить, всыпать 1 чайную ложку соли и ложку сахара, обварить 1 или 2 стаканами горячего молока или воды, снова вымесить. Можно добавить два взбитых белка, размешать, дать тесту подняться и, не размешивая его больше, чтобы не опало, испечь блины.

Блины грсчнево-пшеничны.

За 5-6 часов до выпечки замесить тесто из 3 стаканов пшеничной муки, 2,5 стаканов теплой воды, 1 столовой ложки растопленного сливочного масла и небольшого количества сухих дрожжей. Вымесить как можно лучше тесто и дать подняться. 1 IOTOM ОПЯТЬ выбить, положить по 1 чайной ложке соли и сахара, 1 стакан гречневой муки и снова дать подняться. За час до выпечки вымесить, обдать 2 стаканами очень горячего молока, положить два взбитых в пену белка, осторожно размешать. Когда тесто поднимется, не размешивая испечь блины.

Блины гречнево-пшеничные заварные.

2 стакана гречневой муки размешать с 1 стаканом теплой воды или молока, тщательно размешать. Когда немного остынет, добавить 25 г дрожжей, поставить в теплое место. Когда поднимется, тесто обмять, выбить лопаткой, положить по 1 чайной ложке соли и сахара, 2 стакана пшеничной муки, 50 г сливочного масла, 6 растертых желтков, 1 стакан молока и 6 взбитых в пену белков. Дать подняться, и испечь блины.

Литература

Г. Н. Тубельская Праздники в детском саду и начальной школе.

Э. П. Костина Родина моя - Россия.

И. Паикеев Русские праздники и игры.

Э. П. Костина Родина моя Россия.

И. Ю. Рябцева Л. Ф. Жданова Приходите к нам на праздник.

Журнал Музыкальная палитра №1 2007г.

Лапшина Календарные народные праздники в детском саду.

Детские частушки, шутки, прибаутки. Ярославль, 1997г.

Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Зимнее творчество на участке — подготовительная группа.Зимнее творчество на участке — подготовительная группа. Хочется рассказать и показать, как организовать жизнь детей интересней и содержательней, напомнить удивительными впечатлениями и радостными.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Проект «Веселая масленица» Цикл занятий с детьми старшего возраста
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 12:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...