Групповой игровой творческий межпредметный проект «Весенние традиции русского народа»

Ольга Чурсина
Групповой игровой творческий межпредметный проект «Весенние традиции русского народа»

Участники проекта:

Инструктор по физической культуре

Чурсина Ольга Анатольевна ВКК

Воспитатели разновозрастной группы

Мандрыкина Н. И., Чурсина О. А.

Родители разновозрастной группы

Дети – разновозрастной группы

Сроки реализации проекта – три недели.

Тип проекта:

по числу детей – групповой ;

по доминирующему методу – игровой, творческий;

по предметным областям – межпредметный (художественная литература, музыка, физическая культура);

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание, социализация, физическая культура.

Актуальность: Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, приобщая к ним детей, мы помогаем войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам и русским традициям.

Обогащать духовный мир детей.

Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица», "Сороки", "Преподобного Алексия, человека Божия" или Алексей -с гор потоки.

Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы, изготовления жаворонков, изготовления корабликов.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционным народным праздникам "Сороки", "Алексей с гор потоки"

Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Работа с родителями.

Цель:

пробудить желание помочь воспитателям в сборе информации об истории возникновения православных праздников;

реализовать мероприятия, направленные на воспитание уважения к жизни наших предков, на развитие нравственно – патриотических чувств.

1. Папка-передвижка с информацией об истории возникновения праздников.

2. Стенгазета "Приглашаем на блины"

3. Выставка коллективной детской работы "Солнышко"

4. Изготовление бутофорских блинов вместе с детьми.

Работа с детьми.

I этап. Подготовительный.

Выбот темы поекта, актуальность.

II этап. Разработка проекта.

Довести до участников проекта важность данной темы;

Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

Составить перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта.

Материалы к проекту:

1. План проведения проекта

«Весенние традиции русского народа».

11 марта

Беседа "Широкая масленица"

Цель: Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы, с масленичными песнями, их разучивание. (Приложение №1)

12 марта

Разучивание весенних закличек.

(Приложение №2)

13 марта

Коллективная работа "Солнышко"

Цель:

(Приложение №3)

14 марта

Изготовление чучела Масленицы и композиции "Карусель"

Цель:

(Приложение №4)

15 марта

Праздник "Масленица"

Цель: закреплять и расширять у детей представление о народных праздниках, их культуре: обычаях, традиционных видах деятельности, подвижных играх, загадках, песнях, сказках. Воспитывать любовь и уважение друг к другу.

(Приложение №5)

18-21 марта

Беседы "Традиции русского народа"

Цель: 1. Познакомить детей с женскими и мужскими традиционными костюмами (рубаха, сарафан, юбка, плоток, опоясок, кокошник и т. д., познакомить какими узорами украшались сарафаны, рубахи.

2. Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных блюд; способ их приготовления. Рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них.

3. Познакомить детей с народными промыслами.

4. Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении; о том, что в избе есть красный угол.

5. Ознакомить с традиционной тряпичной игрушкой, расширить знания по традиционной русской культуре.

Дать представление о видах и назначении тряпичной куклы.

(Приложение №6)

22 марта

Развлечение "Встреча весны. Сороки"

Цель:1. Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей к

культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.

2. Обобщить знания детей о птицах.

3. Закрепить знания о классификации птиц: перелётные, зимующие, пролётные.

4. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам, воспитывать желание помогать птицам.

5. Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков.

(Приложение №7)

30 марта

Беседа "Алексей – с гор потоки"

Цель:1. Знакомство детей с народным праздником весны, закрепить знания детей техники оригами.

2. Изготовление корабликов.

(Приложение №8)

2. Приложения

№1 ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА

Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.

По одной из версий, название "масленица" возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.

Масленица самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка".

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых "Масленица", "Воевода" и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно. Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами.

Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня масленица, госпожа масленица". До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В воскресенье перед Масленицей по традиции наносили визиты родственникам, друзьям, соседям, а также приглашали в гости. Так как в масленичную неделю нельзя было есть мясо, последнее воскресенье перед Масленицей, называли "мясное воскресенье", в которое тесть ездил звать зятя "доедать мясо".

Понедельник -"встреча" праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. Дети делали утром соломенное чучело Масленицы, наряжали его и все вместе возили по улицам. Устраивались качели, столы со сладостями.

Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки? женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).

Среда "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.

Четверг "разгуляй". В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг оборона или взятие снежного городка.

Пятница "тещины вечера", когда зять едет "к теще на блины".

Суббота "золовкины посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.

Воскресенье это заключительный "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы. 1 Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Действительно, Масленица стала нашим любимым праздником с детства, с которым связаны самые приятные воспоминания. Также, неслучайно с днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы".

№2

№3

№4

№5

МАСЛЕНИЦА

Спортивный праздник с детьми старшего, подготовительного возраста.

Подготовила и провела инструктор по физической культуре Чурсина О. А. ВКК

Ведущий русском национальном костюме):

Что за праздник?

Что за праздник?

Не слыхали о нем разве?

Будет праздник здесь большой-

Встретится Зима с Весной.

Зиму с песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

А скажите, вам охота

Встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущий:

Что ж, тогда придется звать

Масленицу-Просковею,

Потому что только с нею

Встреча эта состоится!

Под музыку в зал входит «Зима».

Зима:

Здравствуй, весь народ частной!

День сегодня непростой.

Я пришла проститься с вами!

Мой закончился черед,

У порога весна ждет!

Ведущий:

Погоди, зима, прощаться

И с детьми на год расстаться

Все хотят с тобой сплясать,

Песни спеть и поиграть.

Дети разновозрастной группы исполняют танец с ложками.

Проводится эстафета «На метле, как на коне»

Зима:

Так негоже уходить!

Что на память подарить?

Ведущий:

Прикажи нести блины,

Что румяны, масляны.

Ты, видать, обряд забыла:

На Руси законом было

Щедро зиму провожать,

Всех блинами угощать.

И аж целую неделю

Масленицу-Просковею

Прославлять и величать.

Звучит песня "Ой блины мои блины" (вносят бутофорские блины, сделанные совместно с родителями)

Зима:

Сей обычай, знаю я,

Будь по-вашему друзья!

Символ праздника несите,

Масленицу покажите!

Ребята повторяют за ведущим:

Ой, Масленица-кривошейка,

Совстречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И печеным яйцом.

Ведущий: Что-то нет нашей Масленицы. А вы, ребята, знаете заклички о Масленице? Ну–ка, послушаем.

Дети разновозрастной группы рассказывают заклички про Масленицу.

Под русскую песню вносится чучело.

Ведущий: Здравствуй, сударыня Масленица!

Будем Масленицу величать да блинами угощать!

Какая же масленица без блинов горячих и румяных?

Русская Масленица издавна славилась своими блинами.

Зима: Напекли мы вам поесть- сотен пять, а может шесть! Угощение на славу, а ребятам – на забаву. Угощайтесь, гости дорогие!

Эстафета "Кто быстрее напекет блинов"

Ведущий: Давайте вспомним русские забавы!

1. Эй, ко мне подбегайте

Да за канат хватайте!

Кто кого перетянет –

Силачом станет!

"Перетягивание каната"

2. "Бег в мешках"

3. "По парам в широварах"

Ведущий: А теперь пора Зиму провожать, да весну закликать

Дети всех групп рассказывают заклички о весне и солнце.

Все (хором):

-Уходи, зима! Приходи весна!

Прощай зима! Прощай, Масленица!

Зима:

И еще обычай есть -

Надо Масленицу сжечь,

Чтоб тепло ее костра

Моя милая сестра

Всей душою ощутила,

К нам на праздник поспешила.

Ведущий:

Зазывай народ весну,

Синеоку и красну!

Ребята:

Весна, приди! Три угодья принеси!

Первое угодье - в реках половодье!

Другое угодье - солнце на подворье!

Третье угодье - зеленое раздолье!

Весна (входит):

Я – Весна-красна!

Бужу землю ото сна!

Напою соком почки,

На полях рощу цветочки,

Прогоняю с бухты лед,

Светлым делаю восход!

Всюду, в поле и в лесу,

Людям радость я несу.

- Здравствуй, милая Зима,

Тебе на смену я пришла.

Зима:

- Здравствуй, милая Весна,

Домой на север мне пора.

Прощайте, люди, и простите!

На Зиму зла вы не держите.

В свои права Весна вступай,

Природой править начинай!

Зима уходит и забирает с собой Масленицу.

Ведущий: Весна, Весна,

Что ты нам принесла?

Весна:

Принесла я вам здоровья, танцы, игры и задорье.

1. Гимнастический танец "Русский платок"

2. Ритмический спортивный танец "Разноцветные горошки"

3. Гимнастическая композиция "Венок из одуванчиков"

Весна: А сейчас давайте исполним хоровод «Веснянка» (с детьми подготовительной группой)

Дети становятся в круг и танцуют под русскую музыку. Весна — в центре круга. В руках у Весны плюшевая игрушка. Она отдает ее одному из танцующих, тот, в свою очередь, передает ее соседу справа и т. д. Внезапно музыка прерывается, и тот, у кого осталась в руках игрушка, выбывает из круга. Затем музыка играет вновь, и танец продолжается. Последний оставшийся в кругу участник получает от Весны приз.

Игра «Масленица» (с детьми старшей группы)

Слова к игре: А я — масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Ведущий:

- Спасибо Весна, что пришла.

Входи, Весна, в каждый дом!

Тебе, Весна, все рады!

Весна: Спасибо за приглашение!

Ведущий:

Вот и подошло наше весель к концу.

Наша Масленица, ты широкая,

Спасибо, тебе,

За то, что в детский сад к нам пришла

И веселье принесла!

А теперь приглашаю в группы на угощенье, на блины и продолжение веселья.

№6

№7 22 марта — Сороки (день сорока мучеников Севастийских).

День сравнялся с ночью:

На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается.

На сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.

От Сорока мучеников отсчитывали сорок утренников (утренних морозов, и вдень Зосимы-пчельника (30 апреля) начинали сеять гречку.

Этот день — вторая встреча весны (первая — на Сретенье, 15 февраля). Люди радовались тому, что прошла половина Великого поста и приближается Пасха. У богини Лады, охранительницы, особенно почитаемой славянами, испрашивали разрешения закликать весну:

Благослови, мати,

Ой, мати Лада, мати,

Весну закликати.

Крестьяне считали, что в этот день из теплых краев прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Тому, кто первым увидит его и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни. Хозяйки выпекали из ржаной муки «жаворонков» с распростертыми крыльями, глазки делали из сушеных ягод. Дети насаживали печенье на колышки или подвешивали на ниточках, выносили на улицу, подбрасывали вверх и кричали заклички:

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромною милостию:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весь день дети играли, водили хороводы на подтаявших лужайках, а под вечер прикрепляли печеные фигурки к веткам деревьев, прятали их под крыши домов и сараев, скармливали скоту и съедали сами. Кому из мужчин попадется «жаворонок» с запеченной монеткой — тот назначался «семейным засевальщиком», разбрасывающим первые пригоршни зерна. В Белоруссии вместо «жаворонков» пекли «аистов», в южных областях — «куликов». В некоторых местностях после принятия христианства стали готовить печенье в виде небольших крестиков, обладающих, по поверьям, большой живительной силой. В такое печенье запекали различные предметы, символизирующие богатство или бедность, счастье или неудачи. Собравшиеся за столом члены семьи одновременно разламывали доставшиеся им фигурки и гадали на свою судьбу. Дети выбегали на улицу с печеньями-крестиками и выкрикивали заклички:

Крестики, крестики, жавороночки,

Крест подают и водой обдают,

Половина-то говина перевалится,

Кадка с молоком перекатится.

Если же дни стояли морозные даже после закликания весны, то крестьяне выбрасывали на улицу специально испеченные колобки — шарики из теста — и выставляли на крыльцо миску овсяного киселя, приговаривая:

Мороз-Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся подобру-поздорову!

Таких колобков можно было испечь сорок штук и выбрасывать каждый день по одному, ежедневно напоминая забывчивому морозу о том, что пора и честь знать. Верили, что мороз, наевшись угощения, уйдет до следующего года и не станет мешать крестьянам в их весенних посевных работах. Таким образом, ритуальное выпекание хлеба призвано было способствовать новому урожаю.

Позвав весну, крестьяне начинали активную подготовку к весенним полевым работам.

№8

30 марта — День Алекеея-солногрея, или Алексея теплого. День назван в честь преподобного Алексия, человека Божьего.

Алексей — с гор потоки.

На Алексея выверни оглобли из саней.

Алексей — человек Божий, зиму-зимскую на нет сводит.

Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей.

Сверху печет, снизу течет.

Алексей — теплый — сани на поветь.

Каковы на Алексея ручьи, такова и пойма (разлив).

Если в этот день появлялись большие ручьи — ждали теплой и благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев. Дети пускали в весенние ручейки кораблики, вырезанные из коры, и соревновались — чей поплывет быстрее.

Кораблик плывет,

Товары везет:

Все дешевые,

Все грошовые!

Смолы да вару —

На грош всего товару;

Дыму да ветру —

Ничего в трюме нету!

Дети играли в детскую весеннюю игру «Родничок»: становились друг за другом по одну сторону весеннего ручья, обхватывали друг друга руками за пояс и пели песню. Спев, боком перепрыгивали через ручей на другую сторону, мешая при этом друг другу, придерживая и стараясь столкнуть в воду. Кто из ребят коснется воды — из игры выбывает.

Публикации по теме:

Презентация для родителей! Презентация для родителей разновозрастной круглосуточной группы ГБДОУ детский сад №29 г. Санкт-Петербурга. В Презентации рассказывается что.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Групповой игровой творческий межпредметный проект «Весенние традиции русского народа»
Опубликовано: 5 июня 2013 в 07:28
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...