МААМ-картинки

Проект «Влияние комплексных занятий на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Наталья Алексеевна Чернышова
Проект «Влияние комплексных занятий на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Публикация «Проект „Влияние комплексных занятий на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Формирование творческой личности — одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно — творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий — приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности — это творчество. Известно, что детское творчество — явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребёнка для того, чтобы успешно развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своём творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребёнка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно — эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, изобразительной деятельности.

Большое значение для формирования творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации имеет взаимодействие музыки, изобразительного искусства, художественного слова.

Именно поэтому я обратила внимание на комплексные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусств.

Кроме того, комплексные занятия

способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

• помогают формированию устной речи, её развитию и обогащению;

развивают эстетический вкус;

• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования творческих способностей ребёнка.

В последние годы под руководством Н. А. Ветлугиной была предпринята попытка разработать методику проведения комплексных занятий, включающих восприятие детьми различных видов искусства (музыки, песен, репродукции картин, иллюстраций, произведений художественной литературы и т. д.) и непосредственную художественно — творческую деятельность детей. В её работах под комплексом понимается целостность, образующаяся из отдельных частей (искусство, видов детской художественной деятельности, которые в системе целостности утрачивают свою относительную самостоятельность. Значение слова «комплекс» означает «связь», «сочетание», следовательно, элементы, части комплекса относительно самостоятельны.

Комплексные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики : образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. В основе этих явлений лежит процесс объединения отдельных частей в некое гармоничное целое на основе какого — либо интегрирующего фактора.

Цель: теоретически обосновать и практически реализовать комплекс педагогических условий, содействующих формированию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Объектом является воспитательно — образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе проведения комплексных занятий.

Гипотеза: мы предположили, что включение в воспитательно — образовательный процесс комплексных занятий будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей дошкольников.

Задачи:

проанализировать и уточнить понятие творчества и творческих способностей, опираясь на работы психологов, педагогов, а также обратить особое внимание на состояние теории и практики проведения комплексных занятий с детьми дошкольного возраста;

рассмотреть «механизм» творческого процесса и определить влияние комплексных занятий на развитие творческих способностей детей;

выявить психологические и педагогические условия развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста в ходе проведения комплексных занятий;

определить место комплексных занятий в педагогическом процессе;

выявить степень эффективности проведения комплексных занятий и их влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Методы:

изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

анкетирование и беседа с родителями.

При планировании и организации комплексных занятий важно соблюдать следующие условия:

обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

правильное определение главной цели комплексного занятия;

при разработке занятий выделение главного и использование знаний из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала. Использование определяющих дифференцированных знаний;

при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;

необходимо сохранять положительно — эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;

на комплексных занятиях целесообразно использовать дидактические игры, развивающие упражнения, физкультминутки.

Новизна: освоение нетрадиционной для дошкольного воспитания структуры комплексных занятий.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость состоит в том, что:

используются разнообразные виды деятельности, имеющие возможности интеграции друг с другом (например, драматизация сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей нормативной и понятийной лексики);

учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Познавательная значимость состоит в том, что:

в работе с детьми используются методы и приёмы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т. д.);

применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения комплексных занятий.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта :

введение поисковой деятельности в содержание комплексного занятия на каждом этапе (ориентировочный, исполнительский, результативный) позволит сформировать у ребёнка активное отношение к содержанию деятельности;

использование в содержании комплексных занятий игры, как интегрирующего фактора, позволит обеспечить благоприятный эмоциональный фон, поддержать интерес на протяжении всего занятия;

внедрение нетрадиционных способов изображения поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а также обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.

Критерии эффективности:

уровень освоения образовательной программы;

удовлетворение родителей качеством образования;

информационно - методическая обеспеченность.

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом – 5 лет, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки

I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :

Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей 3-7 лет.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Проведение диагностики творческих способностей детей

6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II этап – рабочий (внедренческий) :

1 блок – работа с детьми

Циклы занятий

«Овощи и фрукты»

«Первые сказки»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

«Зимние забавы»

«Предметы обихода»

• Сказочные птицы

• Любимые сказки

• Наши игрушки

• У природы нет плохой погоды

• Портрет Снежной королевы

• Это – мы

• Овощи и фрукты

• Дикие животные

• Зимняя сказка

• Подводное царство -учить слушать и понимать стихи,потешки,короткие рассказы;

-формировать эмоцианальную отзывчивость и интерес к малым фольклорным формам;

-способствовать развитию у детей представлений о цвете,форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;

-развивать творческую активность и детское воображение.

-учить детей пересказывать сказки,используя свои рисунки;

-учить выполнять изодражения, используя выразительные средства:основные цвета и их оттенки так-же природный и бросовый материал.

-формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества.

-учить группировать предметы по цвету,выделять один из группы;

-учить сравнивать предметы по длине способом приложения;

_закреплять знания геометрических фигур в игре «Закрой окошко»;

-учить рисовать творчески;

-развивать мышление,учить отгадывать загадки;

-Упражнять детей в лепке предметов круглой и овальной формы.

-развивать логическое мышление детей;

-учить отгадывать загадки;

-учить рисовать любую игрушку;

-упражнять в составлении описательного рассказа о своей игрушке.

-учить понимать и оценивать природные явления,их влияния на эмоциональное состояние человека;

-закреплять умение составлять схему и рассказ по схеме;

-передавать свое эмоциональное состояние в мимике,жестах,движении в зависимости от природных явлений;

-учить отечать полным ответом;

-воспитывать умение слушать;

-закрепить последовательность рисования портрета;

-создать сказочный образ Снежной королевы,дополняя его деталями и элементами присущим этому образу;

-развивать познавательные способности.

-формировать умение описывать внешний вид и одежду друг друга;

-учить образовывать формы повествовательного наклонения от глаголов «рисовать», «танцевать» и др. ;

-регулировать темп и силу голоса;

-учить отражать свои мысли,впечатления в изобразительной деятельности.

-уточнить знания детей о фруктах,овощах и месте их произростания;

-учить соотносить форму предмета со знакомыми геометрическими телами (шар,цилиндр)

-развивать познавательные способности детей;

-учить отражать свои знания в лепке.

-развивать у детей воображение,умение формировать компазицию рисунка,передавать колорит зимы;

-вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами поэзии и изобразительной деятельности,используя знания детей;

-учить составлять рассказы по иллюстрации

-обучение детей технике работы с песком,созданию композиции и ее размещение на листе бумаги;

-развивать творческие способности;

-закреплять знания о подводном мире,его обитателях.

Развитие каждого цикла дано с учетом следующих сенсорно-двигательных методик, условно называемых нами:

«Веселая зарядка».

«Ладушки».

«Путешествие по сказкам».

«Умелые ручки»

«Не скучаем – поиграем».

«Любят маленькие детки веселиться и плясать».

«Кто ловкий, кто смелый».

Рисование

«Жар-птицы» (с использованием природного и бросового материала).

Музыка К. Сен-Санс «Карнавал животных».

Пересказ сказки П. Ершова «Конек – Горбунок».

Математическая игра «Подарки для Машеньки».

Потешка «Мы ногами топ-топ.

Лепка из соленого теста.

Загадки об игрушках.

Рисование «Моя любимая игрушка»

Рассказывание об игрушке.

Слушание музыки, стихотворения.

Рассказывание сказки.

Составление с детьми рассказа по схеме.

Составление схемы.

Игра «Найди свою пару».

Просмотр эпизодов сказки по мультимедийному проектору.

Рисование портрета. Снежной королевы.

Эксперименты со льдом.

Составление описательного рассказа.

Речевые упражнения.

Рисование автопортрета.

Экологическая игра «Где зреет?».

Математическая игра «На что похоже?».

Аппликация «Что нам осень принесла?».

Пение, танцевальные импровизации.

Экологическая игра «Узнай, какой зверь?».

П. и. «Мишка бурый».

Лепка «Мишка косолапый по лесу идет…».

Загадывание загадок, называние пословиц, поговорок.

Работа с художественными произведениями

Рисование зимних пейзажей.

Беседа с детьми о подводном царстве.

Обсуждение разных техник рисования.

Рисование подводного царства.

Дидактическая игра «Собери морской пейзаж». 2-3 год работы по проекту

(младший дошкольный возраст)

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

2 блок – работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование,

беседы

Консультации и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2. Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы Доклады,

презентации

Доклады, «Мастер-класс» В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1. Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары,

публикации, взаимопосеще-ния,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7 лет.

Формы проведения и примерные темы комплексных занятий

Таблица 1

Занятие для младшей группы «Вышла курочка гулять»

Художественная литература Математика Театральная деятельность Рисование

Потешки «Солнышко - ведрышко»

«Смотрит солнышко в окошко» Форма предмета, цвет, размер «Вышла курочка гулять» - драматизация песенки с помощью кукольного театра Рисование «Зернышки для курочки»

Таблица 2

Занятие для младшей группы «В гости к Машеньке едем»

Математика Художественная литература Лепка из соленого теста

Форма предмета, цвет, размер «Мы ногами топ-топ» Пирожки для Машеньки (лепка из соленого теста)

Таблица 3

Занятие для средней группы «Сбор урожая»

Ознакомление с окружающим миром Математика Музыкальное восприятие

Отличие плодов растений по месту их произрастания (сад, огород) Форма предметов, геометрические тела (шар и цилиндр) Пение, танцевальные импровизации

Таблица 4

Занятие для старшей группы «Сказочная птица»

Рисование Музыка Художественная литература

«Жар- птица» (с использованием природного и бросового материала) К. Сен-Сан «Карнавал животных» Пересказ сказки П. Ершова «Конек - горбунок»

Для комплексных занятий выбрано такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет интегрировать разные виды художественной деятельности, варьировать формы работы с детьми и методы организации работы (вся группа, подгруппа, индивидуально).

Выводы: опыт проведения комплексных занятий показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию детей, рациональному распределению содержания программы. Занятия такого рода нравятся детям. Они носят развивающий характер, обеспечивают максимальную активность детей.

Комплексные занятия

позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности, сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность,

способствуют освоению детьми новых способов действий, осознать связи и зависимости, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения условий и руководства со стороны взрослых,

помогают развивать творческие способности, формировать у детей

объективную картину окружающего мира,

- способствуют развитию таких качеств, как воля, собранность, упорство в достижении цели.

Список литературы:

1. Богоявлинская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей.

2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия : в первой младшей группе детского сада, во второй младшей группе детского сада, в средней группе детского сада, в старшей группе детского сада.

3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991г.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985г.

5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1981г.

6. Логинова В. И., Бабаева Т. Н. Детство: программа развития и воспитания в детском саду.

7. План – программа воспитательно – образовательной работы в детском саду. Под редакцией Михайловской,2003г.

8. Трофимова М. В. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль,1997г.

9. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников,2002г.

10. Фадеева Е. ,Траханова А. «Программа комплексных занятий с детьми дошкольного возраста «Прыг-скок по радуге».

11. Художественное творчество в детском саду. Под редакцией Ветлугиной,1974г.

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем»Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем» Программа кружка словесного творчества "Творим, выдумываем, сочиняем"Программа по развитию словесного творчества детей 5-7 лет базируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние комплексных занятий на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 января 2013 в 00:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД