Проект «Волшебная страна сказок» для старшей группы

Елена Борзенкова
Проект «Волшебная страна сказок» для старшей группы

Паспорт проекта

Вид проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Продолжительность проекта: учебный год

Участники проекта: воспитанники средней - старшей группы «Почемучки», воспитатели, родители.

Образовательная область: чтение художественной литературы

Области интеграции: социализация, познание (расширение представлений о сказке, сказочных героях, их характере, художественное творчество, коммуникация (речевое, эстетическое развитие детей дошкольного возраста).

Актуальность проекта

Во всём мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место разнообразным устройствам: телевизорам и компьютерам. Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…

Не отрицая значения электронных источников информации, нельзя не заметить, что именно книги в большей степени способствуют в воспитании чувств, более глубокому освоению знаний, повышения интереса к книге.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение, во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Русская народная сказка способствует:

- нравственному воспитанию ребенка;

- становлению социальных и коммуникативных навыков;

- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;

- развитию логического и образного мышления;

- познанию окружающего мира.

Цель и задачи

Цель: создание разноплановых условий, способствующих эстетическому, духовно-нравственному и коммуникативному развитию дошкольников через знакомство со сказками и их театрализацию.

Задачи:

Учить различать виды сказочных произведений и узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, выражать свое отношение к героям сказки;

Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения.

Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через словесные дидактические и театрализованные игры.

Изготовление различных видов театра для обогащения развивающей среды.

Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.

Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей через театральную деятельность и знакомство с художественными произведениями.

Предполагаемый результат:

- пробуждение у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;

- умение детей сотрудничать друг с другом и со взрослыми;

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков;

- развитие творческого воображения и мышления.

Предполагаемый результат:

Компетенция:

- дети хорошо знают сказки;

- знакомы со сказочными героями;

- имеют представления об их характерах;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

- владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;

- отличают сказки от рассказов.

Коммуникативные навыки:

- дети получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми;

- возникает желание доискиваться до сути происходящего;

- испытывают чувство гордости за самостоятельно и совместно со взрослым изготовленный продукт деятельности;

- имеют адекватную самооценку;

Предпосылки научной деятельности:

- имеют устойчивый интерес к работе с художественной литературой;

- возникает стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;

- способны свободно вступать в общение с людьми.

План реализации проекта

Образовательные области Виды деятельности

Коммуникация - Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки», «Сочини сказку про …», сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти.

- Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок.

- Викторина «Ах, уж эти сказки.

- Коммуникативные игры: «Кто чем приметен», «Путаница».

- Обогащение словаря детей.

Чтение художественной литературы - Чтение произведений: «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Снегурушка и лиса» (р. н. с., «Сивка – бурка», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, и другие.

- Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

- Пересказ прочитанных сказок.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Художественное творчество - Рисование героев сказок «Краденое солнце», «Снегурочка»; сюжетное рисование «Три медведя».

- Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Федорино горе».

- Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др.

- Самостоятельное детское творчество.

- Помощь в оформлении выставок в группе.

- Иллюстрирование сказки.

Социальное развитие - Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с элементами волшебства.

- Помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки».

- Самостоятельное детское творчество

Здоровье и физическая культура - Проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр из сказок.

- Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята».

Познание - Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх.

- Использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы, создание проблемы)

- Сочинение экологических и математических сказок.

- Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой, «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя».

Трудовое обучение - Подготовка атрибутов и декораций к спектаклям (эстетический вид)

- Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц».

- Ручной труд. Поделки из природного материала.

Театрализованная деятельность - Инсценировка сказок: «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Кошкин дом», «Айболит».

- Различные драматизации и спектакли с использованием разных видов театра и кукол.

Работа с родителями Выставки детского творчества, сотворчество детей и родителей:

- конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки»;

- выставка книг «Сказки моего детства»;

- выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам.

Подготовка родителями атрибутов и декораций к постановкам спектаклей по мотивам сказок.

Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников». Проведение викторины для родителей «Ах, уж эти сказки

Консультации для родителей по данной тематике «Сказкотерапия».

ВЫВОДЫ

1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.

2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.

3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.

Этапы

Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями, и с педагогами ДОУ.

Основной этап

Решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта.

Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных).

Заключительный этап

Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта.

Подведение итогов. Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Здравствуй, Зимушка-Зима» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок» Паспорт проекта Ветеринарная клиника «ДРУЖОК» Автор-разработчик проекта: Асаенок Е. В., воспитатель (2 кв. категория); Старикова К. В. ,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Волшебная страна сказок» для старшей группы
Опубликовано: 12 января 2014 в 13:55
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...