Проект «Волшебные песчинки» для детей 5–6 лет

Валерия Мазова
Проект «Волшебные песчинки» для детей 5–6 лет

Хорошая речь – важнейшее условие

всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче

ему высказывать свои мысли, тем активнее

осуществляется его психическое и речевое развитие.

В. А. Сухомлинский

Проект «Волшебные песчинки».

Автор – составитель: воспитатель – Мазова Валерия Вячеславовна.

Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 73 – ЦРР».

Вид проекта: педагогический, по формированию представлений у детей о работе в песочных планшетах, знакомить со способами рисования в интерактивной песочнице, развитие речевого творчества детей.

Срок реализации: проект краткосрочный, рассчитан на один месяц.

Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатель, родители.

Актуальность.

Установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка. Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей.

Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использование метода песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с целью развития их творческих способностей

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связанно формирование как личности в целом, так и всех психических функций в целом. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Понимая важность речевого развития детей, а в особенности речевого творчества в нашей группе был реализован проект «Волшебные песчинки».

Цель: организовать эффективное взаимодействие по обеспечению условий способствующих развитию представлений детей о работе в интерактивной песочнице, овладение способами рисования в песочном планшете, развитие речевого творчества детей.

Задачи:

Теоретическое изучение взглядов и рекомендаций исследователей по проблеме ;

Подбор и адаптация приемов игровой деятельности с песком для детей дошкольного возраста;

Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

Составление картотеки игр и упражнений с песком;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу развития детей, к повышению их речевого творчества;

Создание рабочей программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой».

Предполагаемый результат:

Дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;

У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика;

Дети научаться составлять рассказы, сказки по рисунку в песочнице;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу коррекции детей, к повышению их творческих способностей;

Принципы работы:

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых;

Постепенность и систематичность следования от простых и доступных знаний к более сложным;

Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Выявление проблемы:

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с проблемами в речевом развитии.

Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжается в течение всего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решением задач умственного воспитания детей.

Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время становится все более актуальной. У многих детей не сформирован интерес к речевому творчеству. В образовательной деятельности практически не используются средства развития творческой фантазии ребенка (сочинение сказок, стихов, фантазирование, мультимедийные игры). Недостаточно хорошо создана предметная среда, способствующая развитию у детей речевого творчества. Имеется недостаток материально- технической оснащенности образовательной деятельности. Поэтому потребность в формировании у детей речевого творчества возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

План работы над проектом.

I этап – подготовительный

Подготовительный этап проекта направлен на изучение литературы по проблеме, выявление уровня речевого творчества у детей 5-6 лет. Подбор методического и практического материала для детей и родителей. Создание картотеки игр и упражнений с песком.

II этап – основной

Работа основного этапа предполагает знакомство с интерактивной песочницей детей, организацию эффективного взаимодействия по обеспечению условий, способствующих совершенствованию речевого творчества детей, формирование навыков и обучение способам рисования в песочнице. Так же на этом этапе проводится работа по просвещению родителей в данном вопросе, стремление повысить интерес родителей к деятельности в ДОУ.

III этап – заключительный

На заключительном этапе выявляется эффективность проведенной работы, оценивается заинтересованность и умение детей работать в интерактивной песочнице. Итогом проекта является разработка рабочей программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой».

Этапы работы

Этапы Мероприятие

Подготовительный Определение целей и задач проектной деятельности.

Проведение диагностирования детей, на определение актуальности проекта.

Составление плана основного этапа.

Создание картотеки игр и упражнений с песком.

Основной

Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье».

Буклет «Развиваем речь играя».

Консультация для родителей «Возможности песочной терапии».

Знакомство детей с песочницей (ритуал входа в песочную страну, правила поведения в песочнице).

Путешествие по песочной стране:

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат».

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальцами картинку.

Заключительный Подведение итогов и анализ результатов проекта.

Разработка рабочей программы «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой».

Список литературы

1)Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке.

Практикум по песочной терапии. - СПб.: «Речь», 2007. – 50 с.

2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. «Речь», 2008. – 125 с.

3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008. – 176 с.

4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

Публикации по теме:

«Волшебные конфеты для мамы» Сценарий праздника, посвящённый к Международному женскому Дню 8 Марта (для детей 4–6 лет)«Волшебные конфеты для мамы» Сценарий праздника, посвящённый к Международному женскому Дню 8 Марта (для детей 4–6 лет) Сценарий к 8 марта в ДОУ "Волшебные конфеты для мамы" Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей.

Дидактическая игра по обучению грамоте «Волшебные домики с буквами» для детей 5–7 летДидактическая игра по обучению грамоте «Волшебные домики с буквами» для детей 5–7 лет Дидактическая игра «Волшебные домики с буквами»предназначена для совместной работы взрослых и детей 5-7 лет на этапе развития звуко-буквенного.

Дидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки»Дидактическая игра по развитию речи детей 5–7 лет «Волшебные камешки» Дидактическая игра "Волшебные камешки" Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-7 лет). Цель: развитие навыков звукового анализа слов,.

Кружок по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебные краски» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Данная программа базируется на положениях ФГОС о художествен-но – эстетическом развитии детей среднего дошкольного.

Автор публикации:
Проект «Волшебные песчинки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 22 октября 2017 в 13:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Мастерская художников» в семейном детском саду
Как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игра. Все дошколята любят играть. И часто они просят взрослых поиграть с ними. Мои...
Воспитатель — это звучит гордо!
Добрый вечер уважаемые друзья, коллеги и гости моей странички! Мне очень бы хотелось предложить вашему вниманию несколько поэтических строк, которых навеяла...
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Фотоотчет.
Доброе время суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет с мероприятия, проведенного совместно с воспитателем подготовительной группы...
Осеннее развлечение для старшей группы «Осень золотая»
Цель: создать у детей радостное настроение , проявляя свои творческие способности Задачи: -закрепить знания дошкольников, связанные с осенней тематикой....
«Портрет любимой мамочки». Конспект занятия по рисованию с детьми 5–6 лет
Цель: Закрепить знания детей о портретной живописи, её особенностях. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить рисовать портрет, передавая черты лица,...