Папки-передвижки

Проект «Волшебный мир театра»

Татьяна Виноградова
Проект «Волшебный мир театра»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №16 «Былина»

Проект

«Волшебный мир театра»

Тема: «Взаимодействие родителей и ДОУ в воспитательно-образовательном процессе дошкольников через театрализованную деятельность»

Тип проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети, родители, педагоги ДОУ

По продолжительности: долгосрочный

Выполнила:

Публикация «Проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах

воспитатель Виноградова Т. А.

2017 год

Содержание

1. Содержание…. 2

2. Пояснительная записка…. 3

3. Актуальность…4

4. Концептуальная часть…. 6

5. Список литературы …13

6. Приложение 1 …14

Пояснительная записка

Семья является мощным фактором развития ребенка. Детский сад - это первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное и образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте системы дошкольного образования «Семья рассматривается, как равноправный субъект образовательных отношений. Необходимо пересмотреть отношения ДО с родителям - они должны быть партнерами».

От совместного сотрудничества родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Актуальность

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

В. А. Сухомлинский

В современном обществе происходит разобщенность между двумя социальными институтами – ДОУ и семьей. Уклад семьи играет большую роль в жизни ребенка, но нельзя отвергать значимость развития и воспитания дошкольника в детском саду. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства в развитии ребенка.

В дошкольном возрасте дети очень легко и быстро приобретают новые знания, умения и навыки. Но в настоящее время коммуникативное развитие ребёнка вызывает тревогу. К сожалению, телевизор и компьютер, различные компьютерные игры стали заменять общение и игровую деятельность. Дети перестают общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• Нравственным воспитанием;

• Развитием коммуникативных качеств личности (обучением, и невербальным видам общения);

• Художественным образованием и воспитанием детей;

• Формированием эстетического вкуса;

• Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это, в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию ребенка.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. А совместная деятельность с родителями - пример для подражания в развитии личности ребенка.

Любое совместное мероприятия позволяет родителям:

- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях

- апробировать разные подходы к своему ребенку

- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей группы.

Концептуальная часть.

Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец восемнадцатого- начало девятнадцатого веков) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов, в представлении участвовали все члены семьи.

Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы двадцатого века (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов. Н. И. Сац и др.) позволяет утверждать, что театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.

К. С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоничное целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов и декораторов». Он был убежден, что театр- лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.

Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры мы основываемся на высказываниях русского психолога Л. С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении

Семейным театром ставятся не только спектакли, но и изготавливается декорация, сценические костюмы, атрибуты для игр, масок, кукол – все это имело огромное значение в эмоциональном сближении детей, родителей и педагогов

Для решения проблемы тесного сотрудничества с родителями, мы выбрали новые формы взаимодействия детского сада и семьи - семейный театр.

Семейный театр – неформальное объединение родителей, педагогов и детей для решения практических задач воспитания. Людей сплачивает увлеченность конкретными идеями, совместное творчество взрослых и детей.

Разработали проект «Волшебный мир театра», рассчитанный на три возрастные группы дошкольников 4-7 лет. Участниками долгосрочного проекта являются творческая группа педагогов, дети и их родители.

Проект «Волшебный мир театра» основан на принципах:

- содействия и сотрудничества детей и взрослых;

- поддержки инициативы детей («Не оценивать, а ценить ребенка» - А. Г. Асмолов);

- личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогов и детей;

- уважения, добровольности, партнерства.

Целью проекта является :

Содействие развитию конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Оптимизация детско-родительских отношений.

Для реализации проекта поставлены следующие задачи:

1. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми через совместную театрализованную деятельность.

2. Вовлекать родителей и развивать интерес, мотивацию к совместной театрализованной деятельности.

3. Создавать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей.

4. Развивать у детей воображение, фантазию, мышление, память.

5. Воспитывать нравственные качества у всех участников проекта - отзывчивость, внимание, взаимопомощь, взаимоуважение, ответственность, активность, инициативность.

Формы взаимодействия осуществлялись в двух направлениях:

1. Просвещение родителей.

2. Приобщение к совместной театрализованной деятельности.

Просвещение родителей:

- Родительские собрания;

- Дни открытых дверей;

- Индивидуальные консультации;

- Организация обратной связи «Почтовый ящик» через сайт детского сада;

- Анкетирование (Приложение 1);

- Наглядная информация в уголках родителей;

Приобщение к совместной театрализованной деятельности :

- Оформление декорации для представлений;

- Пошив костюмов;

- Постановка спектаклей;

- Совместные праздники и развлечения родителей с детьми;

- Выставка разных видов театра, сделанные вместе с ребенком;

- Фотоальбомы «Творческая семья», «Домашний театр»;

- Участие в авторском конкурсе «Послушай мою сказку»;

- Оформление «Комнаты сказок».

- Коллективный выезд в театры города Бор и Нижнего Новгорода;

- Совместный просмотр спектаклей на базе ДОУ профессиональных артистов гастрольных театров.

Ожидаемые результаты

Активная деятельность семейного театра «Волшебный мир театра» способствует:

- Проявлению желания родителей сотрудничать с детским садом.

- Созданию условий для формирования мотивации и интереса к совместной

деятельности взрослых и детей.

- Повышению активности, инициативности, самостоятельности, творческости у детей, родителей и педагогов в процессе совместной деятельности.

- Созданию условий для развития коммуникативных, творческих, музыкальных способностей, воображения, фантазии, мышления, памяти у детей

- Воспитанию нравственных качеств у всех участников проекта - отзывчивости, внимания, взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности, активности, инициативности.

Система программных мероприятий

Основой деятельности нашего семейного тетра является добровольность.

В «Волшебный мир театра» вошли самые активные, увлеченные музыкой и культурой родители.

Сотрудничество началось с экскурсии по детскому саду, в ходе которой родители посетили все возрастные группы: растет ребенок – обогащается новым развивающее содержание. В процессе знакомства с условиями развивающей среды в группах, выявили ряд особенностей по развитию детей на каждом возрастном этапе. Наболевшие вопросы, проблемы вынесли на обсуждение. Родители высказывались по поводу интересных форм досугов, которые им известны по своим и другим семьям. Здесь же выявлялись родительские возможности организации таких досугов (профессиональные и личные) : кто что может организовать и провести. Пожелания родителей учитывались при планировании мероприятий. Родители делились своими семейными традициями. Некоторые из этих традиций нам показались очень интересными, и мы их позаимствовали применительно к нашему детскому саду.

В процессе сотрудничества через театральную деятельность создавали ситуацию успеха каждому в реализации себя.

Практически в каждом мероприятии (будь то праздник, досуг или развлечение) роли некоторых персонажей исполняют родители, что вызывает у детей восторг, и гордость, и желание быть похожим на взрослого, научиться выразительному исполнению ролей.

Разрабатывая сценарии мероприятий, мы часто используем приём включения родителей в игровую театрализованную ситуацию, смоделированную в рамках утренника. Просмотр таких постановок и участие в них даёт детям возможность в полном объёме перенимать опыт взрослых.

В младших группах проводим интегрированные занятия и праздники по театрализованной деятельности совместно с родителями. Используем разные виды театра в зависимости от поставленной цели. Дети учатся азам актёрства – сопереживанию своему персонажу, мимике, жестикуляции, интонации, кукловождению. Эта методика помогает ребёнку быстро и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

Совместные творческие проекты позволили родителям побывать авторами текста, исполнителями ролей, почувствовать творческую атмосферу и раскрыть свои умения и талант. А главное помогли перевести родителей от «проживания рядом с детьми» к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости.

Планирование по реализации проекта «Волшебный мир театра»

Наименование мероприятия

Первый этап проекта «Волшебный мир театра» - подготовительный

1.

2.

3.

Организованное собрание родителей групп.

Просветительская деятельность через презентации –

«Значение театра в жизни детей»,

«Знакомство с историей театра»,

«Первый театр на Бору».

Консультации по организации домашних театров :

- знакомство с разными видами театров;

- театрально-развивающая среда в домашних условиях;

- рекомендации литературы по выбору сюжетов для показа домашних спектаклей

Выбор творческой группы родителей в семейный театр «Волшебный мир театра». Назначение ответственных за пошив костюмов, оформление декорации.

Второй этап проекта «Волшебный мир театра» - творческий

1.

2.

Подготовка и показ спектакля по сказке «Теремок».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Теремок».

3.

4.

Подготовка и показ спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Заюшкина избушка».

5.

6.

Подготовка и показ спектакля по сказке «Колобок».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сказки «Колобок».

7.

8.

Подготовка и показ спектакля «Путешествие по сказкам».

Выставка рисунков, поделок из бумаги, природного и бросового материала, фотовыставка по мотивам сюжета «Путешествие по сказкам».

9.

Фотовыставка «Театр дома», «Мы играем в театр».

10.

Творческий вечер «Угадай-ка» - кукольное представление по народным сказкам.

Третий этап проекта «Волшебный мир театра» - заключительный

1.

Конкурс авторов сказок и рассказов «Послушай мою сказку».

Подготовка и показ спектакля на сюжет победителя в конкурсе.

2.

Фотовыставка «Театр дома», «Мы играем в театр».

3.

Оформление «Комнаты сказок» на базе ДОУ

Таким образом, подводя итог о проделанной работе можно сказать, что семейный театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Приобщение взрослых и детей к театральному искусству имеет большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях. Только живое общение обогащает жизнь детей. Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобрела опыт совместных переживаний, укрепились детско-взрослые и супружеские отношения; взрослые адекватно воспринимают, оценивают и понимают действия ребенка. Кроме того, воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Там, где действия педагогического коллектива совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, наибольший. Дети не только получали новую познавательную информацию, но и сами являлись активными участниками процесса.

Список литературы:

1. Додокина Н. В, Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду :

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика–Синтез, 2008. [9].

2. Лыкова И. А. Проектирование образовательной деятельности

«Художественно-эстетическое развитие» Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО.

2. Е. П. Арнаутова, В гостях у директора, беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей, Москва 2004г.

3. Л. Свирская, Работа с семьей: необязательные инструкции, Линка-Пресс, Москва, 2007г.

4. Н. Б. Крашенинникова, Социальное развитие дошкольников средствами музыки, Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006г.

Приложение 1.

Анкетирование родителей.

Работа по реализации проекта семейного театра «Волшебный мир театра» началась с анкетирования родителей, где были заданы ряд вопросов:

- знают ли родители, какими видами деятельности занимаются дети в детском саду;

- любимое занятие ребенка;

- совместные досуги;

- знают ли родители о том, с кем дружит их ребенок;

- как часто вместе с ребенком посещают театр, кино, цирк и т. д. ;

- любимые книги (сказки, рассказы, стихи) ребенка;

- семейные увлечения;

- семейные традиции;

- какие проблемы испытывают в воспитании и образовании своего ребенка;

- желание в активном сотрудничестве с ДОУ;

- хотели бы заниматься совместной театральной деятельностью;

- что умеет делать ребенок самостоятельно;

- какие занятия нравятся ребенку тогда, когда он играет один, с родителями или другими детьми;

- в какой форме вы могли и хотели бы участвовать в жизни учреждения.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра» Программное содержание: • Систематизировать знания о различных видах театра; • Продолжать учить детей выражать разные эмоции (радость,.

Итоговое занятие по театральной деятельности «Путешествие в волшебный мир театра и кино» .

Волшебный мир театраВолшебный мир театра "Театр-это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей".

Волшебный мир театра «Волшебный мир театра!» (Статья.) Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с.

Фоторепортаж «Волшебный мир театра»Фоторепортаж «Волшебный мир театра» Все, хоть раз в жизни были в театре, но или почти все. На кого-то он производить не приятное впечатление, кто-то испытывает смущение, а.

Фотоотчет «Волшебный мир театра»Фотоотчет «Волшебный мир театра» Волшебный мир театраВ преддверии международного Дня театра с 27 по 31 марта в нашем детском саду проходил фестиваль «Сказки гуляют по свету».

Фотоотчет «Волшебный мир театра для малышей»Фотоотчет «Волшебный мир театра для малышей» Каждый ребенок любит сказки, а смотреть их - одно удовольствие. Особенно любят смотреть сказки малыши, это их завораживает, заставляет внимательно.

Итоговый отчет о работе кружка «Волшебный мир театра» в старшей группеИтоговый отчет о работе кружка «Волшебный мир театра» в старшей группе Отчет о проведения кружка «Волшебный мир театра» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие в волшебный мир театра» Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Цель: познакомить детей с.

Положение о смотре-конкурсе театральных уголков «Волшебный мир театра» 1.0бщие положения. 1.1. Настоящее Положение о смотре-конкурсе театральных уголков «Волшебный мир театра» (далее - Положение) устанавливает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебный мир театра»
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 15:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД