Получи документы

Проект «Воспитание культуры общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Анастасия Тихомирова
Проект «Воспитание культуры общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Введение

В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми по вопросу воспитания культуры речевого поведения с целью формирования речевого общения.

Владение богатством русского литературного языка, умелое использование его изобразительно-выразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры.

Публикация «Проект „Воспитание культуры общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах

Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими, но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

На важность усвоения основ культуры речи указывали в своих работах М. М. Бахтин, Г. О. Винокур, В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, Л. И. Скворцов.

В психолого-педагогических исследованиях речевая сторона культуры общения раскрывается как специфический вид деятельности (А. А. Брудный, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Тарасов и др.).

Она рассматривается и в целом ряде лингвистических работ, посвященных речевому этикету (А. А. Акишина, В. Г. Костомаров, Е. М. Верещагин, В. Е. Гольдин, Л. П. Крысин, Т. А. Ладыженская, Н. И. Формановская).

Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.

Воспитание основ культуры общения оценивается как одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка учащимися в школе (А. С. Киселева, Т. А. Ладыженская, О. Н. Сороцкая). При этом отмечается низкий уровень культуры речевого общения первоклассников, бывших воспитанников детского сада.

Я считаю, что нужно уделять больше внимания воспитанию культуры общения именно в старшем дошкольном возрасте. Так как именно старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Проблеме воспитания культуры общения у старших дошкольников посвящена данная работа.

Проектная часть

Образовательная область: развитие речи.

Вид проекта: комплексный.

Актуальность: В настоящее время существует объективная необходимость проведения целенаправленной работы с детьми по вопросу воспитания культуры речевого поведения с целью формирования полноценного речевого общения. Так как содержательное общение старшего дошкольника со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Следует отметить, что в жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Поэтому я поставила перед собой цель: создание условий формирования культуры общения у старших дошкольников. И решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

1. Познакомить детей со способами реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

2. Развивать все стороны речи (фонетическую, грамматическую, лексическую, в том числе ее связность и образность, определяющие формирование культуры речи дошкольников как части их общей культуры.

3. Воспитывать культуру речевого общения дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в игровой ситуации.

Участники проекта: воспитатели старшей группы, дети старшей группы (5-6 лет, родители, педагог-психолог, методист.

Продолжительность проекта: 8 месяцев.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2012 г. – апрель 2013 г.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Сентябрь, 2012 г.

Задачи:

1. Сбор и анализ литературы по теме, анализ содержания разделов образовательной программы и отбор необходимого обеспечения.

2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения занятий.

На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение для использования игры в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.

Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.

Кроме того, предполагается провести опрос родителей о возможности помощи детям в освоении правил и форм речевого этикета в домашних условиях.

2 этап. Внедренческий

Октябрь 2012 г. – март 2013 г.

Задачи:

1. Опробовать механизмы использования игры с дошкольниками в условиях дошкольного учреждения.

2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.

Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий с использованием сюжетно-ролевой игры согласно тематическим планам. На этом же этапе мы планируем подключить наших воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование игры.

3 этап. Завершающий

Апрель, 2013 г.

Задачи:

1. Анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры формирования культуры общения у дошкольников.

2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию сюжетно-ролевой игры в домашних условиях, и для педагогов по использованию сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательной работе.

Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию сюжетно-ролевой игры, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах нашего учреждения и других дошкольных учреждениях.

План-график работ размещался в таблице с указанием мероприятий, сроков и результатов.

Формы реализации проекта:

Сюжетно-ролевые игры, видеозаписи занятий, родительское собрание, работа с родителями по созданию необходимого дидактического материала, создание информационного банка методических и дидактических материалов для проведения игр, создание рекомендаций для родителей по развитию культуры общения у дошкольников.

Обеспечение:

Материально-техническое: дидактические материалы к играм, костюмы и пр.

Учебно-методическое: методическая литература, справочная литература.

Информационное: мультимедийное сообщение, интернет-ресурсы.

Предполагаемые результаты:

Созданы благоприятные условия для формирования культуры общения у детей. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со сверстниками и со взрослыми.

Продукт проектной деятельности:

Информационный банк дидактических материалов, дидактический материал для сюжетно-ролевых игр, костюмы, сюжетно-ролевые игры, пакет рекомендаций для родителей и педагогов ДОУ, сценарии сюжетно-ролевых игр, видеозаписи занятий.

Презентация проекта: открытое занятие для родителей и педагогов ДОУ; выступление на педагогическом совете с результатами реализации проекта.

Рефлексия: пролонгирование проекта на 1 год, его расширение.

Заключение

Итак, подводя итоги можно констатировать следующее: в детском саду для воспитания культуры общения есть немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Работая с детьми, воспитателям следует уделять больше внимания формированию их культуры общения в играх и других видах деятельности.

Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуются следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникают чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складываются чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность контактов.

Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных, для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника. Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп.

В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения через игру.

Список литературы

1. Аммосова В. В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И. Ю. Пестряков. – Якутск: нац. изд-во «Бичик». 1995. – С 12-15.

2. Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М. : ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- С. 116-119

3. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т. А. Марковой. - М. : Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Кабачек О. Л. Диалоги о культуре. Библиотека воспитателя. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.- С. 11-14

5. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2001 - №9, с. 98 – 101.

6. Купина Н. А. Культура общения для дошкольников. - М. : Просвещение. - 2005.- С. 4-5, 160-165

7. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – С 23-28.

8. Микляева Н. В. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / Н. В. Микляева, Л. Р. Болотина, Ю. Н. Родионова. - М. : Айрис-Пресс. – 2006. – С. 15-17

9. Мухина В. Я. Спиваковская А. С. Игра и нравственное развитие дошкольников. Кн. Для воспитателя детсада. – М. : Изд-во Московского университета, 1986. – С. 17-20

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание культуры общения у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Опубликовано: 24 августа 2013 в 22:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД