Долгосрочный проект «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»

Людмила Измайлова
Долгосрочный проект «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память.

У каждой семьи есть свои традиции, свои семейные обряды, свой исторический эпос и материальная культура. Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. Именно с помощью загадок наши предки учили своих детей видеть мир и его составные части. Игры в народной культуре помогали освоению мира, социальных отношений людей через целостный художественный комплекс, сочетающий в себе пластическое движение, пение, речь, традиционное ролевое поведение персонажей; учили выстраивать и соблюдать отношения между участниками игры на основе правил, которые уважались всеми. Наши предки широко использовали народный фольклор – это игра на народных инструментах и произведения поэзии пестования – колыбельные, песни, потешки, прибаутки.

В современной семье родители обязательно должны поддерживать интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений, к проявлению музыкального творчества. Вместе с родителями дети могут принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Не менее важно в семье поощрять певческие проявления. Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку (небольшие по объему, яркие мелодии, удобный диапазон). Как можно чаще устраивать семейные дуэты (с мамой, папой, бабушкой и дедушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням. Поддерживать интерес к музыкально-двигательной деятельности детей и как можно чаще создавать ситуации для танцевальных импровизаций. Эффективной формой общения взрослых и детей являются праздники.

Праздник – это: встречи и общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома и в саду, получение ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной обстановке, торжестве, радости, веселье, которые разделяют и взрослые и дети.

Пройдут годы, дети забудут музыкальные произведения, которые звучали на празднике, танцы которые они исполняли и многое другое. Но они навсегда в своей памяти сохранят тепло общения, радость сопереживания, которое они с особой силой смогли ощутить именно рядом со своими родными и близкими.

Примерные темы мероприятий, которые можно использовать дома с детьми для развития семейных традиций:

«Мир вокруг дома» (мир природы и людей в их единстве);

«Строим дом» (обряды и обычаи строительства старинного дома);

«Мой дом» (интерьер дома);

«Кто живет в нашем доме» (состав семьи многих поколений);

«Имя – великое сокровище» (знание своего имени и имен своих родственников).

«За семейным столом» (старинные традиции застолья – способ укрепления семьи);

«У колыбельки» (колыбельные песни; нежные взаимоотношения матери и ребенка: любовь как основа семьи);

«Готовим наряды к празднику» (украшение помещения, изготовление костюмов);

«Игры» (народная детская игровая культура).

Исходя из вышесказанного и осознавая значимость данного вопроса, была сформулирована тема данного проекта:

«Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста через реализацию семейных праздников в детском саду»

Цель:

Организовать мероприятия, создающие мотивацию для ребенка и родителей к творческому самовыражению, созданию и поддерживанию традиций семьи.

Задачи:

1. Познакомить детей и родителей с этапами проведения семейных праздников, играми для всей семьи;

2. Воспитывать интерес и желание продолжить семейные традиции, принимать участие в семейных праздниках;

3. Способствовать созданию новых традиционных семейных праздников дома и в детском саду;

4. Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи через праздничные мероприятия;

5. Реализовать планируемые мероприятия.

Этапы реализации:

1. Подготовительный (подбор литературы, сценариев праздничных мероприятий с родителями);

2. Основной (осуществление плана работы)

Срок реализации – 3года.

Вывод:

Начав реализацию годового плана работы ГЭП, можно отметить, что совместные праздники с родителями становятся своеобразной визитной карточкой нашего дошкольного учреждения, они способствуют укреплению семейных связей через общее творчество, помогают в игровой, занимательной форме донести до родителей интересы и переживания ребёнка. Такие праздничные встречи становятся доброй традицией детского сада. Создаются новые традиции проведения различных праздничных мероприятий: «Музыкальная гостиная для мам» (круглый стол, «Мой папа лучше всех!» (соревнования для пап, «Прощай, зимушка – зима» и т. д.

План мероприятий на год

Сентябрь Концертно - игровая программа «Моя дружная семья» (к международному дню семьи)Цель: Знакомство с творческими семьями детского сада

(Презентации семей, представления в разных формах)

Октябрь «День пожилых людей» Цель:Поздравление, чествование старшего поколения

Ноябрь «День матери» Цель:Воспитывать любовь и уважение к матери; способствовать созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье

Декабрь Семейное развлекательное шоу для родителей и детей: «Это Я и Мой ребёнок» Цель:Способствовать укреплению доверия между родителями, детьми, педагогами; находить креативный, творческий подход в разных педагогических ситуациях; повышать опыт игрового взаимодействия с детьми

Январь Консультация для родителей «Ценность семейных традиций» Цель:Формировать традиции проведения семейного досуга

Февраль «Мой папа – лучше всех» Цель:Воспитывать любовь и уважение к папам

Март Семейное развлекательное шоу «Это я и мой ребёнок» Цель:Создать условия для реализации творческого потенциала семей

АпрельДень Ромашки (Посвящён дню семьи, любви и верности) Цель:Совершенствовать навыки общения,взаимопонимания между детьми и родителями

Май Встреча в семейном клубе "Моя семья " Цель:Формировать традиции проведения семейного досуга

Используемая литература:

Кандала Т. И., Семкова О. А. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями, 2011г.

Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.

Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.

Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду, 2006 г.

Журналы: «Музыкальный руководитель» №5 2012г., «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №2 2012г.

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Презентация на тему «Воспитание безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, улице и в транспорте» Презентация воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детского сада № 2 "Огонёк" города Будённовска и Будённовского.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 11:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «В осеннем лесу»
Лес в любое время года – место красивое и загадочное. Зимой лес замирает, весной - оживает , летом расцветает от многообразия разноцветных цветов и ягод!...
Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка»
Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна как...
«Центр безопасности»
«Центр безопасности» /старшая группа/ В сентябре 2017г. в нашем детском саду прошёл смотр - конкурс «Лучший центр по безопасности». Конкурс...
Аппликация в младшей группе «Гусеничка»
Аппликация в младшей группе "Гусеничка Интеграция образовательных областей: - Физическое развитие, - Художественно - эстетическое, - Ознакомление с...
Развлечение по правилам дорожной безопасности «Маша и Светофор». Фотоотчет.
22 сентября в нашей старшей группе "КОЛОБОК" прошло развлечение по правилам дорожной безопасности " Маша и Светофор ". В гости к ребятам пришла девочка Маша,...