Проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников, с помощью ознакомления с шедеврами классической музыки»

Ольга Вахета
Проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников, с помощью ознакомления с шедеврами классической музыки»

Вид проекта: Познавательно-творческий

Продолжительность проекта: январь-март

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить и понимать музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего детства. Экологическое воспитание дошкольников будет успешным если:

1. Вводить музыкальные произведения на занятия по экологии

2. Использовать различные виды музыкальной деятельности.

Цель. Воспитывать познавательный интерес к миру природы через знакомство с классическими музыкальными произведениями, представляющими образы природы. Расширять представления детей о том, что о природе можно рассказать с помощью различных средств: стихотворение, музыкальное произведение, картина.

Задачи.

Познание

• Расширять обобщённые представления о зиме и весне как времени года, их существенных признаках; сравнение основных признаков (состояние растений, одежда человека); поддерживать познавательные интересы к природе;

• Развивать первичные умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки, обобщать.

• Учить устанавливать причинно-следственные и временные связи.

• Побуждать и активно поддерживать интерес к окружающей природе.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.

Музыка

Познакомить с музыкальными произведениями композиторов, рисующими картины природы: Р. Шуман «Зима», «Дед Мороз»; «Святки» Январь из цикла «Времена года»; «Зимнее утро» из Детского альбома; Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»; П. Чайковский «Подснежник», «Песнь Жаворонка» Детский альбом

• Ф. Мендельсон «Песня без слов» (Весенняя)

Воспитывать эмоциональную чувствительность к музыкальному образу.

• Развивать умение на основе музыкального образа передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Художественное творчество

• Расширять представления детей о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.

• Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина «Сосна», И. Грабарь «Февральская лазурь»

Воспитывать эмоционально-положительное, бережно-заботливое отношение к миру природы через художественную деятельность.

Воспитывать умение видеть прекрасное в природе в разное время года.

Художественная литература

• Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства.

• Учить видеть характерные особенности разных времен года.

• Формировать умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, в стихах, рисунках.

• Чтение стихов о зиме и о весне.

Коммуникация

• Побуждать детей к активной речевой деятельности, внимательно слушать рассказы товарищей, дополнять ответы.

• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными

• Обогащать словарный запас.

Социализация

• Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Безопасность

• Формирование представлений о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в прир

Этапы проекта:

I. Подготовительный:

- обсуждение проекта, выяснение возможности и средств, для реализации проекта;

- определение целей и задач проекта;

- подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала по теме проекта;

- подбор материала для продуктивной деятельности;

- составление плана работы.

II. Основной этап:

Планирование образовательной деятельности

Занятия

Дата: Мероприятие: тема, программное содержание, оборудование Взаимодействие с педагогами, родителями

1. Январь

В течение всего дня (свободная деятельность) Тема: «В чём волшебство зимы»

1-я неделя:

1. Наблюдение «Природа зимой».

2. Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима – аукает…», «Стали дни короче…» И. Суриков.

3. Музыкальная игра «Белый снег» (слова и музыка М. Картушиной).

2-я неделя:

4. Слушание музыкальных произведений: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П. Чайковского).

5. Продуктивная деятельность

Рисование: «Заснеженный лес»

6. Наблюдение: «Узоры на стекле»

3-я неделя:

7. Чтение: «Жгуч мороз трескучий», Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Мороз и солнце»

8. Слушание: «Зимнее утро» из Детского альбома.

9. Дидактические игры: «Кто больше назовёт зимних слов», «Времена года»

Задачи:

- Формировать у детей представления о зимних явлениях природы, рассказывать о погоде, характерной для данного времени года.

- Учить понимать поэтические образы, видеть красоту поэзии.

- Развивать творческие способности детей, учить детей изображать при помощи движений метель, вьюгу, падающий снег.

- Формировать у детей культуру слушания музыки, формировать умение различать тембры музыкальных инструментов.

- Расширять представления детей о цветовой гамме, присущей зиме.

- Знакомить детей с зимними явлениями природы,

- Учить детей понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений.

- Побуждать детей говорить о том, какие картинки им представляются, когда они слышат данное произведение.

- Способствовать обогащению и углублению знаний детей о существенных признаках зимы. 1. Консультация для родителей на тему:

«Что необходимо для того, чтобы научить ребенка воспринимать красоту окружающей природы».

2. «Как научить ребенка

испытывать восторг и восхищение от встречи с природой».

3. Беседы родителей с детьми на темы;

«Птичья столовая»

Задачи: Обсудить с детьми, зачем нужно подкармливать птиц зимой, почему людям приятно помогать пернатым, какую пользу они приносят, как радуют людей.

2. Февраль

1-я неделя:

1. Беседа о зимующих птицах (формирование обобщенных представлений).

2. Чтение: «Кто как зимует?» Г. Скрибицкая.

3. Беседа с детьми на тему: Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли.

4. Рассматривание картины «Зимующие птицы».

2-я неделя:

5. Загадки о зимующих птицах.

6. Дидактическая игра «Угадай по описанию»

7. Продуктивная деятельность:

Лепка «Птичья столовая»

8. Рисование «Птицы на кормушке»

Задачи:

Способствовать расширению и обогащению представлению детей о птицах в зимний период (забота о них, помощь человека).

Расширять кругозор детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и ком они узнали из рассказа.

3-я неделя:

9. Наблюдение «В гостях у Зимушки-зимы»

Цель: Помочь детям увидеть красоту зимней природы (легкие падающие снежинки, блеск снега, деревья и кустарники, опушённые снегом). Обратить внимание, как падает снег на землю – большими пушистыми хлопьями или множеством отдельных снежинок.

Загадка: Что за звездочка такая

На платке и на пальто

Вся сквозная вырезная,

А возьмешь вода в руке

(Снежинка)

10. Рассматривание снежинки, Продуктивная деятельность: Рисование «Снежинка»

Слушание музыки: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского, «Если снег идёт» А. Внукова

Задачи:

- Учить детей понимать содержание стихотворения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием.

- Приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии, создающей художественно-музыкальный образ.

- Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы.

- Учить рисовать узор в соответствии с данной формой.

11. Наблюдение «Мороз и солнце, день чудесный!» (Обратить внимание детей на то, что солнце светит мало, редко показывается на небе).

12. Слушание классической музыки Р. Шуман «Дед Мороз», игра с пением «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен

4-я неделя:

13. Зимние забавы: «Берегись, заморожу», Подвижная игра «Снежинки и ветер»

14. Импровизация под классическую музыку.

15. Зимушка-зима (обобщающая беседа о зиме)

16. Слушание: февраль «Масленица»

«Зимнее утро» из Детского альбома

Дидактические игры на февраль: Игра «Когда это бывает?», «Во что любите играть зимой?», «Кто больше назовет признаков зимы?», «Так бывает или нет?», «Угадай, кто как зимует?» (животные и птицы)

Итоговое мероприятие: Оформление альбома «Что нам нравится зимой».

Задачи:

- Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, её существенных признаках

- Приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии, учить различать настроение, чувства в музыке. 1. Акция «Заботимся о птицах»

Изготовление кормушек для птиц на участке (родители совместно с детьми).

2. Экскурсия в зимний лес (родители и дети)

3. Март

Тема: «Зима недаром злится, прошла её пора» «Почему поют птицы весной»

1. Беседа о птицах: «Кто такие первые весенние вестники.

2. Музыкальная игра «Птицы и птенчики».

3. Заучивание стихотворения «Скворцы», Загадки о птицах, которые прилетают весной

4. Рассматривание иллюстраций «Ранняя весна».

5. Слушание музыки «Весною» С. Майкапара; «Весной» Э. Грига.

6. Игра «Скворушки»

Задачи: Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека). Развивать тембровый слух детей.

Учить различать настроение, чувства в музыке, сопоставлять образы природы, выраженные разными видами искусства.

7. Беседа о признаках весны по вопросам. Закрепить представления детей о том, что в это время года солнце светит ярче, чаще появляется на небе, поэтому становится теплее; под влиянием солнечного тепла тают снег и лед, бегут ручьи.

8. Чтение: Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокращении).

9. Заучивание стихотворения «Весна» Ф. Тютчев

10. Слушание классической музыки «Кулик-весна» Н. Любарский,

«Ой, бежит ручьём вода» (народная песня)

11. Продуктивная деятельность

Аппликация «Сосульки на крыше»

Задачи:

- Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений, понимать содержание произведения.

- Учить определять образное содержание музыкальных произведений. - Углублять представления об изобразительных возможностях музыки.

12. Описание весны. (Занятие)

13. Слушание рассказа «Подснежники» С. Вангели. Этюд-драматизация «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

14. Продуктивная деятельность

Рисование иллюстраций к рассказу С. Вангели «Подснежники»

15. Весна, весна на улице, весенние деньки. Рассказы детей о ранней весне (совместно с воспитателем).

16. Слушание классической музыки:

«Весной» Э. Грига; «Дождик» А. Лядова;

«Грустный дождик» Д. Кабалевского

Задачи:

- Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.

- Учить различать настроение, чувства в музыке, звукоподражание некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка)

Дидактические игры на март: «Сравнение весенних и зимних признаков», «Найди рисунки, относящиеся к весне», «Скажите ласково». Словесная игра «Подскажите словечко».

Задачи:

Формирование представлений о весне, как времени года, её погодных явлениях, основных признаках; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека.

Развивать музыкальное восприятие

Итоговое мероприятие: «Путешествие в волшебный лес»

Чтение стихов о зиме и весне. Слушание классической музыки: «Подснежник» П. Чайковского, танец с цветами.

Музыкальная игра «Скворушки»

Хоровод «Ой, течет ручьём вода» Экскурсии родителей и детей в зимний лес.

Цель: Обратить внимание детей на тихую грусть природы с наступлением зимы.

Игра «Скворушки»

Музыкальный руководитель.

Коллективная работа воспитателя, родителей и детей.

Что мы узнали:

Зима – ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается – даёт мало света и тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывает вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы:

Деревья и кустарники замерли, стоят без листьев

Но под землёй у них сохранились корни;

Животные зимуют по-разному – одни находятся в спячке,

Другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу.

Весна – заметно увеличивается день и уменьшается ночь.

Солнце светит ярко, поднимается на небе всё выше, с каждым днем дает больше света и тепла.

Тает снег, бегут ручьи, реки выходят из берегов.

Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем все лучше: Набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые,

Возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные животные.

III. Заключительный этап:

• Изготовление кормушек для птиц на участке (родители совместно с детьми)

• Акция «Заботимся о птицах». Через совместную деятельность детей с родителями привить им желание заботиться о птицах зимой.

• Оформление альбома на тему: «Что нам нравится зимой».

• Итоговое мероприятие «Путешествие в волшебный лес»

Закрепить представления детей о характерных особенностях времен года, о сезонных изменениях, происходящих в природе (жизнь растений, животных, птиц). Создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый, весёлый.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Осень, осень в гости просим!» Составители проекта: воспитатели Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: познавательно-образовательный Цель проекта: создать условия для.

Паспорт проекта «Здравствуй, Зимушка-Зима» Составители проекта: воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: воспитательно-образовательный Цель проекта: создание условий.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников, с помощью ознакомления с шедеврами классической музыки»
Опубликовано: 19 июня 2013 в 18:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...
Эссе «Я сердце отдаю детям»
Мне нравится быть воспитателем. Эта - очень трудная, но интересная и нужная профессия! Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается характер ребёнка, его...