Лучший педагог года

Проект «Взаимная радость общения». Использование малых фольклорных форм в работе с детьми до года

Людмила Плющева
Проект «Взаимная радость общения». Использование малых фольклорных форм в работе с детьми до года

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми до года.

«Взаимная радость общения»

Тип проекта

По доминирующему виду деятельности- творческий, по продолжительности - долгосрочный

Актуальность

Наличие большого числа детей, имеющих проблемы в эмоциональном развитии.

Публикация «Проект „Взаимная радость общения“, Использование малых фольклорных форм в работе с детьми до года» размещена в разделах

В потешках, пестушках, как справедливо заметила психолог Л. Н. Павлова, «отражена сущность раннего детства»- видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малютки без лукавства и фальши. Простота малых форм не имеет ничего общего с упрощённостью. В них заложена мудрость, проявлающаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребёнка, как бы говорят: «ребёнок мал, но не глуп, ребёнок беспомощен, но в нём сила роста, ребёнок для матери, но уже и не для неё, а для мира». Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека».

Исследования психологов показывают, что потешки, пестушки, народные песенки оказывают на ребёнка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социологизации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Они созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребёнка приобретённые через опыт. Поэтому небольшие стихи, созданные народом для маленьких, читаются им по несколько раз и сочетаются с определённой ситуацией, что позволяет соотносить хорошо знакомые сочетания слов с конкретной действительностью. В этом, по выражению Л. Н. Павловой, заключается влияние народной поэзии на умственное и познавательное развитие ребёнка. В них без особого назидания даются формы поведения, которые ребёнок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций. Активизирующее воздействие на ребёнка оказывает наличие в них повторяющихся звукосочетаний и слов, простая форма, восклицания и эмоциональные обращения. Использование пестушек, потешек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребёнком. Колыбельные, пестушки, потешки способствуют эстетическому развитию ребёнка. Особые интонации, ритмичность, напевность позволяют ребёнку вначале почувствовать, а затем и осознать красоту родного языка. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи ещё нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражанию, к показу действий. Каждое маленькое произведение можно повторять много раз и с каждым разом смысл и красота будут восприниматься по-новому. А исполнение при этом движений настолько естественно и органично, что кажется, будто иначе и невозможно их рассказать. Форма детского фольклора находится в тесной связи с детской психикой. Ритм и метрика повторения, комулитивность, звукоподражание и другие приёмы творчества диктуются детским вкусом и восриятием.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Лечение радостью» (использование малых фольклорныхформ в развитие детей до полугода.)

Цель

Развитие эмоциональной сферы детей при помощи фольклора

Задачи

1. Развивать культуру эмоций. Создавать ситуации, формирующие у ребёнка предпосылки копирования основных человеческих эмоций (радость, огорчение, удивление, интерес)

2. Эмоционально обогащать реакцию ребёнка яркими проявлениями чувств в процессе эмоционально- личностного общения.

3. Гигиенические процедуры, кормления, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально- положительного состояния ребёнка. 4. Эмоционально взаимодействовать с ребёнком, давая образцы адекватного реагирования в процессе чувственного контакта с окружающим миром (в радости- смех, при огорчении - печаль, сожаление – обида)

5. Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

6. Наряду с ласковым обращением к ребёнку, нужно называть и его имя, а также способствовать, чтобы малыш воспринимал это обращение.

Этапы реализации

проекта 1 этап (подготовительный)

- оценка исходного состояния прблемы

- подбор наглядно- информационного сопровождения и необходимого оборудования для занятий

2 этап (осовной)

- реализация задач, заложенных в проекте (работа по перспективному плану)

- укрепление и развитие материально-технической базы

3 этап (заключительный)

-оценка эффективностиреализации проекта

- демонстрация полученных результатов (презентация)

План мероприятий

1. Проведение цикла занятий.

2. Прослушивание музыкальных произведений (колыбельные, народные песенки)- аудиозапись.

3. Использовать фольклорные произведения для самых маленьких в ходе разных режимных моментов (во время купания, одевания, кормления, на прогулке, отхода ко сну, пробуждение).

Ожидаемые результаты

1. Ребёнок отзывается на действия ухаживающего взрослого, охотно идёт на контакт.

2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеётся, слыша ласковый тон, хмурится уловив строгие интонации.

3. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

4. По-разному реагирует на своё и чужое имя: на чужое не откликается или спокойно смотрит на взрослого. На своё имя отзывается эмоционально.

5. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами, манипулировании ими(«деловое общение)

6. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, пьёт из чашки, которую держит взрослый.

7. В вокализациях и речевых реакциях всё чаще начинает проявляться интонационная выразительность голоса в зависимости от глубины и яркости эмоционального контакта со взрослым.

8. В лепете чётко слышатся фонемы родного языка. Произведения малых фольклорных жанров эмоционально воспринимаются ребёнком и способствуют развитию речевых навыков.

Литература

1. А. А. Пластов «Пестушки: русские традиции и обычаи»

2. О. Ю. Ботякова «Мамин массаж с потешками»

3. Г. Г. Григорьева «Играем с малышом»

4. Ю. А. Разенкова «Развевайся, малыш!»

5. Интернет – источники: rodnaya – tropinka.ru

Народные песенки для детей

01. Калинка

02. Ах, вы сени, мои сени

03. Валенки

04. Во кузнице

05. Дуня-тонкопряха

06. Барыня

07. Во поле береза стояла

08. Как пойду я на быструю речку

09. Я на камушке сижу

10. Было у матушки двенадцать дочерей

11. Из-за острова на стрежень (наигрыш)

12. Во саду ли, в огороде

13. Я по луженьке хожу

14. Ай, чу-чу

15. Как на тоненький ледок

16. Метелица

17. Жили у бабуси

18. Бояре

19. Уж как шла коляда

20. Каравай

21. Пошла млада за водой

22. Светит месяц

23. Солдатушки, бравы ребятушки

24. Камаринская (наигрыш)

Пестушки и потешки

Когда ребенок гулит или аукает, приговаривают:

Ах, поет, поет

Соловушка!

Ах, поет, поет

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженький!

* * *

Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, поростунюшки!

Роток-говорунюшки,

Руки-хватунюшки,

Ноги-ходунюшки.

* * *

Когда ребенок начинает становиться на ножки:

Дыб, дыб, дыбочек

На первый годочек!

* * *

Когда ребенок учится ходить:

- Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

- В лесок по мошок:

Избушку мшить,

Чтобы не холодно жить.

Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

Тяни холсты,

Тяни холсты,

На рубашечку,

На столешничек.

* * *

Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то-от себя, приговаривая:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю,

В кошель кладу,

Домой несу:

Щурки и кучки,

Плотички и полички.

Один ершок-

Да и тот в горшок.

Щей наварю,

Николая накормлю,

Спите-тко, ребята,

Не чухкайте.

* * *

Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

Не вари кашу круту,

Вари жиденькую,

Вари мяконькую,

Да молошненькую.

* * *

Ребенка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

Три-та, та, три-та, та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке,

А кошечка по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

* * *

Прикреплённые файлы:

prezentacija-folklor_veto5.ppt | 23781,5 Кб
 
Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Волшебный сундучок» А. А. Роженцева Волшебный сундучок коммуникативно-творческий проект по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Взаимная радость общения». Использование малых фольклорных форм в работе с детьми до года
Опубликовано: 15 января 2014 в 22:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД