Папки-передвижки

Проект «Экологическая тропа»

вероника кудряшова
Проект «Экологическая тропа»

«Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Кудряшова Вероника Аркадьевна

Актуальность проблемы:

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природа-сбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

• системность;

• наглядность;

• доступность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• сезонность.

Природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания – содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, предать индивидуальный облик территории детского сада за счет создания экологической тропы, отражающей особенности экосистемы родного края – п. Подгорный.

Цель: создание экологической тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Задачи:

-способствовать познавательному развитию ребёнка;

-формировать нравственные качества, расширения кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края.

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

- формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;

Объект исследования: система экологического образования дошкольников через создание экологической тропы.

Предмет исследования: условия эффективности применения экологической тропы и её влияние на эколого-краеведческое образование дошкольников.

Гипотеза: если создать экологическую тропу на территории детского сада, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры педагогов, детей и родителей.

Этапы проекта :

Подготовительный (диагностический).

- Изучение методической литературы по проблеме исследования.

- Детальное обследование территории детского сада и выделение

места для наиболее интересных объектов экологической тропы.

- Создание и разработка маршрута экологической тропы, составление картосхемы.

Основной (практический).

- Разработка и составление паспорта всех точек тропинки.

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для деревьев и кустарников на территории детского сада

- Мероприятия с детьми и родителями.

Заключительный.

-Ожидаемый результат.

- Выводы.

Участники проекта : педагоги, дети, родители.

Этапы проекта :

Подготовительный – диагностический этап:

Изучение методической литературы по проблеме исследования. • О. Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград: Учитель 2007 г. ;

• З. Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М. : «Сфера» 2011г. ;

• Н. Ф. Виноградова. «Дети, взрослые и мир вокруг», М. : «Просвещение» 1993г. ;

• А. С. Галанова. «Дошкольники на прогулке», 2005г. ;

• А. И. Иванова. «Живая экология», М. : «Сфера» 2007г. ;

• С. Н. Николаева. «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г. ;

• Н. А. Рыжова. «Наш дом природа», М. : 2005г. ;

• Н. А. Рыжова. «Что у нас под ногами», М. : 2005г. ;

• Н. А. Рыжова. «Экологический проект «Моё дерево»», М. : 2006г. ;

• И. Урмина, Т. Данилина. «Инновационная деятельность в ДОУ», М. : 2009г.

• Л. Б. Поддубная. «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г. ;

• П. Г. Федосеева. «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.

Детальное обследование территории детского сада и выделение места для объектов экологической тропы. Обследуя территорию детского сада, разработала маршрут, который будет проходить через различные экологические системы и другие природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, и на котором дети получат устную (с помощью воспитателя) или письменную (стенды, знаки и т. п.)информацию об этих объектах.

Создание и разработка маршрута экологической тропы. Создавая экологическую тропу, я создавала фрагменты разных растительных сообществ, характерных для нашего края, что поможет педагогам в дальнейшем познакомить детей с представителями местной флоры. Точки экологической тропы : «Здоровей-ка», «Мини грядка», «Черёмуха», «Кусты»,«Цветник», «Тихий уголок в лесу», «Лесная поляна», «В саду ли, в огороде», «Мини-стадион», «Метеостанция», «Полянка», «Муравейник», «Озеро с лебедями», «Деревья»,«Птичий столбик».

Основной – практический этап:

Разработка и составление паспорта всех точек тропинки. Точка №1 «Здоровей-ка»

На тропинке предлагается детям совершить прогулку босиком (в летний период) по разной поверхности: прошагать по гальке, по песку, по керамзиту, по еловым шишкам, что будет способствовать укреплению здоровья детей, профилактике плоскостопия (массаж стоп при ходьбе по разной поверхности, профилактике простудных заболеваний.

Точка №2 «Мудрое дерево»

Точка №3 «Птичий столбик» - зона познания жизни птиц.

Точка №4 «Кустарники»

Объектами для наблюдения являются сирень, акация, рябина. Мы планируем исследовать внешние особенности: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой.

Точка №5 «Цветник»

Цветник будет украшением детского сада. Посажены растения: петуния, бархатцы, львиный зев, бальзамин, астры, сальвия. Они наиболее неприхотливы для нашей местности, цветут всё лето и первую половину осени. Это позволяет знакомить детей с особенностями внешнего вида растений, поддерживает интерес к жизни растений, учит дошкольников наслаждаться общением с природой, видеть её красоту.

Точка №6 «Лесная поляна» - зона для экологического познания дикой природы -знакомство с животными.

Точка №7 «В саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.

Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Точка №8 «Метеостанция» – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра).

Точка №9 «Полянка» (лужайка с насекомыми) – эта зона может стать основой. Она дает возможность для организации наблюдений за растениями и насекомыми родного края (леса, их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.

Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер, травы, насекомые.

Точка №10 «Муравейник» - зона экологического познания жизни насекомых (муравьев черных).

Точка №11 «Озеро с лебедями» - искусственный водоем с обитателями дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников

Точка №12 «Сосновые Деревья» - зона познания жизни деревьев

Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков. В качестве образца табличек я воспользовалась экологическими знаками на природе.

Знаки:

• Ходить по тропинкам.

• Не ломать ветки деревьев.

• Не топтать цветы, травы.

• Не кричать, не включать громко музыку.

• Не лезть в птичьи гнезда.

• Не ловить насекомых.

• Не разрушать грибницы.

• Не ловить мальков и лягушек.

• Не рвать паутинки.

• Не оставлять не затушенных костров.

• Не разорять муравейники.

Мероприятия с детьми и родителями

Заключительный этап

Ожидаемый результат. Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволит работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она будет служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников

Экологическая тропа поможет формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений, обеспечит у детей формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Участие в создании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов.

Перспектива на будущее. Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы)

Публикации по теме:

Краткосрочный творческий, информационно-обучающий проект «Экологическая тропа» Авторы проекта: Бачурина Л. П. и Ульянова Л. А. – воспитатели МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 2 младшая группа№3» Актуальность.

Маршрут «Экологическая тропа» Дата мероприятия: 19 июня 2017 г (понедельник). Цель: развивать представления детей об окружающем мире, формировать навыки бережного отношения.

Проект «Экологическая тропа»Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта: Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть,.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры и любви к родным местам у детей дошкольного возраста» Воспитатель:.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа» Актуальность проекта Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное.

Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ»Проект «Экологическая тропа на участке ДОУ» Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки» Экологическая тропа на участке детского сада Вид проекта: досугово-познавательный.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Проект «Экологическая тропа в детском саду «Мир, окружающий ребенка, - это,прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с.

Экологическая тропа Создание экологической тропы на территории нашего детского сада способствует повышению познавательного уровня дошкольника. Знания, которые.

Экологическая тропа (фотоотчет)Экологическая тропа (фотоотчет) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа»
Опубликовано: 25 октября 2017 в 15:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД